Гоголева Галина Борисовна
Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенции в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая деятельность относится к числу таких видов профессианальной деятельности, которые накладывают отпечаток на всю личность человека и часто становятся для него тем, что определяет тот образ мира, через который преломляются его внешние факторы.
Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют: дети дошкольного возраста воспринимают нормы взаимодействия со взрослыми практически без изменений, что становится основой их дальнейшего личностного развития. Причем различного рода взаимодействие педагога с детьми оказывает не однозначное влияние на развитие ребенка.
Публикация «Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенции в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Профессианальная компетентность педагога дошкольного учреждения в сфере интеллектуального развития детей это способность ценностного самоопределения педагога в отношении целей, задач, средств и перспектив взаимодействия с детьми, нацеленных на их интеллектуальное развитие.
К основным характеристикам профессиальной компетентности педагога дошкольного учреждения в сфере интеллектуального развития ребенка относятся:
•Способность к ценностному самоопределению в отношении целей и средств интеллектуального развития;
•Личностно-гуманистическая ориентация детей;
•Обладание профессианально значимыми личностными свойствами и ценностными ориентациями;
•Наличие педагогической рефлексивной культуры;
•Владение педагогическим мастерством и технологией проектирования интеллектуального развития дошкольников;
•Способность к системному видению педагогической реальности и системному действию в профессианально-педагогической ситуации;
•Креативность в профессианальной сфере.
Компетентным в сфере интеллектуального развития ребенка является педагог, способный к реализации таких функций взаимодействия с детьми, как:
•Побуждающая- умение ориентироваться на спонтанность в самоактуализации личности ребенка;
•Стимулирующая – умение задавать настрой, темпоритм, наиболее благоприятствующий развитию интеллектуальных способностей каждого ребенка;
•Апеллирующая – умение обращаться к эмоциям и чувствам детей;
•Организующая – умение предопределять ход выполнения ребенком действий;
•Направляющая – умение определять ориентиры и направление хода детской мысли;
•Регулирующая, координирующая работу всех этих функций.
Основными требованиями к профессианальной компетенции педагога дошкольного учреждения в сфере интеллектуального развития дошкольников выступают:
•Наличие знания возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей интеллектуального развития детей;
•Свободная ориентация педагога в особенностях интеллектуального развития детей определенного возраста;
•Владение педагогической технологией проектирования интеллектуального развития дошкольников;
•Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка;
•Привлечение каждого ребенка к естественной модернизации своего познавательного опыта;
•Реализация личностно ориентированной модели взаимодействия с детьми;
•Создание такой среды и естественного окружения, в которых от самих детей исходит мотивированное побуждение к интеллектуально – познавательной деятельности;
•Реализация принципа психолого – педагогического сопровождения интеллектуального развития ребенка.
Итак, в основу структуры профессианальной компетентности педагога дошкольного учреждения в сфере интеллектуального развития ребенка заложена идея связи профессианального опыта, профессианальной эрудированности, профессианального мышления и технологической культуры, определяемой мотивацией педагогической деятельности, способностью к профессианальной рефлексии, устойчивостью общекультурных и профессианальных интересов.