Галина Чернова
Связь игры и танца в Карелии
▼ Скачать + Заказать документы
Связь игры и танца в Карелии
Игра – форма проявления жизнедеятельности ребенка. Дети не могут жить без игры. Заключая в себе огромные эстетические свойства, формируя художественный вкус, игры вместе с тем приучают детей к дисциплине, организованности, правилам поведения.
Первые записи игр Карелии советского времени сделаны А. М. Астаховой в Поморье в 30-е годы. В последующие десятилетия, вплоть до 70 -80-х годов прошлого столетия играми занимались мало и эпизодически.
Публикация «Связь игры и танца в Карелии» размещена в разделах
- Игры для детей
- Республика Карелия
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Коллекцию игр в сборнике открывает одна из наиболее популярных игр «Прятки». Интерес к этой игре не пропал у современных детей, но значительно сократилась её словесно – стихотворная часть.
Существует считалка к этой игре:
«Палочка пришла,
Никого не нашла.
Кого первого найдет,
Тот за палочкой пойдет»
Но чаще всего дети применяют в игре слова: «Туки – туки, за себя» или «Туки – туки за (Олю)
В Карелии игра «Прятки» называлась «Ухоронки» (от слова схорониться, спрятаться). Дети с удовольствием играют в эту игру.
К числу широко известных игр относятся: «Ляпы» («Салки», «Жмурки», «Гуси – Лебеди», «Краски», «Каравай», «Колпачок», «Два Мороза», «Море волнуется», «Пошел козел по лесу».
Игры в Карелии имели первостепенное значение на праздниках. Игры не требовали музыки, В них существовало смешанное приглашение, в них прогуливались и бегали, держась за руки, устраивали смотрины, высмеивали взаимоотношения.
Игры были парные и парно – массовые. Имели распространение игры с предметами, с платком, с веревочкой, с веником, с костями. Простота рисунка, свобода в обращении, необязательность музыкальног сопровождения делали игру неотъемлимой частью любого праздника.
Надо отметить, что игры в Карелии напоминали танцы, а танцы исполнялись как игры. Даже в наши дни старожилы говорят о танцах, что их играли, а не танцевали.
Танец в Карелии зарождался в рамках игры. То, что танец был массовый, в деревне не вызывало удивления, ведь все игры были массовые. А вот то, что он шел под музыкальный аккомпонемент, было захватывающе ново. Но в этом новом отсутствовал главный игровой момент, и поэтому в Карелии почти во всех танцах мы встречаем вторую часть – импровизацию.
Сейчас трудно сказать, в какой момент игры возник импровизированный танец. Скорее всего, на беседах. Но и освоив организованный в фигуры танец, в Карелии не отказывались от импровизации. В Карелии во время игр юноши и девушки были равны, как равны они и были и в ведении хозяйства. Не случайно девушки заводили игры первыми.
Надо отметить, что в Карелии в отличии от России, не знали хороводов. Суровость, замкнутость, страх перед силами природы не способствовали в Карелии песенной натуры, душевной распахнутости. Незнание русского языка препятствовало проникновению русского хоровода на карельскую землю.
А вот когда появилась кадриль, (18 – 19 века, то она стала иметь первостепенное значение в жизни карельской деревни. Готовые игры и танцы приходили от соседей – России и Финляндии. Постепенно происходило слияние существовавших танцев и игр со вновь пришедшими.
В танце долго существовала именно карельская манера. От желания вести девушку за собой, шли по кругу – юноша впереди, девушка за ним, юноша справа от девушки (девушка оказывалась в роли юноши, чем уравновешивалась их значимость в танце.
В России вальс стали танцевать в начале 19 века, а в Карелии – только к началу 20 века. Все непривычно в вальсе для карел : положение в паре, отсутствие определенных фигур. До этого игры и танцы строились по конкретному рисунку, вальс же исключал игровой момент, усложненный шаг. Игры и танцы в Карелии исполнялись с различными предметами. Очень много танцев с лучинками. Они в танце превращались в топоры, лопаты, в ветки деревьев. Танцы рассказывали о лесорубах, о посадке деревьев и др. Танцующие легко прыгают через лучины, демонстрируя свою ловкость. В танце отражалась жизнь людей, живущих в карелии.
Таким образом, мы видим связь игры и танца в Карелии, как постепенно игра превращалась в танец и в танце же оставались элементы игры.
Литература:В. Мальми "Народные танцы Карелии"