МААМ-картинки

Связь игры и танца в Карелии

Галина Чернова
Связь игры и танца в Карелии
▼ Скачать + Заказать документы

Связь игры и танца в Карелии

Игра – форма проявления жизнедеятельности ребенка. Дети не могут жить без игры. Заключая в себе огромные эстетические свойства, формируя художественный вкус, игры вместе с тем приучают детей к дисциплине, организованности, правилам поведения.

Первые записи игр Карелии советского времени сделаны А. М. Астаховой в Поморье в 30-е годы. В последующие десятилетия, вплоть до 70 -80-х годов прошлого столетия играми занимались мало и эпизодически.

Публикация «Связь игры и танца в Карелии» размещена в разделах

Коллекцию игр в сборнике открывает одна из наиболее популярных игр «Прятки». Интерес к этой игре не пропал у современных детей, но значительно сократилась её словесно – стихотворная часть.

Существует считалка к этой игре:

«Палочка пришла,

Никого не нашла.

Кого первого найдет,

Тот за палочкой пойдет»

Но чаще всего дети применяют в игре слова: «Туки – туки, за себя» или «Туки – туки за (Олю)

В Карелии игра «Прятки» называлась «Ухоронки» (от слова схорониться, спрятаться). Дети с удовольствием играют в эту игру.

К числу широко известных игр относятся: «Ляпы» («Салки», «Жмурки», «Гуси – Лебеди», «Краски», «Каравай», «Колпачок», «Два Мороза», «Море волнуется», «Пошел козел по лесу».

Игры в Карелии имели первостепенное значение на праздниках. Игры не требовали музыки, В них существовало смешанное приглашение, в них прогуливались и бегали, держась за руки, устраивали смотрины, высмеивали взаимоотношения.

Игры были парные и парно – массовые. Имели распространение игры с предметами, с платком, с веревочкой, с веником, с костями. Простота рисунка, свобода в обращении, необязательность музыкальног сопровождения делали игру неотъемлимой частью любого праздника.

Надо отметить, что игры в Карелии напоминали танцы, а танцы исполнялись как игры. Даже в наши дни старожилы говорят о танцах, что их играли, а не танцевали.

Танец в Карелии зарождался в рамках игры. То, что танец был массовый, в деревне не вызывало удивления, ведь все игры были массовые. А вот то, что он шел под музыкальный аккомпонемент, было захватывающе ново. Но в этом новом отсутствовал главный игровой момент, и поэтому в Карелии почти во всех танцах мы встречаем вторую часть – импровизацию.

Сейчас трудно сказать, в какой момент игры возник импровизированный танец. Скорее всего, на беседах. Но и освоив организованный в фигуры танец, в Карелии не отказывались от импровизации. В Карелии во время игр юноши и девушки были равны, как равны они и были и в ведении хозяйства. Не случайно девушки заводили игры первыми.

Надо отметить, что в Карелии в отличии от России, не знали хороводов. Суровость, замкнутость, страх перед силами природы не способствовали в Карелии песенной натуры, душевной распахнутости. Незнание русского языка препятствовало проникновению русского хоровода на карельскую землю.

А вот когда появилась кадриль, (18 – 19 века, то она стала иметь первостепенное значение в жизни карельской деревни. Готовые игры и танцы приходили от соседей – России и Финляндии. Постепенно происходило слияние существовавших танцев и игр со вновь пришедшими.

В танце долго существовала именно карельская манера. От желания вести девушку за собой, шли по кругу – юноша впереди, девушка за ним, юноша справа от девушки (девушка оказывалась в роли юноши, чем уравновешивалась их значимость в танце.

В России вальс стали танцевать в начале 19 века, а в Карелии – только к началу 20 века. Все непривычно в вальсе для карел : положение в паре, отсутствие определенных фигур. До этого игры и танцы строились по конкретному рисунку, вальс же исключал игровой момент, усложненный шаг. Игры и танцы в Карелии исполнялись с различными предметами. Очень много танцев с лучинками. Они в танце превращались в топоры, лопаты, в ветки деревьев. Танцы рассказывали о лесорубах, о посадке деревьев и др. Танцующие легко прыгают через лучины, демонстрируя свою ловкость. В танце отражалась жизнь людей, живущих в карелии.

Таким образом, мы видим связь игры и танца в Карелии, как постепенно игра превращалась в танец и в танце же оставались элементы игры.

Литература:В. Мальми "Народные танцы Карелии"

Публикации по теме:

Напольная многофункциональная дидактическая игра «Мир вокруг нас»Напольная многофункциональная дидактическая игра «Мир вокруг нас» Игра предназначена для детей 5 - 7 лет. Цели игры: познакомить детей с основами безопасной жизнедеятельности; учить самостоятельно придумывать.

План самообразования План самообразования педагога Старухиной Юлии Александровны стаж- 4 года 2-я квалификационная категория Проблема С какого времени работает.

Автор публикации:
Связь игры и танца в Карелии
Опубликовано: 15 июня 2014 в 16:37
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Связь игры и танца в Карелии» (включая файлы) размещена пользователем Галина Чернова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД