Наталия Cапон
Технологическая карта занятия в подготовительной группе «Бумага и ее свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид занятия : познавательная исследовательская деятельность.
ЦЕЛЬ: расширения знаний детей о бумаге, ее свойствах и видах.
ЗАДАЧИ С ИНТЕГРАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
«Социально-коммуникативное развитие» :
-воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом
«Познавательное развитие» :
- формировать познавательный интерес к свойствам бумаги;
Публикация «Технологическая карта занятия в подготовительной группе „Бумага и ее свойства“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
- формировать умение самостоятельно проводить опыты и эксперименты с бумагой;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента;
«Речевое развитие» :
- обогащать словарный запас детей по теме;
-развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.
«Художественно-эстетическое развитие» :
- способствовать восприятию смысла художественного слова.
«Физическое развитие» :
- удовлетворять потребность в двигательной активности.
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: словесные, игровые, наглядные.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ : познавательно-исследовательская
Словарная работа: бумага мнется, рвется, намокает, впитывает, издает звук.
Материалы и оборудование (оснащение РППС) : Бумага (три вида) — салфетка, картон и белая бумага, емкость с водой, ножницы, масло растительное, ватные палочки.
Предварительная работа: наблюдение за бумагой во время ее использования, «С чьей ветки детки», беседы о бумаге «Зачем бумага нужна людям», чтение сказки «Приключение фантика», «Сказка о чистом листе бумаги»; стихи о бумаге «Оригами», «Плетенки из бумаги», рассматривание иллюстраций о свойствах в бумаги, Д/И «Из чего сделаны».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: дети знают о бумаге и ее свойствах, могут самостоятельно проводит опыты с бумагой, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Организационный момент
• Привлечь внимание детей.
Приветствие
Здравствуй солнце золотое (руки вверх, нарисовать солнце)
Здравствуй небо голубое (руки вверху)
Здравствуй вольный ветерок (взмахи руками)
Здравствуй маленький дубок (присесть)
Здравствуй утро, здравствуй день (оказать правую ладошку, затем левую)
Мне здороваться не лень.
Дети проявляют интерес и повторяют за воспитателем.
2 мин
Постановка и принятие детьми цели занятия (мотивация или проблемная ситуация) В гости к детям пришел Буратино.
- Ребята, мне папа Карло сказал, чтобы сберечь лес, я должен аккуратно относится к своему Букварю. Но как это делать я не знаю. Я пришел к вам, что бы вы мне рассказали.
- Ребята, покажем Буратино, как нужно с книгами обращаться и почему? Дети обращают внимание на Буратино.
Дети соглашаются помочь Буратино.
2- Ребята, давайте вспомним, из чего сделаны книги?
- Что мы знаем о бумаге и ее значении в нашей жизни? (Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги).
- Для чего же она нужна?
- Вспомните, где применяется бумага?
-Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходиться человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.
Макулатура бережет наши леса!
-А давайте вместе с Буратино отправимся в страну «Бумаги», и все о ней узнаем.
Покружились, покружились
И в стране Бумаги очутились.
А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?
Дидактическая игра «Бывает — не бывает»
-Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.
Бумажная книга… (стул, кораблик, полотенце, обувь, пальто, газета, тетрадь, альбом, салфетка, деньги).
-Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду?
-Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Я предлагаю вам проверить.
Опыт №1 «Бумага мнется»
- Как вы думаете, какая бумага мнется легче тонкая или толстая?
-А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?
Вывод: бумага мнется, чем толще бумага, тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги.
Опыт №2 «Бумага рвется»
- Можно ли бумагу порвать? Какую легче рвать толстую или тонкую?
-Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, тем легче она рвётся.
Опыт № 3 «Бумага режется»
Можно ли порезать бумагу ножом? Какую быстрее резать картон или тонкую?
- Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги — картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод? Куда поставим значок?
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон — труднее.
Пальчиковая гимнастика
Мы бумагу рвали, рвали.
Мы бумагу мяли, мяли,
Так, что пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
И опять ее порвем.
Опыт № 4 «Бумага намокает»
Мокнет ли бумага в воде? Какая быстрее намокнет толстая или тонкая?
-Для следующего опыта нам понадобится вода.
-Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще, тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал непрочный.
Опыт № 5 «Бумага впитывает масло»
Остается ли жирный след на бумаге?
-Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?
Вывод: масло пропитывает бумагу.
Опыт №7 «Бумага издает звук»
- Как вы думаете, издает ли звук бумага.
-Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения — стирка белья, а теперь картон. Бумага шуршит, скрипит, звук разный.
Вывод: при смятии, трении — бумага издает звук.
Опыт №8 «Бумага горит»
-Как вы думаете, что произойдёт, если бумагу поднести к огню?
-Правильно, бумага загорится. А это — очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому, какой вывод мы можем сделать? Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.
Вывод: Бумага горит.
Опыт № 9 «Бумага может сгибаться»
Можно ли делать из бумаги поделки?
Воспитатель предлагает превратить листы бумаги в поделку (оригами).
Вывод: Из бумаги можно делать поделки.
- Вот мы и показали нашему гостю, что может произойти с бумагой, если с ней обращаться не аккуратно.
-Нам пора возвращаться в садик.
Покружились, покружилась и в саду мы очутились.
Рефлексивно-корригирующая (+самооценка)
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали?
- Что мы делали с бумагой?
- Какие выводы мы с вами сделали?
- Что надо делать уже с ненужной бумагой?
- Зачем сдавать ее в макулатуру?
- Кому мы расскажем о нашем путешествии?
Воспитатель предлагает выбрать солнышко: веселое – у кого все получилось, без улыбки – у кого получилось, но было трудно и со слезами – не получилось. Дети выбирают солнышко. 1 мин