Ирина Федорова
«Сюжетно-ролевая игра». Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов
Рекомендации
по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов.
1. Использование сюрпр. моментов с целью поддержания интереса детей к игре.
2. Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.
3. Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.
4. Проведение экскурсии по теме игры.
5. Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка
6. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием соответствующих иллюстраций.
7. Введение в уже знакомую детям игру новой роли, уточнение обязанностей.
8. Оказание помощи детям в организации игровой обстановки.
Публикация «„Сюжетно-ролевая игра“, Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов» размещена в разделах
9. Совместная с детьми игра.
10. Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.
11. Постановка проблемных игровых задач.
12. Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.
13. Рассказ воспитателя об играх детей другой группы.
14. Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия).
15. Поручение родителям посетить с детьми магазин, почту, библиотеку и т. д. ; обменяться впечатлениями.
16. Составление детьми рассказов на темы: «Как мы играли», «Как можно играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и т. д.
17. Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.
18. Составление с детьми альбома по тематике игры.
19. Обсуждение с детьми плана с/р игры.
20. Обсуждение хода и результатов игры. Цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в с/р игре.
21. Использованием элементов мимических этюдов.
22. Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов.
Использование модели в сюжетно-ролевой игре
В работе с детьми модели сюжетно-ролевой игры используются следующим образом: в красиво оформленных "волшебных коробочках" собрана
тематическая картотека.
1.Куда (парк, лес, река, море, город, Африка, Северный полюс, тридевятое царство, сказочная планета и т. д.).
2.На чем (машина, лошадка, ковер-само- лет, зонтик, летающая тарелка и т. д.).
3.К кому (крокодил Гена, Чебурашка, инопланетяне, Василиса Прекрасная, морской царь и т. д.).
4.Какие волшебные вещи помогают (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, гусли-самогуды, волшебная палочка и т. д.).
5.Где готовиться к путешествию (детский сад, почта, магазин, больница, ателье, школа, кафе, аптека, парикмахерская и т. д.).
6.Что может произойти во время путешествия (разразилась буря, сломался корабль; встретился кто-то в пути - зайчик, старичок- лесовичок, Баба Яга и т. д.).
7.Финал путешествия (концерт, цирковое представление, дискотека и т. д.).
Внимание!
Использовать картотеку в ходе игры не следует, так как это отвлекает детей и даже может прервать игру.
Анализ сюжетно-ролевых игр.
(для анализа игр детей в своей группе).
Ведётся запись с/р игры, которую наблюдали. Для этого обратить внимание на следующие вопросы.
1. По чьей инициативе возникла игра?
2. Планировали ли дети заранее ход игры?
3. Сколько детей участвовало в игре?
4. Какие роли были и как они распределялись?
5. Какие игровые действия дети выполняли в соответствии с ролью?
6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры – действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?
7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?
8. Сколько времени продолжалась игра?
9. Связана ли игра с другими играми детей?
10. Как окончилась игра – организованно или неожиданно?
11. Обсуждали ли дети ход игры после её окончания?
12. Соответствует ли игра возрасту детей?