Папки-передвижки

Тезисы проекта «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

елена филиппова
Тезисы проекта «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Тезисы проекта

«Детское экспериментирование как средство

развития познавательной активности дошкольников».

Авторы проекта : Филлипова Е. А - воспитатель структурного подразделения ГБОУ СОШ №6 «Детский сад №10».

Концептуальность:

Цель:

Развитие познавательных интересов, формирование потребности и способности в поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

-Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки;

Публикация «Тезисы проекта „Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах

-Развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности;

-Способствовать формированию у детей личностных качеств: целеустремлённости, настойчивости, решительности.

-Развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять характерные признаки предметов и явлений;

-Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.

Актуальность:

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, а особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, ощупывает, наблюдает, сравнивает, исследует, экспериментирует, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, повышается познавательная активность.

На сегодняшний период в дошкольном образовании стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка, также как игровая. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

- развивается речь, так как ребенку необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- происходит накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

- формируется самостоятельность, способность ставить цель, преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Но проблема заключается в том, что очень часто в детских садах на занятиях преподносят готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, экспериментировать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден получать от педагогов готовые сведения о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте. Такое обучение можно назвать пассивным, у него нет шансов развить у детей высокую познавательную активность. Это может привести к тому, что детям сложно будет самостоятельно добывать знания, учиться.

Отсюда вытекает проблема, над которой должны работать педагоги ДОУ: «Формирование познавательных способностей ребенка через его активное участие в образовательном процессе». Именно поэтому мы выбрали такую тему для изучения и исследования.

Инновационная направленность:

Поисково-исследовательская деятельность вызывает у детей особый интерес, она имеет огромное значение в развитии их интеллектуальных и творческих способностей. Этот вид деятельности еще недостаточно изучен, в настоящий момент недостаточно методической литературы по организации экспериментальной деятельности, а в той, которая есть, представлены лишь примерные занятия и нет конкретной системы работы в данном направлении с учетом возрастных особенностей детей. Данный проект решает эти недостатки: в нем в системе представлена экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы). Проект позволяет проводить опыты и эксперименты не только в условиях группы, но и на прогулке. Описываемые в проекте опыты не требуют особой специальной подготовки и материальных затрат.

Обоснованность отбора приемов, методов, средств :

Используемые в организации работы с детьми методы, приемы и средства способствуют привлечению внимания детей к экспериментальной деятельности, развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Технологичность:

Проект доступен и может быть использован воспитателями ДОУ, учителями начальной школы и родителями.

Наличие продукта интеллектуальной деятельности:

1. Аннотация проекта;

2. Перспективный план экспериментальной деятельности вне образовательной деятельности для детей старшей и подготовительной групп;

3. Перспективный план экспериментальной деятельности на прогулке для детей старшей и подготовительной групп;

4. Примерные конспекты экспериментов по каждой возрастной группе;

5. Перечень необходимого оборудования для организации экспериментальной деятельности;

6. Перспективный план работы с родителями по группам;

7. Художественное слово;

8. Детский проект «Яблочко наливное», «Бумажные наряды»

9. Список методической литературы.

Результативность:

1. Расширение у детей представлений об окружающем мире;

2. Повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

3. Развитие наблюдательности и пытливости ума, стремления к познанию мира, умение использовать нестандартные решения в трудных ситуациях;

4. Развитие речи детей (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

5. Развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);

Публикации по теме:

Конкурс построек из снегаКонкурс построек из снега С приходом зимы территория структурного подразделения "Центр развития ребенка - детский сад №14" преображается. Используя удивительный строительный.

Поделки из бросового материала и солёного теста «Грибы–грибочки»Поделки из бросового материала и солёного теста «Грибы–грибочки» «Грибы» - Тема последней тематической недели октября во 2 младшей группе структурного подразделения ГБОУ СОШ № 3 «детский сад» Колосок».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тезисы проекта «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Опубликовано: 7 октября 2014 в 07:39
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тезисы проекта «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем елена филиппова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД