Светлана Гнилицкая
Консультация «Волонтёры-дошкольники»
▼ Скачать + Заказать документы
СТАТЬЯ «ВОЛОНТЁРЫ- ДОШКОЛЬНИКИ»
Гнилицкая С. Н.
МБДОУ-д/с №27 «Сказка» г. Саяногорск
Упавшему помоги встать.
Старому, слабому,слепому помогиперейти дорогу.
И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.
(Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.
Толковый словарь русского языка).
Введение.
Одним из основных принципов дошкольного образования, являющихся основой Федерального государственного образовательного стандарта, является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Публикация «Консультация „Волонтёры-дошкольники“» размещена в разделах
Инициативный ребёнок должен уметь реализовывать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, разумной свободы предоставляемой воспитаннику, самостоятельности, а также широты его ориентировки в окружающем мире.
Сегодняшняя жизнь стремительна. Любому человеку, даже ребенку за короткий промежуток времени нужно успеть многое: многому научиться, многое познать, найти занятие по душе.
Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общечеловеческих ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.
Становление активной гражданской позиции человека представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.
Возникновение опыта связано с тем, что несмотря на планомерную системную работу по нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников, в большинстве случаев дети усваивают положительные нравственные установки и правила, но редко принимают для себя роль активных участников событий.
В период введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования государством поставлена задача подготовки совершенно нового поколения: активного, креативного, любознательного, умеющего аргументировано отстаивать свою точку зрения, легко налаживать взаимодействие с незнакомыми и малознакомыми людьми. В настоящее время ключевой компетенцией является способность человека к деятельностной модели реализации своих возможностей, наличие у него основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности Ведущей целью становится формирование у дошкольника качеств,необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
В XXI веке развитие волонтёрского движения набирает силу во всем мире. Особое внимание привлечено к добровольчеству как форме вовлечения молодых людей в социальную практику, развитие ее созидательной активности, возможности реализации своего потенциала, активно включиться в социальные процессы, обрести цель в жизни, вселить уверенность в себе, в свое будущее.
Приобщение дошкольников к волонтерскому движению позволяет еще до школы привить ребенку все эти важные качества, способствующие формированию активной гражданской позиции будущего школьника.
Дети – волонтеры – это активная форма общения в детской среде – от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности. Участие в волонтерской деятельности создает условия для максимальной реализации потенциала ребенка. Оно несет в себе как развивающий, так и коррекционный потенциал.
Основная часть.
Технология волонтерства реализовалась в нашей группе при активном участии педагогов, родителей и положительно повлияло на формирование и развитие личности детей, на развитие их нравственных качеств.
Приобщая детей к волонтерскому движению, я привлекаю внимание к проблемам общества, воспитываю у детей и взрослых чувство ответственности за свою жизнь, здоровье, сохраняю народные традиции и развиваю добрые качества души.
Цель реализации технологии «Дети – волонтёры» : воспитание духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Срок реализации технологии детского волонтерства – 2 года. Начала реализацию данной технологии в старшей группе, продолжила в подготовительной к школе группе.
Реализация технологии была разделена на несколько этапов:
Первый этап – подготовительный: изучение теоретических аспектов детского волонтёрства, проектирование организации культурной практики в ДОУ.
Второй этап – организационный, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды.
Третий этап – практический: на этом этапе реализовались конкретные дела волонтерской команды.
Данный вид деятельности был интересен всем участникам образовательного процесса. Он объединил воедино активных, творческих детей группы, заинтересовал родителей, которые были привлечены к совместному сотрудничеству для участия в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. Воспитанники младших групп, которым мы с ребятами оказывали помощь, проводили совместные игры и акции приняли его с большим интересом.
На первом этапе было выбрано название команды волонтеров, эмблема команды и правила волонтеров. Команда волонтеров «Сказочные волонтеры» приняли на первом собрании правила и неукоснительно соблюдали их.
Правила:
1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2. Будь ответственным!
3. Обещаешь – сделай!
4. Не умеешь – научись!
5. Уважай других людей!
6. Будь терпимым!
7. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
На втором этапе
На начальном этапе дошкольники-волонтеры помогали младшим дошколятам в рамках ДОО.
В основу работы детского волонтерского клуба заложена идея «Семи добрых дел». 1-2 раза в неделю дети старших групп приходят к малышам, чтобы сделать доброе дело.
«Играем вместе». Дети старших групп вместе с малышами играют в различные игры: сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, подвижные, проводят фольклорные праздники и развлечения.
«Научим тому, что умеем сами». Дети – волонтёры проводят обучение малышей новым способам действия в лепке, художественном труде, рисовании.
«Поможем малышам». Старшие дети помогают младшим собраться на прогулку, раздеться, дойти до участка.
«Создадим красоту своими руками». В это доброе дело входит облагораживание окружающего пространства: посадка рассады цветов, уход за растениями на участке, сбор семян.
«Дарим приятные сюрпризы». Волонтёры выступают в качестве героев-персонажей на праздниках у малышей, дарят им книжки- малышки, игрушки, подарки к праздникам.
«Примем участие в акции». Дети участвуют в различных акциях детского сада «Помоги птицам зимой», «Вылечим книги», «Бессмертный полк» «Трудовой десант», «Поможем братьям нашим меньшим». Это помощь в наведении порядка на участке детского сада, ремонт книг, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, изготовление украшений для участка, различных построек, наведение порядка в игровых уголках.
Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров возникло ощущение «взрослости», ответственности, повысилась уверенность в себе, каждый получил внутреннее удовольствие от своей работы, возникло желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Своим примером и конкретной помощью волонтёры учили малышей навыкам самообслуживания, совместным играм в группе и на прогулке, знакомили с правилами и традициями детского сада. Все это способствовало формированию положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений, доставило эмоциональную радость.
Следующим этапом развития волонтерской и добровольческой деятельности стал выход нашей группы на общегородские акции и социальные проекты. Нашей командой были реализованы следующие акции и мероприятия: городская экологическая акция «Чистый Зеленый Наш» (наша команда оказалась победителем акции, всероссийская акция «Вода России», всероссийский флэшмоб «Голубая лента», Акция «Здоровые Мы – здоровая нация» (совместно с молодежным волонтерским движением СОЮЗ, акция «Покорми птиц зимой», «Тепло души и рук творенье» помощь пожилым людям, творческое поздравление с Днем пожилого человека, «Декада помощи инвалидам», акция «Добро» помощь приюту для животных кормом и медикаментами, «Добрый пластик» сбор пластика для компании ПОЛИКРАФТ, всероссийская акция по сбору книг для детей ДНР и ЛНР «Дети - детям», акция «Георгиевская ленточка» и другие. Наша команда подключилась к проекту «Искорки доброты» г. Санкт- Петербург и охотно участвовала в предложенных мероприятиях и акциях. Все мероприятия были направлены на то, чтобы показать детям, насколько важно делать добро и помогать, проявлять заботу, сострадание, милосердие к окружающим.
Заключение.
За 2 года внедрения и реализации в группе технологии детского волонтерства были получены следующие результаты:
-развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников их родителей и сотрудников образовательного учреждения, направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне, способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев, формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
- участие детей в волонтерском движении помогло им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- они научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- они стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
При этом важно, что у моих воспитанников не только сформировалось негативное отношение к плохому, но и сформированы навыки социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
Список литературы.
1. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России//Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований : материалы Междунар. науч. -практ. конф. – Самара, 2017. –С. 80-81.
2. Вертинская В. И. Волонтерство как форма совместной деятельности детского сада и семьи. – М. : ТЦ Сфера, 2016
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера,2006. – 64с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
4. Каблучко Л. Б. Организация волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде способствующей ранней социализации дошкольников. 2012 год.
5. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста. – М. : Линка-пресс, 2014 – 208с.