Татьяна Будко
Тематическое планирование по кружковой деятельности по тестопластике «Весёлый комочек» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Т
ЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
«Волшебный комочек»
средняя группа (4-5 лет)
(1–й год обучения)
1 этап (начальный)
1. Сентябрь «Путешествия в мир ремёсел» 1. Тема:Вводные занятия «Королева Мука в гости детей позвала»Задачи:Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста. Создать условия для экспериментального узнавания «открытия» пластичности, как основного свойства теста.
Публикация «Тематическое планирование по кружковой деятельности по тестопластике „Весёлый комочек“ в средней группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Тестопластика. Конспекты занятий
- Тестопластика. Проекты, планы
- Темочки
2. Тема:«В гостях у принцессы Солечки». Задачи: Продолжаем знакомить детей с особенностями лепки из соленного теста.
Предложить детям в процессе специальных заданий и упражнений исследовать свойства и сферу возможностей воздействия на материал.
Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику рук. Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.
3. Тема:Ознакомление с трудом кондитера. Кондитерские сюрпризы. Задачи:Познакомить детей с профессией- кондитера. Рассказать и показать чем занимается кондитер.
Расширить знания детей о профессиях.
Вызвать интерес и желание работать с тестом.
4. Тема:Вкусное печенье. Задачи:Познакомить детей с приёмами лепки: сплющивание в диск и полусферу.
Показать варианты оформления изделий из теста.
5. Тема:Шоколадные конфеты. Задачи:Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней.
Учить находить приёмы изменения формы для передачи формы конфет (сплющивание, вытягивание, сдавливание)
6. Тема:Именинный торт. Задачи:Продолжаем знакомить детей с особенностями лепки из соленного теста.
Учить детей раскатывать пластины, используя скалку.
Вызвать интерес к лепке из соленного теста. Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления «тортов».
Создать условия для использования различных материалов.
7. Тема:Фруктовое мороженое. Задачи:Формировать навыки скатывания и раскатывания соленного теста.
Развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
Развивать мелкую моторику рук.
8. Тема:Сюжетно - ролевая игра «Кондитерский магазин». Задачи:Учить детей объединяться в игре. Продолжать побуждать детей к диалогу, брать на себя разные роли, меняться ролями.
Развивать диалогическую речь, воспитывать дружелюбие. Товарищество, взаимопомощь.
Вызвать интерес к использованию атрибутов для игры, сделанными своими руками.
2. Октябрь «Выпекали мы в печи пироги и калачи».
9. Тема:Ознакомление с трудом пекаря. Кто такой пекарь. Задачи:Сформировать знания детей об общественной значимости труда пекаря. О том, что хлеб – богатство нашей страны.
Обогащать словарь за счет слов: зерна, колосья, хлеборобы, пшеничная, ржаная мука.
Воспитывать духовные и нравственные качества ребенка.
10. Тема:Хлеб душистый, тёплый, золотистый. Задачи:Познакомить детей с основным способами и приемами лепки хлебобулочных изделий из солённого теста: калачей, хлебов, караваев, батонов и т. д.
Задачи:Продолжать формировать положительное отношение к труду пекаря.
Продолжать формировать навыки работы с соленным тестом, с инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами.
11. Тема:Выпекали мы в печи пироги и калачи. Задачи:Развивать инициативу, самостоятельность и активность при выборе детьми способов оформления изделий (украшение пирогов переплетами, косами, сетками, жгутами, колосьями, налепами и т. д.).
12 - 13Тема:Кухонная утварь. Веселое чаепитие (оформление коллективной композиции)Задачи:Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений, развивать уверенность в себе и в своих способностях, инициативность, самостоятельность. Развивать детское творчество в процессе выбора способов оформления изделий (посыпание семенами укропа, манкой, маком, протыкание дырочек пластиковой вилкой или зубочисткой и т. д.).
14. Тема:Не красна изба углами, а красна пирогами. Задачи:Формировать у детей социальные мотивы деятельности; воспитание таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, аккуратность.
Закрепить навыки лепки из соленного теста, умение пользоваться различными способами и приемами лепки.
Расширение и обогащение словаря: закрытый и открытый пирог, яблочный пирог, кулебяка, рыбник, начинка и т. д.
15. Тема:Лепим посуду для чаепития. Задачи:Продолжать вызывать интерес к лепке из соленного теста.
Учить детей способам и приемам лепки чайной приборов (чайник, чашка, блюдце).
Развивать инициативность, самостоятельность, активность при выборе детьми способов украшения посуды, используя бисер, сухоцветы, роспись.
16. Тема:Встречаем гостей пирогами (обыгрывание сценки). Задачи:Вызвать у детей интерес в использовании атрибутов, сделанных своими руками.
Развивать творчество, артистизм, речь детей.
Закреплять употребление в речи детей словаря: закрытый и открытый пирог, яблочный пирог, кулебяка, рыбник, начинка и т. д.
3. Ноябрь. «Осень, осень в гости просим».
17. Тема:Осень – время собирать урожай. Витаминки с грядки (лепка овощей и фруктов). Задачи:Продолжать знакомить детей со свойствами соленного теста. Закреплять умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер, цвет); использовать знакомые приемы и способы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание.
18 - 19. Тема:Лучок, чесночок и перчик (оформление общей связки). Задачи:Закрепить умение лепить знакомые предметы из соленого теста, применяя усвоенные ранее приемы. Познакомить детей со способом подготовки изделия из соленого теста к раскрашиванию – грунтованием. Развивать умение оценивать свою работу.
Учить объединять свои работы в общую композицию.
20. Тема:Гроздь винограда. Задачи:Закреплять навыки лепки шара, объединение их в общую композицию.
Развивать мелкую моторику.
Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений.
Воспитывать самостоятельность и творческую активность.
21. Тема:Корзинка с грибами. Задачи:Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке. Закрепить приемы лепки из соленого теста: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику рук.
22. Тема:Ёжик готовится к зиме. Задачи: Продолжать прививать интерес к лепке из соленного теста.
Учить лепить ежика из соленного теста.
Вызвать интерес к лепке. Прививать самостоятельность в оформлении своей работы.
Развивать мелкую моторику рук.
23. Тема:Осенний листопад (коллективная композиция)Задачи:Продолжать прививать интерес к тестопластике.
Учить детей вырезать лист по шаблону.
Продолжать развивать умение составлять композицию из разноцветных листочков.
Формировать у детей представление о своих возможностях и успешности в творческой деятельности.
24. Тема:Осенняя ярмарка (обобщающее занятие). Задачи:Предоставить детям возможность продемонстрировать другим результаты своей деятельности, поделиться впечатлениями, получить адекватную оценку своим усилиям. Создать хорошее настроение.
2 Этап (промежуточный).
4. Декабрь «Ох, ты зимушка- зима».
25. Тема:«В мире животных».Мышка – норушка. Задачи:Продолжать развивать навыки работы с соленным тестом; закреплять умение преобразовывать шар в овал, шар в диск, оттягивать части и придавать им нужную форму (нос мыши); учить соединять детали (уши, хвост).
26 - 27. Тема:Панно «Овечки и пастух». Задачи:Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку «овечки» по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой.
Предложить детям самостоятельно решить проблемную ситуацию – найти способ придания шероховатости поверхности теста (шерсть овечек, крона деревьев).
Развивать творческую активность.
Продолжить воспитывать интерес к лепке из соленого теста.
28. Тема:У медведя во бору…Задачи:Продолжить воспитывать интерес к лепке из соленого теста.
Учить детей лепить фигурки конструктивным способом (по частям, передавать форму и относительную величину туловища и головы.
Учить плотно скреплять части, создавать устойчивые фигурки.
Закреплять знакомые приемы лепки.
29 – 30. Тема:«Праздник в дом к нам спешит».Ёлочные украшения. Задачи:Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия декоративными элементами, использовать в работе печатки, штампики и другие приспособления. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству.
31. Тема:Красивый подсвечник. Задачи:Учить детей лепить подсвечники. Предложить оформить подсвечники по своему выбору – нелепами, прорезным декором по мотивам народных орнаментов, бисером бусинами, природным материалом и т. д. Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности.
Воспитывать художественный вкус.
32. Тема:Дед Мороз. Задачи:Продолжать учить детей лепить конструктивным способом, передавать форму туловища и головы.
Учить использовать такое средство выразительности, как постамент, объединяющий в сюжетной лепке и придающий им большую выразительность, законченность.
5. Январь «наши любимые сказочные герои».
33. Тема:«В гостях у сказки». Город снеговиков (коллективная работа).Задачи:Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек, соломинок и т. д.). Предложить составить из вылепленных фигурок коллективную композицию.
34 – 35. Тема:Лепка по мотивам сказки «Три медведя». Задачи:Учить детей лепить по мотивам литературного произведения и разыгрывать сказочный сюжет. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику.
Вызвать интерес к лепке сказочных персонажей.
36. Тема:Сказочная птица. Задачи:Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Показать возможность использования разных материалов для украшения образа. Развивать творческое воображение.
Вызвать интерес к лепке сказочных персонажей.
37. Тема:Лисичка – сестричка и колобок румяный бок. Задачи:Учить детей лепить объёмные фигурки из соленного теста, передавая характерные особенности и детали образа, используя прием - лепка на форме (бутылку для туловища лисы, вспомнить прием скатывания шара.
38. Тема:Панно «Теремок». Задачи:Продолжать учить детей раскатывать пласты теста скалкой, вырезать стекой теремок и животных по шаблону, выравнивая края палочкой либо стекой.
Развивать творческую активность, воображение, мышление.
Развивать мелкую моторику рук.
Предложить украсить теремок самостоятельно, используя уже знакомые способы декорирования.
6. Февраль «Делу время – потехе час».
39. Тема:Праздник круглый год. То грустно, то смешно…Задачи:Учить детей лепить из соленного теста рожицы с разной мимикой (грустно, весело, удивление).
Продолжать учить находить приемы изменения формы (сплющивание, вытягивание, сдавливание, развивать воображение, фантазию.
40. Тема:Валентинки. Задачи:Продолжить учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. Вызвать интерес к оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание рисунка, использование печаток, дополнительного материала). Воспитывать эстетический вкус.
41. Тема:Рамка для фотографии (подарок папе) Задачи:Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование.
Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки.
Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.
42. Тема:Брелки для наших мальчиков. Задачи:Учить детей делать объёмные брелки из соленного теста.
Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки.
Продолжать воспитывать интерес к тестопластике.
Развивать мелкую моторику рук.
43. Тема:Праздничное настроение. Задачи:Продолжать учить детей лепить улыбки на лице из соленного теста, совершенствовать умение окрашивать тесто в разные цвета (для волос, губы) и умение пользоваться стекой и скалкой.
Воспитывать творчество, фантазию.
Развивать мелкую моторику рук.
44 – 45. Тема:Сделаем игру своими руками (коллективная работа). Задачи:Предложить детям сделать развивающее лото своими руками. Вызвать интерес к лепке из соленного теста.
Упражнять в умении раскатывать соленное тесто разными приемами (круговыми, прямыми и т. д.).
46. Тема:Давайте поиграем. Задачи:Продолжать воспитывать интерес к лепке из соленного теста.
Развивать мелкую моторику рук, мышление, логику.
Учить детей объединяться в игре.
3 этап (завершающий)
7. Март «Мы фантазеры».
47. Тема:Праздник мам. Букет в вазочке (подарок мамам и бабушкам). Задачи:Учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Учить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к основе. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме.
48. Тема:Бусы и браслеты (в подарок девочкам) Задачи:Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей).
Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т. д., нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки).
Развивать художественный вкус.
49.«Мы фантазеры». Тема:Царевна – лягушка. Задачи: Продолжать учить детей облепливать бутылку соленным тестом, используя ее для туловища лягушки.
Совершенствовать умение свободно в Развивать мелкую моторику рук, мышление, логику.
Варьировать разные приемы лепки.
Развивать творческую активность, воображение, мышление.
50. Тема:Кот и кролик. Задачи:Продолжать воспитывать интерес и желание лепить из соленного теста.
Познакомить детей с новым способом лепки объемных фигур из соленного теста – использование фольги.
Совершенствовать технику лепки: скульптурный и конструктивный.
51 - 52. Тема:Роспись готовых фигурок. Задачи:Развивать воображение, творчество. Совершенствовать технику росписи фигурок из соленного теста.
Закреплять умение рисовать гуашью, смешивать краски.
Воспитывать любознательность, интерес к лепке.
53. Тема:Панно «Жираф». Задачи:Совершенствовать умение детей раскатывать пласт теста, используя скалку, умение вырезать стекой фигурки по шаблону.
