Лучший педагог года

Тезисы проекта «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

елена филиппова
Тезисы проекта «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Тезисы проекта

«Детское экспериментирование как средство

развития познавательной активности дошкольников».

Авторы проекта : Филлипова Е. А - воспитатель структурного подразделения ГБОУ СОШ №6 «Детский сад №10».

Концептуальность:

Цель:

Развитие познавательных интересов, формирование потребности и способности в поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

-Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки;

Публикация «Тезисы проекта „Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах

-Развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности;

-Способствовать формированию у детей личностных качеств: целеустремлённости, настойчивости, решительности.

-Развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять характерные признаки предметов и явлений;

-Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.

Актуальность:

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, а особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, ощупывает, наблюдает, сравнивает, исследует, экспериментирует, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, повышается познавательная активность.

На сегодняшний период в дошкольном образовании стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка, также как игровая. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

- развивается речь, так как ребенку необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- происходит накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

- формируется самостоятельность, способность ставить цель, преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Но проблема заключается в том, что очень часто в детских садах на занятиях преподносят готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, экспериментировать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден получать от педагогов готовые сведения о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте. Такое обучение можно назвать пассивным, у него нет шансов развить у детей высокую познавательную активность. Это может привести к тому, что детям сложно будет самостоятельно добывать знания, учиться.

Отсюда вытекает проблема, над которой должны работать педагоги ДОУ: «Формирование познавательных способностей ребенка через его активное участие в образовательном процессе». Именно поэтому мы выбрали такую тему для изучения и исследования.

Инновационная направленность:

Поисково-исследовательская деятельность вызывает у детей особый интерес, она имеет огромное значение в развитии их интеллектуальных и творческих способностей. Этот вид деятельности еще недостаточно изучен, в настоящий момент недостаточно методической литературы по организации экспериментальной деятельности, а в той, которая есть, представлены лишь примерные занятия и нет конкретной системы работы в данном направлении с учетом возрастных особенностей детей. Данный проект решает эти недостатки: в нем в системе представлена экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы). Проект позволяет проводить опыты и эксперименты не только в условиях группы, но и на прогулке. Описываемые в проекте опыты не требуют особой специальной подготовки и материальных затрат.

Обоснованность отбора приемов, методов, средств :

Используемые в организации работы с детьми методы, приемы и средства способствуют привлечению внимания детей к экспериментальной деятельности, развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Технологичность:

Проект доступен и может быть использован воспитателями ДОУ, учителями начальной школы и родителями.

Наличие продукта интеллектуальной деятельности:

1. Аннотация проекта;

2. Перспективный план экспериментальной деятельности вне образовательной деятельности для детей старшей и подготовительной групп;

3. Перспективный план экспериментальной деятельности на прогулке для детей старшей и подготовительной групп;

4. Примерные конспекты экспериментов по каждой возрастной группе;

5. Перечень необходимого оборудования для организации экспериментальной деятельности;

6. Перспективный план работы с родителями по группам;

7. Художественное слово;

8. Детский проект «Яблочко наливное», «Бумажные наряды»

9. Список методической литературы.

Результативность:

1. Расширение у детей представлений об окружающем мире;

2. Повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

3. Развитие наблюдательности и пытливости ума, стремления к познанию мира, умение использовать нестандартные решения в трудных ситуациях;

4. Развитие речи детей (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

5. Развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);

Публикации по теме:

Конкурс построек из снегаКонкурс построек из снега С приходом зимы территория структурного подразделения "Центр развития ребенка - детский сад №14" преображается. Используя удивительный строительный.

Поделки из бросового материала и солёного теста «Грибы–грибочки»Поделки из бросового материала и солёного теста «Грибы–грибочки» «Грибы» - Тема последней тематической недели октября во 2 младшей группе структурного подразделения ГБОУ СОШ № 3 «детский сад» Колосок».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тезисы проекта «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Опубликовано: 7 октября 2014 в 07:39
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тезисы проекта «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем елена филиппова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД