Света Жиженкова
Современные требования к организации и способам оформления непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с современными требованиями ФГОС ДО в педагогической науке и практике НОД называют непосредственно-образовательную деятельность, которую педагог проводит с детьми, организуя различную деятельность : игровую, познавательную, речевую, продуктивную, двигательную и так далее.
Организация образовательного процесса включает:
непосредственно образовательную деятельность (не связанной с одновременным проведением режимных моментов);
Публикация «Современные требования к организации и способам оформления непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
образовательную деятельность, осуществляемую в режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т. п.);
взаимодействие с семьями детей по реализации ООПДО.
Образовательные области представляют собой направления развития ребенка:
социально коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно эстетическое развитие;
физическое развитие.
Образовательная среда для ребё нка дошкольного возраста включает следующие компоненты:
предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
характер взаимодействия со взрослыми;
характер взаимодействия с другими детьми;
система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
В научно-методической литературе уделяется большое внимание проблеме моделирования и проведения НОД с детьми дошкольного возраста в различных условиях: в рамках дошкольных образовательных учреждений.
Деятельность на НОД предполагает образовательные задачи, которые отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованного характера и совсем не обязательно связано с предметом учебного цикла.
Любого вида НОД является хоть и ограниченным по времени процессом, но представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива (или одного ребенка). Поэтому НОД правомерно рассматривать и моделировать в логике организации деятельности, выделяя его: цель, задачи, содержание, способы, результаты деятельности, также этапы их достижения.
Прежде чем сформулировать цель, необходимо ответить на три вопроса, что даёт мое занятие воспитанникам? чему я их научу в плане поведения? какие умения и навыки они будут отрабатывать (закреплять, познавать? Только после ответа на эти вопросы можно правильно сформулировать цель НОД.
Этапы овладения деятельностью (по А. А. Люблинской) предполагают:
• Узнавание (деятельности)
Цель на этом этапе воспитателя познакомить с деятельностью от замысла до результата, вызвать желание её выполнять, т. е. смотивировать.
• Обучение
Цель этого этапа научить (индивидуально или малыми группами) деятельности так, чтобы ребёнок не заподозрил это.
• Самостоятельное выполнение деятельности
Когда ребёнок демонстрирует свои способности. В это время можно проследить оценку итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе и в рамках мониторинга, с использованием методов, основанных на наблюдении (включённое наблюдение).
• Творческий этап
В это время ребёнок демонстрирует по своему, оригинальными способами решает задачу (в зависимости от возрастных особенностей, изученных технических приёмов и т. д.).
Организация и моделирование взаимодействия педагога с детьми и их родителями предполагает следующие модели написания конспектов НОД:
Модели написания конспекта НОД
Вариант 1.
1) Тема НОД.
2) Триединая задача (воспитание, обучение, развитие).
3) Оборудование.
4) Активизация словаря.
5) Методические приемы (формы организации деятельности) :
а) Организационный момент (мотивация)
б) Первая часть (закрепление пройденного материала)
в) Вторая часть (ознакомление с новым материалом, формирование
понятий словарного запаса)
г) Третья часть (закрепление нового материала)
д) Итог НОД в соответствии с поставленными целями (рефлексия).
Вариант 2.
1. Тема НОД.
2. Триединая задача (воспитание, обучение, развитие)
3. Специально организованное рабочее пространство.
4. Активизация словаря.
5. Методические приемы:
а) Первая часть (вступительная). Назначение вида деятельности -
настроить детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом,
создать заинтересованность предстоящей деятельностью.
б) Вторая часть (мотивационная основа деятельности). Назначение вида
деятельности - стимулировать принятие элементов учебной задачи,
создать интерес к содержанию НОД.
в) Третья часть (совместная продуктивная деятельность). Создание
проблемной ситуации, поиск выхода из неё.
Четвертая часть (заключительная).
Разнообразие методов н приемов.
Словесные:
• рассказ Воспитателю увлекаться словесными методами
• чтение обучения нельзя - это приводит к
• беседа формальному усвоению знаний.
Наглядные (подключение к запоминанию и усвоению учебного материала
всех органов чувств - слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания) :
• Наблюдение Самые необходимые методы в процессе
Демонстрация первоначального обучения.
• Рассматривание
Организационные :
• интригующее начало
• эмоциональная завязка
• сюрпризный момент и т. д.
Мотивирующие :
• создание ситуации занимательности
• загадывание загадок
• создание ситуации новизны
• эффект удивления и т. д.
Методы, возбуждающие интерес к получению знаний и умений:
• создание ситуации столкновения мнений
• игра (познавательная, развивающая, дидактическая, подвижная и
пр.)
• игровое упражнение
• эвристический метод- метод открытий
• проведение опыта
• экспериментирование
• проблемно-поисковые методы