Елена Разинова
Этнопедагогика и детская журналистика
▼ Скачать + Заказать документы
Ориентированность этнопедагогики на привитие каждому последующему поколению системы социальных норм и ценностей; на систематизацию народных традиций в воспитании и обучении детей; на народную мудрость, отраженную в фольклоре, имеет важное значение в области государственной политики и просвещения.
К. Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным должно быть народным, должно быть пронизано народностью… У каждого народа своя система воспитания… нельзя воспитать по чужой педагогической системе как бы она не была стройна и хорошо обдумана». Культура любого народа только тогда жива, когда старшим поколением бережно сохраняются и передаются потомкам духовные, нравственные устои и традиции. При этом очень важно осознание не только собственной этнической самобытности, но и плодотворности взаимодействия, сотрудничества с другими народами.
Публикация «Этнопедагогика и детская журналистика» размещена в разделах
Современная педагогика имеет на вооружении разнообразные методики, применяемые в системе воспитания у подрастающего поколения национальной самоиндификации и чувства патриотизма.
На данный момент наиболее востребованными и значимыми для детей становятся технологии, ориентированные на ребенка как центрального участника педагогического процесса, извлекающего информацию в непринужденной и естественной для него форме - игровой. Одной из таких технологий, набирающей последнее время свою популярность, является детская журналистика. Благодаря активному включению в образовательный процесс детей, родителей и педагогов, основанная на личностно – ориентированном подходе, данная технология формирует основы социально-коммуникативных компетентностей.
Кроме того, в настоящее время кардинальные перемены в жизни социума делают актуальным нравственно - патриотическое воспитание как одно из центральных направлений работы с подрастающим поколением. Остро встает задача обращения к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, семья, дружба, Родина. Идея активного воспитания нравственности и патриотизма становится всё более значима.
В ходе бесед с дошкольниками нашей группы и наблюдений за их самостоятельными играми мы заметили, что дети крайне редко обращаются к теме народного искусства, их речь бедна и изобилует неологизмам и клише, для игр почти не используются сюжеты народных сказок и т. д.
Поэтому решение данных проблем мы увидели в осуществлении проекта – создание пресс-студии «В стране «Садко». Мы посчитали, что грамотно организованная журналистская деятельность позволит решить многие проблемы касающиеся формирования социально - коммуникативной компетентности и речевого развития.
В процессе работы над проектом мы отметили, что у детей оптимизировалось развитие социального и эмоционального интеллекта, способность к эмпатии, формирование готовности к совместной деятельности как со сверстниками так и с более старшими детьми и взрослыми; а так же готовность к восприятию какой – либо информации во время диалога, признание иной точки зрения с одновременным сохранением собственного мнения, продуктивный настрой и позитивное отношение к окружающему миру свидетельствуют о положительной динамике в социально - личностном развитии наших воспитанников.
Так же в процессе формирования представлений у детей о профессии журналиста, привития навыков ведения интервьюирования неизбежно осуществляется передача педагога подрастающему поколению социокультурных ценностей, нравственных и моральных устоев собственного этноса. Ведь, когда мы говорим о профессиональной деятельности журналиста, мы подразумеваем, что составной частью его работы является обращение к собственной культуре, основанной на системе ценностей, представлений о мире и об обществе, на нормах и правилах поведения, присущих собственному этносу. В ходе профессионального взаимодействия журналисты осуществляют не только обмен информацией, но и выступают в качестве носителя культуры своего народа, его традиций, системы ценностей, его уникальности
Кроме того, нами было отмечено, что взаимодействие журналистов пресс-студии «В стране «Садко» с аудиторией предполагает виртуозное владение грамматически правильной речью и богатый словарный запас. Соответственно, мы встали перед задачей активного развития связной диалогической речи, формирование коммуникативной компетентности, расширения и активизации словарного запаса, формирования основ «красивой» речи. А, как отмечал К. Д. Ушинский, именно язык отражает «многовековой опыт духовной жизни народа, опыт познания, опыт нравственной жизни, опыт эстетических воззрений». Результатом работы стало то, что у детей возрос интерес к содержательной стороне речи и стремление употреблять в речи синонимы, разнообразить речь образными выражениями, включать в высказывания поговорки и т. д.
Данная проектная деятельность показала, что она выступает как способ и средство формирования познавательной активности и развития интереса и стремления к познанию окружающего мира. В процессе овладения детьми новой информацией и содержанием, касающихся как особенностей профессиональной деятельности журналиста, так и сведений от интервьюируемых неизбежно происходило расширение горизонтов детских познаний, а, значит, и непрерывное овладение культурным наследием народа, многовековым опытом этноса.
Рассматривая детскую журналистику как средство раннего профессионального самоопределения мы убедились, что в ходе формирования конкретных наглядных представлений о тех или иных профессиях у некоторых детей отмечалось формирование базиса для последующего становления и развития самоосознания ребёнком собственных профессиональных предпочтений. Именно эти дети показали особую склонность к данной профессиональной деятельности собственным артистизмом, коммуникабельностью, умением расположить к себе собеседника и проявить личную яркую харизму. А ведь именно становление и дифференциация трудовой деятельности людей является культурно - исторически сложившимся явлением.
Так же, всвязи с национальными праздниками дети – журналисты проводили интервьюирование представителей различных этносов, проживающих на территории Среднего Поволжья. Вследствие чего было отмечено в дальнейшем возрастание интереса как к собственным народным традициям, праздникам, верованиям, так и к уникальным проявлениям в культуре других народностей, дети отмечали и обсуждали сходства и отличия в разных культур. Более того, данный процесс наблюдался как со стороны членов пресс - студии, так и со стороны их собеседников. И в этом случае можно говорить об этническом взаимодействии, взаимообмене исторически сложившимися особенностями этносов.
В заключении мы можем констатировать что технология «детской журналистики» является весьма перспективной и эффективной формой работы в области этнопедагогики.
Список использованных источников:
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире [Текст] /В. В. Абраменкова // Вопр. психологии. - 2002.
2. Осипова, Н. А. Детская журналистика как инновационный подход в коммуникативно-речевом развитии дошкольников.
3. Тыликова, О. П. Использование этнопедагогики в проектной деятельности воспитанников, как средства воспитания. https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=7195