Елена Маймукова
Структурные элементы технологии, разработанной В. В. Воскобовичем
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила материал:
воспитатель Маймукова Елена Александровна
Хочу акцентировать внимание на игровой педагогической технологии, а именно на Технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста “Сказочные лабиринты игры” В. В. Воскобовича.
Меня привлекло, что основная идея технологии заложена в основу игр и становится максимально действенной, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка и у нее широкий возрастной диапазон участников игры от 2-3 лет до средней школы.
Публикация «Структурные элементы технологии, разработанной В, В, Воскобовичем» размещена в разделах
Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры»
(В. В. Воскобович и др)
Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша.
Первые игры В. В. Воскобовича появились еще в начале 90-х годов. Сейчас разработано более 40 игровых пособий. Достоинство данных развивающих игр - широкий возрастной диапазон участников игр и их многофункциональность. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
Цели и задачи игровой технологии В. В. Воскобовича :
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
3. Развитие воображения, креативности, мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений.
6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.
Виды классификации авторских игровых пособий
(дидактический компонент)
Играм В. В. Воскобовича присущи основные черты:
-- свободная развивающая деятельность;
-- творческий активный характер деятельности;
-- эмоциональность деятельности, состязательность;
-- наличие прямых или косвенных правил.
В основу классификации игр, входящих в технологию «Сказочные лабиринты игры», могут быть положены разные признаки: направленность, возраст детей, соответствие ФГОС дошкольного образования.
Классификация игр по направленности
I. Универсальные игровые средства
Универсальные игровые средства, разработанные В. В. Воскобовичем, направленны на решение абсолютного большинства задач, представленных в пяти образовательных областях ФГОС (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие).
1. Предметные игровые средства – комплекс «Коврограф Ларчик» и «Мини Ларчик».
«Коврограф Ларчик» позволяет выполнять интересные и эффективные игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Данный комплекс содействует сенсорному развитию детей, обучению способам обследования предметов, выполнению сложных глазомерных действий. Коврограф является отличным подспорьем в математическом развитии детей и их знакомстве с окружающим миром.
В комплекс «Коврограф Ларчик», являющийся фронтальным игровым средством, входят: игровое поле «Коврограф Ларчик», комплекты «Разноцветные веревочки», «Круговерт и стрелочка, «Буквы, цифры, знаки на прозрачной основе», «Карточки отрицания», «Зажимы на липучках», «Кармашки», набор «Разноцветные кружки», пособие «Разноцветные квадраты», наборы карточек «Забавные буквы», «Разноцветные гномы (образцы цвета)», образные пространственные карточки «Лев—Павлин—Пони--Лань», «Касса трехрядная», персонажи «Слон» и «Слоник».
Для индивидуальной работы В. В. Воскобовичем разработан игровой комплект «МиниЛарчик», с которым ребенок может работать за своим столом. В него входят игровое поле «МиниЛарчик» и «Волшебный сундучок МиниЛарчик.
2. Графическое универсальное средство – игровой графический тренажер «Игровизор» с приложениями.
Графический тренажер позволяет ребенку рисовать любые фигуры, буквы, цифры, переносить изображения по клеточкам, выполнять графические диктанты на ориентировку в пространстве листа. В отличие от обычного рисования, «Игровизор» значительно повышает функциональность и результативность выполнения каждого задания, так как есть возможность исправления ошибок, использования листов самоконтроля и создания у ребенка ситуации успеха.
В комплект «Игровизор» входят: графический тренажер «Игровизор», маркет на водной основе, приложения («Лабиринты Букв. Выпуск 1» (гласные) и «Лабиринты Букв. Выпуск 2»(согласные); «Лабиринты Цифр. Выпуск 1» (счет до 5, «Катя; Рыжик и Рыбка» (геометрические представления, «Игровой калейдоскоп 1»).
3. Сказочное универсальное средство – развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес».