Развивать творческую активность, интерес, фантазию.
Закреплять умение раскрашивать фигурки гуашью.
54. Тема:Маленькие штучки для настоящей принцессы. Задачи:Предложить детям изготовить из соленного теста атрибуты для игры «Салон красоты».
Продолжать учить детей лепить разными способами: раскатывание колбаски (браслет, кольцо, шарика (бусы, перстни, пользоваться скалкой.
Предложить самостоятельно выбрать способ декорирования своих изделий.
8. Апрель 55. «Путешествие в прошлое» Тема:Динозавры. Задачи:Продолжить учить лепить комбинированным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы. Показать способы лепки объемной фигурки с помощью каркаса из фольги. Разнообразить варианты оформления поверхности тела динозавров (ставить отпечатки колпачком фломастера и тканью грубого плетения). Воспитывать любознательность, интерес к познанию природы и отражению представлений в продуктивной деятельности.
56. Тема:Древние ящерицы Задачи:Совершенствовать технику лепки: туловище с хвостом создавать скульптурным способом, голову и крылья - конструктивным
Разнообразить приемы декоративного оформления поверхности тела ящериц (отпечатки, процарапывание, налепы). Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Развивать воображение.
57 - 58. Тема:Составление макета «Парк Юрского периода» Задачи:Познакомить с макетированием как видом художественно-конструктивной деятельности.
Учить детей отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции, коллективно обдумывать расположение фигурок, передавать с помощью подручного материала образ древнего мира.
Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений.
Воспитывать самостоятельность и творческую активность.
59. Тема: Праздник круглый год. Лепка и роспись пасхальных яиц. Задачи:Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии.
Познакомить детей с народными пасхальными традициями.
Закреплять навыки росписи изделий из соленого теста.
60. Тема: В гостях у Феи цветов. Ромашки и маки. Задачи:Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар, и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки, дополнять налепами.
Воспитывать интерес к лепке из соленного теста.
61. Тема:Васильки и одуванчики. Задачи:Предложить детям самостоятельно выбрать материал и инструменты для художественного оформления своих изделий. Воспитывать художественный интерес к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в тестопластике.
62. Тема:Макет «Весенние цветы». Задачи:Продолжать учить детей отбирать наиболее выразительные работы для составления композиций.
Развивать эстетическую оценку выполненных изображений.
Воспитывать самостоятельность и творческую активность, фантазию.
Совершенствовать умение свободно варьировать разными способами декорирования.
9. Май. «Волшебница весна». 63. Тема:Насекомые. Улитка и гусеница. Задачи:Совершенствовать технику раскатывания небольших комков соленого теста продольными движениями ладоней для получения цилиндра. Поддерживать интерес к поиску способов дополнения (ротик, глазки, усики) и декорированию образа (оформление раковины).
64. Тема:Бабочка и пчелка. Задачи:Продолжить учить детей лепить насекомых, передавая характерные особенности строения и окраски. Закреплять умение применять в работе знакомые способы лепки: раскатывание между ладонями, соединение частей путем прижимания. Создать условия для творческого применения всех освоенных умений, инициировать самостоятельный поиск средств и приемов декорирования образа.
65. Тема:Жучок – паучок. Задачи:Совершенствование умений пользоваться известными детям приемам лепки: раскатывание шара, сплющивание, умение пользоваться стекой.
Воспитывать художественный интерес и дать возможность самостоятельно выбрать способы декорирования.
66. Тема:Оса и кузнечик. Задачи:Продолжать воспитывать интерес к лепке из соленного теста.
Совершенствовать использование конструктивного способа лепки.
Воспитывать интерес к природе, умение передать в лепке всю ее красоту.
Развивать мелкую моторику рук.
67 - 68. Тема:Цветочная поляна (коллективная работа). Задачи: Продолжить упражнять детей в создании коллективных работ. Учить объединять свои работы в общую композицию, отбирать наиболее выразительные, коллективно обдумывать расположение деталей на панно.
69 - 70. Тема:Подготовка и проведение выставки – развлечения «Принцесса Солечка приглашает друзей».Задачи: Учить детей организовывать выставку и презентовать свои работы, выступать в роли активных участников. Развивать творческую активность, инициативность и самостоятельность.
Воспитывать дружелюбие, желание помочь друг другу.
Создать праздничное настроение.