Ирина Киль
Тематический день для детей среднего возраста «Синичкин день», Сценарий
Тематический день для детей среднего возраста «Синичкин день»
Цель: уточнить и расширить представление детей о зимующих птицах, об их жизни в зимний период.
Задачи:
- активизировать знания детей о зимующих птицах, об их строении, о внешнем виде, питании, повадках;
- формировать интерес к жизни птиц, воображение, мышление;
- развивать речь, обогащать словарь детей;
- закреплять навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
- развивать умение строить причинно-следственные связи;
- учить понимать образный смысл загадок;
- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
На входной двери в группу расположена табличка «Синичкин день».
Первая половина дня.
Воспитатель - У меня в руках письмо, а вы отгадайте, кто его написал
Игра загадка о птицах
(воспитатель показывает письмо с птичьими следами)
Точки, крестики, кружочки
Под окном и на снегу
Мне понятны эти строчки,
Прочитать я их могу
Это мне письмо прислали
На заре друзья мои
«С добрым утром! - написали
Мне в письме они.
Кто рассыпал на снегу
Длинные цепочки
Кто рассыпал на снегу
Крестики и точки?
(птицы)
-Это птицы на бегу
Оставляют на снегу
Длинные цепочки,
Крестики и точки.
Воспитатель - Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.
Пёрышки мы подберём и задания прочтём
Игра- беседа «Перышки».
Перья с загадками:
1. Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится – собирает крошки,
А потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)
2. Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (Ворона.)
3. Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)
4. Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)
5. Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)
6. Что за птица мороза не боится,
Хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)
7. Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)
Индивидуальная работа на образование имен прилагательных - дидактическая игра "Птичья семья".
Цель: формировать умение правильно образовывать притяжательные прилагательные. (Чья семья? у воробья - воробьиная).
Примеры слов: ворона, синица, сорока, клест, соловей, сова, кукушка.
Пальчиковое упражнение «Птички».
Воспитатель: Пришло время поиграть с пальчиками.
Птички прилетели, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.)
Крыльями махали
Сели. Посидели (Кисти рук соединили в замок)
И дальше полетели. (Повторяют первое движение).
- Ребята, а вы знаете, что несколько лет назад в России появился еще один необычный праздник – Синичкин день и отмечается он 12 ноября. Как раз сегодня. Вот и мы с вами давайте отпразднуем этот день.
Ей на месте не сидится:
Всё летает целый день
Суетится, суетится
Целый день звенит «тень- тень»
Игра малой подвижности «Синица»
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)
Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем,
Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку (дети показывают движение,
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень (прыжки).
Непосредственно - образовательная деятельность.
Познавательное развитие «Какие разные птицы!»
Программное содержание: Формировать реалистические представления о птицах, расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц. Учить анализировать, делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость. Закреплять приемы лепки. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа:
– Наблюдения за птицами в экологической комнате, на участке с использованием сравнения.
– Рассматривание иллюстраций.
– Чтение детской природоведческой литературы.
– Рассматривание альбома «Птицы».
– Отгадывание загадок.
Методы и приемы:
1. Беседа «Что знаем о птицах».
Вопросы:
– Чем отличаются птицы от других животных?
– Назовите известных вам птиц.
– Какая у них расцветка?
– Где обитают птицы?
– Чем питаются?
2. Словесное описание птицы по картине.
Воспитатель: давайте вместе с вами рассмотрим строение птиц.
- Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц?
(У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями).
-А чем они отличаются друг от друга?
(Размером, окраской, местом обитания)
3. Отгадывание загадок о птицах по карточкам.
1) Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).
2) Красно-чёрный, чёрно-красный,
Доктор из него прекрасный! (дятел)
3) В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись… (дятел)
4) Трещала с самого утра:
«По-р-ра! По-р-ра!»
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит… (сорока).
5) Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова.)
4. Беседа о празднике.