Не только способствует организации пространства, но и позволяет решать множество образовательных задач, предусмотренных ФГОС. С помощью сказочного пространства, необычных персонажей, живущих в этом лесу и методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений. У дошкольников эффективно развиваются психические процессы внимания, памяти, мышления, воображения, активизируется речь, происходит раннее творческое развитие.
В комплектацию входят: ковролиновая основа с модульными элементами (небо, земля, лужайка, переносные элементы (озеро с кувшинками, солнышко и облака, деревья, ели, листья, птицы, насекомые, животные, золотые плоды, следы, цветок, комплект «Мир диких животных».
4. Сказочные образы (персонажи и предметы).
Эти образы вводят ребенка в атмосферу сказки. Малыш сопереживает героям и событиям, происходящим с ними. Персонажи и сказочные предметы создают дополнительную игровую мотивацию, помогающую взрослому организовать процесс обучения в ненавязчивой форме. За каждой сказочной областью, включающей ряд игр, закреплены определенные персонажи, от лица которых осуществляются сказочные действия.
Постепенно сказочные образы стали пополняться атрибутами (автомобили для жителей Фиолетового леса и др.). Например, появилась серия «Автосказка», в настоящий момент включающая в себя четыре альбома.
II. Предметные игровые средства
1. Комплект «Играем в математику».
Направлен на развитие логико-математического опыта детей. Игры, входящие в комплект, способствуют развитию сенсорных и познавательных способностей, пространственного и логического мышления, воображения, произвольности и концентрации внимания. Через игру дети получают представления о количественном составе чисел, овладевают счетом, знакомятся с дробями и геометрическими фигурами. Все игры комплекта способствуют развитию мелкой моторики рук, способности к конструированию.
В комплект входят следующие игры: «Математические корзинки 5», «Математические корзинки 10», «Математические корзинки 100» и набор «Корзинки Дцать», «Планета умножения» и пособие «Планета умножения Ларчик», «Счетовозик», «Кораблик Плюх-плюх», «Кораблик Брызг-брызг Ларчик», «Кораблик Буль-буль Ларчик».
Дополнительно для решения задач математического развития также используют игры и пособия В. В. Воскобовича, уже описанные ранее (комплекс «Коврограф Ларчик» и приложения к нему, комплект «МиниЛарчик», графический тренажер «Игровизор» с приложениями и др., а также комплекты игр, которые будут освещены в рамках «конструктивного блока» (игры и комплектов «Геоконт», «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Чудо-конструкторы», «Эталонные конструкторы» и «Знаковые конструкторы»).
2. Комплект «Чтение через игру».
Комплект развивающих игр В. В. Воскобовича «Чтение через игру» в игровой форме знакомит детей со звуками и буквами, способствует обучению дошкольников чтению в слоговой системе, развитию и закреплению навыков чтения, словотворчества.
В комплект входят: пособие «Теремки Воскобовича» и «Теремки Воскобовича Ларчик», комплект «Складушки с CD», игры «Читайка на шариках 1» и «Читайка на шариках 2», игры серии «Эрудиты» («Яблонька», «Снеговик». «Ромашка», «Парусник»).
Дополнительно для решения задач речевого развития и обучения чтению используют следующие игры и пособия В. В. Воскобовича : развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес», комплект «Коврограф Ларчик» с приложениями к нему, комплект «МиниЛарчик», графический тренажер «Игровизор» с приложениями «Лабиринты Букв. Гласные», «Лабиринты Букв. Согласные», «Игровой калейдоскоп 1», комплекты «Конструкор Геоконт», комплект «Геоконт Штурвал. Алфавит» и «Знаковые конструкторы».
III Конструктивные игровые средства
Многофункциональные конструкторы направлены на логико-математическое развитие детей, развитие сенсорных и познавательных способностей, обучение конструированию, развитие глазомера и мелкой моторики обеих рук. Кроме того, они способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения).
1. Комплект «Конструктор «Геоконт».
Конструктор «Геоконт» способтсвует развитию умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать простейшие обобщения и интерпретировать их. На основе образного видения формируются геометрические представления (строение геометрических фигур, углов, понятия «отрезок», «прямая» и др.). через игру развиваются конструктивные умения, происходит тренировка мелких движений пальцев.
