елена филиппова
Тезисы проекта «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тезисы проекта
«Детское экспериментирование как средство
развития познавательной активности дошкольников».
Авторы проекта : Филлипова Е. А - воспитатель структурного подразделения ГБОУ СОШ №6 «Детский сад №10».
Концептуальность:
Цель:
Развитие познавательных интересов, формирование потребности и способности в поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
-Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки;
Публикация «Тезисы проекта „Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
-Развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности;
-Способствовать формированию у детей личностных качеств: целеустремлённости, настойчивости, решительности.
-Развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять характерные признаки предметов и явлений;
-Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.
Актуальность:
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, а особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, ощупывает, наблюдает, сравнивает, исследует, экспериментирует, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, повышается познавательная активность.
На сегодняшний период в дошкольном образовании стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка, также как игровая. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- развивается речь, так как ребенку необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
- формируется самостоятельность, способность ставить цель, преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Но проблема заключается в том, что очень часто в детских садах на занятиях преподносят готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, экспериментировать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден получать от педагогов готовые сведения о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте. Такое обучение можно назвать пассивным, у него нет шансов развить у детей высокую познавательную активность. Это может привести к тому, что детям сложно будет самостоятельно добывать знания, учиться.
Отсюда вытекает проблема, над которой должны работать педагоги ДОУ: «Формирование познавательных способностей ребенка через его активное участие в образовательном процессе». Именно поэтому мы выбрали такую тему для изучения и исследования.
Инновационная направленность:
Поисково-исследовательская деятельность вызывает у детей особый интерес, она имеет огромное значение в развитии их интеллектуальных и творческих способностей. Этот вид деятельности еще недостаточно изучен, в настоящий момент недостаточно методической литературы по организации экспериментальной деятельности, а в той, которая есть, представлены лишь примерные занятия и нет конкретной системы работы в данном направлении с учетом возрастных особенностей детей. Данный проект решает эти недостатки: в нем в системе представлена экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы). Проект позволяет проводить опыты и эксперименты не только в условиях группы, но и на прогулке. Описываемые в проекте опыты не требуют особой специальной подготовки и материальных затрат.
Обоснованность отбора приемов, методов, средств :
Используемые в организации работы с детьми методы, приемы и средства способствуют привлечению внимания детей к экспериментальной деятельности, развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Технологичность:
Проект доступен и может быть использован воспитателями ДОУ, учителями начальной школы и родителями.
Наличие продукта интеллектуальной деятельности:
1. Аннотация проекта;
2. Перспективный план экспериментальной деятельности вне образовательной деятельности для детей старшей и подготовительной групп;
3. Перспективный план экспериментальной деятельности на прогулке для детей старшей и подготовительной групп;
4. Примерные конспекты экспериментов по каждой возрастной группе;
5. Перечень необходимого оборудования для организации экспериментальной деятельности;
6. Перспективный план работы с родителями по группам;
7. Художественное слово;
8. Детский проект «Яблочко наливное», «Бумажные наряды»
9. Список методической литературы.
Результативность:
1. Расширение у детей представлений об окружающем мире;
2. Повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
3. Развитие наблюдательности и пытливости ума, стремления к познанию мира, умение использовать нестандартные решения в трудных ситуациях;
4. Развитие речи детей (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
5. Развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);