Воспитатель: Скажите ребята, птички, которые не улетают зимой в тёплые края, а остаются с нами на зиму, как называются?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Ей на месте не сидится:
Всё летает целый день
Суетится, суетится
Целый день звенит «тень- тень»!
Угадайте что за птица?
То весёлая …. (синица)
Как вы уже догадались, наше занятие будет посвящено синицам и другим зимующим птицам. Люди заметили, что глубокой осенью – 12 ноября, птицы собираются стайками. Словно на праздник слетаются эти пёстрые и нарядные птицы. В былые времена 12 ноября отмечали как «день синиц». Поэтому, именно этот день считается днем встречи зимующих птиц. Много на Руси памятных дней и праздников. В основе Синичкина Дня лежит русский народный праздник Зиновий-синичник, который назван так в память святого великомученика Зиновия покровителя зимующих птиц.
Синицын день сегодня. Считается, что именно в этот день птицы из лесов прилетают в деревни и города. На зимовку.
В народе существуют приметы, связанные с Синичкиным праздником.
*Если сегодня прилетят синицы, значит, скоро ударят первые морозы.
*Если на полях в этот день появлялись волки, то это предвещало голод или войну. *Свистит синица - на ясный день.
*Синицы утром пищат - на ночной мороз.
Вы спросите: «Почему же птиц называют синицами»?
Название «синица», возникло, очевидно, в связи с тем, что в оперение этих птиц часть перьев, имеет сине - голубую окраску.
-Посмотрите, ребята, кто это сидит на веточке? Скажите, какая она. Ответы детей (туловище округлое, головка маленькая, круглая, крылья небольшие, хвост удлинённый, клюв короткий, глазки чёрные).
Воспитатель: Ребята, а мне кажется, что синичка грустит. Как вы думаете почему? Ответы детей (ей холодно, скучно одной на ёлочке, у нее нет друзей).
Воспитатель: Ребята, как же помочь маленькому синичке? Ответы детей.
5. Подготовка к продуктивной деятельности.
Воспитатель: А, давайте поможем синичке и слепим ей друзей.
Крепко за руки беритесь по дорожкам, по тропинкам
Не спешим, не отстаём в детский сад мы дружно все пойдём.
Проходим к своим местам за столом.
6. Пальчиковая гимнастика:
Птичка прилетела (машем кистями рук,
Головкой повертела (пальцы собраны в щепотку, а на другой руке ладонь раскрыта,
Из моей ладошки поклевала крошки (изображают, как клюёт крошки).
7. Показ способа лепки:
Воспитатель: Сначала берём кусочки желтого и черного пластилина. Из желтого куска лепим туловище в форме яичка. Сзади примазываем хвостик черного цвета. Из черного сделаем голову (скатываем шар между ладоней, из другого - крылья (сплющиваем кусочек пластилина в форме круга и разрезаем стекой пополам). Соединяем детали. Оформляем голову (клюв делаем из семечка, глазки из бусинок.
8. Самостоятельная деятельность.
9. Итог занятия.
Воспитатель: Посмотрите ребята, что у меня есть? (Кормушка) Для чего нужна кормушка? Ответы детей.
Воспитатель: Давайте, ребята, наших синиц посадим в кормушку.
Чья синичка понравилась больше остальных? Почему?
Молодцы ребята, замечательные синички получились у всех. Теперь синичке не будет скучно, вы сделали для нее много новых друзей.
Прогулка.
Вторая половина дня.
Игра называется «Один –много».
- Сделали большой круг и слушаем правила игры:
я бросаю свой снежный ком и называю птицу, а вы возвращаете ком обратно и говорите, как называют этих птиц, когда их много. Будьте внимательны!
(например, клёст – клесты)
Снегирь - снегири…
Ворона - вороны…
Дятел - дятлы…
Синица - синицы…
Воробей - воробьи…
Сорока - сороки…
Голубь - голуби …
Свиристель - свиристели…
Сова- совы
- Молодцы.
Игра: «Кто как голос подает»
-Ребята, а вы знаете, как эти птицы подают голоса? Каждая птица своим особым голосом. Давайте послушаем голоса птиц (ЗАПИСЬ).
Кто это? А это?
- Молодцы узнали, а теперь скажите
Воробей – что делает? - чирикает
Ворона – что делает? - каркает
Сорока – что делает? - стрекочет
Синица – что делает? - щебечет
Снегирь – что делает? - посвистывает
Дятел – что делает? - трещит
Сова – что делает? – ухает
- Ребята, у меня есть снежный комок, я предлагаю вам поиграть в игру с ним.
Игра «Определи на ощупь»
- Ребята, посмотрите, это моя корзина, давайте посмотрим что там, (В мешочках лежат семена подсолнечника, тыквы, зёрна пшеницы, ягоды рябины, шишки.)
Возьмите каждый мешочек, потрогайте, понюхайте, пощупайте. Берите, берите не стесняйтесь. Отгадайте, что в мешочках лежит? (в мешочках лежат семена подсолнечника, тыквы, зёрна пшеницы, ягоды рябины, шишки.)
-Молодцы!
- Сегодня я расскажу вам, какая птица, чем питается?
Рисование «Корм для птиц»
- На столе у нас листочки, на которых спрятан корм, если губку в краску обмакнем и по ним мы проведем он проявится. Нам необходимо взять губку обмакнуть в гуашь и слева на право провести по всему листу. Приступаем. Руки вытерли влажными салфетками.
-Давайте накормим птиц, которые у нас на доске. Прикрепите картинки к той птице, которая ест этот корм.
- Молодцы, накормили своих птичек.
Игра малой подвижности «Синица»
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)
Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем,
Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку (дети показывают движение,
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень (прыжки).
Индивидуальная работа по формированию грамматического строя речи - словесная игра «Назови ласково».
Птица – птичка, воробей – воробушек, сова – совушка, синица – синичка, соловей – соловушек, скворец – скворушка, кукушка – кукушечка, снегирь – снегирек и т. д.
Игра «Птицы в гнездышках»
1,2, 3, 4, 5, я сейчас иду считать, кому 5 сейчас скажу, в круг я выйти попрошу.
(Дети выходят со своими стульчиками)
Ребята сидят на стульях, – это их «гнезда».(стульев на один меньше)
По сигналу синички «Птички, полетели!» все «птицы» вылетают в центр, приседают, «разыскивая зернышки», снова взлетают, размахивая ручками-крыльями. После команды «Птицы, в гнездо!» детки должны вернуться на свои стулья. Кто не успел занять стульчик, садится на место, взяв с собой стул.
Игра малой подвижности «Лети, не лети»
Цель – развитие внимания, двигательной активности.
Найди правильный ответ без подсказки кто лети, кто нет. Если «да» - хлопок.
Если «нет» - топоток.
Лети – лети орел,
Лети – лети козел,
Лети – лети щегол,
Лети – лети синица,
Лети – лети горчица,
Лети – лети сазан,
Лети – лети фазан,
Лети – лети лягушка,
Лети – лети старушка,
Лети – лети глухарь,
Лети – лети сухарь,
Лети – лети гагара,
Лети – лети гитара
Лети – лети утенок,
Лети – лети ворона,
Лети – лети корона,
Лети – лети сова,
Лети – лети трава,
Лети – лети удод,
Лети – лети компот,
Лети – лети скворец,
Лети – лети дворец,
Лети – лети кувшин,
Лети – лети пингвин,
Лети – лети дракон,
Лети – лети балкон.
Индивидуальная работа - игра на внимание: «Какой птички не стало?».
На доске — четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц, незаметно для детей убирается ода из картинок и спрашивается: - Какой птички не стало?
Работа с родителями:
Предложить родителям вместе с детьми приготовить корм в кормушки для птиц, создание совместных рисунков «Наши пернатые друзья»