В комплект входят: игры «Геоконт Великан», «Геоконт Малыш», «Геоконт Штурвал. Алфавит», методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава, или Сказка об удивительном Геоконте», плакат «Геоконт. Алфавит», комплект «Геоконт Штурвал. Алфавит», комплект «Резинки Радуга».
2. Комплект «Конструктор Игровой квадрат».
Основная цель конструктора «Игровой квадрат» -- предоставить ребенку возможность для развития способностей, творческой самореализации, самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности. Данный конструктор помогает решить ряд образовательных задач: развитие представлений о сенсорных свойствах и качествах, освоение приемов конструирования геометрических фигур и алгоритма сложения предметных форм.
В комплект «Игровой квадрат» входят: игры «Квадрат Воскобовича двухцветный», «Квадрат Воскобовича четырехцветный», игра «Прозрачный квадрат Ларчик», «Змейка», «Трейзорчик Ларчик», сказка «Тайна Ворона Метра, или Сказка об удивительных приключениях-превращениях Квадрата».
3. Комплект «Конструктор Прозрачный квадрат».
Конструктор «Прозрачный квадрат» является эффективным средством накопления детьми логико-математического опыта, дающего возможность познавать мир самостоятельно. В частности, он знакомит детей с элементарными математическими представлениями и понятиями, способствует развитию психических процессов, развивает способности к абстрагированию, анализу, сравнению и обобщению.
В комплект «Прозрачный квадрат» входят: игры «Прозрачный квадрат» (в 4-х цветах, «Прозрачный квадрат Ларчик», «Прозрачная Цифра», методическая сказка «Нетающие льдинки озера Айс, или Сказка о Прозрачном квадрате».
4. Комплект «Чудо-конструкторы».
Комплект «Чудо-конструкторы» способствует обогащению представлений о сенсорных свойствах и качествах, развитию сенсорных способностей (восприятию цвета, формы, величины, освоению количественного счета, отношений «часть--целое» и пространственных отношений, тренировке мелкой моторики руки, тактильно-осязательных анализаторов, формированию конструктивных умений и навыков, а также развитию психических процессов.
В комплект входят: игры «Чудо-Крестики 1», «Чудо-Крестики 2», «Чудо-Крестики 2 Ларчик», «Чудо-Крестики 3», «Чудо-Соты 1», «Чудо-Соты 1 Ларчик», «Чудо-Цветик», трафареты «Чудо-Крестики 2», «Чудо-Соты 1», альбомы фигурок «Чудо-Крестики 2», «Чудо-Соты 1».
Комплект «Эталонные конструкторы».
В комплект «Эталонные конструкторы» входят игры «Фонарики», «Фонарики Ларчик», «Логоформочки 3», «Логоформочки 5», «Логоформочки Визор», «Логоформочки Ларчик», «Черепашки Пирамидка», «Черепашки Ларчик», «Лепестки Магнит», «Елочкп Радужная», «Елочка Двухцветная», трафарет «Логоформочки», пособия «Лепестки Ларчик», «Разноцветные Лепестки Ларчик», «Елочки Ларчик», игра «Разноцветные лепестки Магнит», «Эталонные фигуры Ларчик».
5. Комплект «Знаковые конструкторы».
В комплект «Знаковые конструкторы» входят игры-головоломки, позволяющие в игровой форме проводить тактильный и оптический анализ букв, цифр, конструировать их, что способствует запоминанию графического образа каждой буквы и цифры. В процессе конструирования у детей развиваются психические процессы (внимание, память, мышление, воображение, совершенствуется мелкая моторика и координация движений пальцев рук.
Комплект состоит из игр «Конструктор букв 1», «Конструктор букв 3», «Конструктор букв Ларчик», «Волшебная восьмерка Магнит», игра «Волшебная восьмерка Ларчик», «Шнур-Затейник», «Шнур-Малыш».