Жеглова Карина
Историческое просвещение детей дошкольного возраста
Если говорить про историческое просвещение, педагоги ставят задачу вдохновлять детей любовью к родной культуре и традициям, при этом развивая толерантное отношение к народам мира и формируя осознанный патриотизм. Они мастерски знакомят подрастающее поколение с героическим прошлым своей страны, рассказывая о великих личностях, что способствует построению у детей целостного видения истории, формированию здорового мировоззрения и ценностных ориентиров. Особое внимание в детском саду уделяется возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребёнка, включая его психоэмоциональное состояние. Важным аспектом является грамотный выбор и применение иллюстраций, методик и форм работы, адаптированных для дошкольников.
Публикация «Историческое просвещение детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Как же внедрить историческое просвещение в образовательный процесс детского сада?
Согласно результатам освоения Федеральной образовательной программе ДОО, к концу дошкольного периода ребенок уже имеет первоначальные представления о главных исторических событиях Родины и о разнообразии других стран и народов мира. Это соблюдение задач исторического просвещения наших детей. Историческое просвещение детей дошкольного возраста, важно выполнять последовательно, что требует образовательный процесс в детском саду. Важно сказать, что есть задачи, которые не присутствуют в обязательной части программы.
Если заглянуть в программу дошкольного образования а именно в раздел по формированию элементарных математических представлений, то там можно увидеть одну из задач которая предполагает, сформировать у детей начальные пространственные и временные представления. Задачи педагога сформировать к семи годам представления о различных временных интервалах – день, месяц, год; годичном цикле смены времен года, их характерных признаках. Также есть программы, которые формируют у детей дошкольного возраста широкий круг знаний и не менее важно знакомство с календарем, практики измерения времени и знакомит с единицами измерения, с новыми незнакомыми словами, которые присутствуют в быту.
Историческое просвещение – разделяется на знакомство с историей своей Родины и историей других стран в целом, в которых присутствует познавательная и воспитательная цель. Данное разделение очень хорошо помогает педагогам спланировать и провести работу с дошкольниками.
Цели исторического просвещения детей дошкольного возраста могут быть разнообразными:
Познавательные:
• Формирование представлений об историческом времени;
• Дать представление о культуре других стран;
• Формирование представлений об участии других стран в современной хозяйственной жизни других государств.
Воспитательные:
• Воспитание патриотических чувств – гордость за историю своих предков
• Воспитание уважение к разнообразию народов своей Родины
• Воспитание уважительного отношения к символике страны
Приемы использования и подбор материалов
Подбор иллюстраций, дидактических материалов для исторического просвещения детей дошкольного возраста, в первую очередь зависит от возраста детей. Но важной задачей, перед педагогом, – подобрать качественный и яркий иллюстративный материал. Выбранный материал обязан быть подлинным с точки зрения художественной ценности, но и не стоит забывать, что материал должен, быть понятным и интересным для детей дошкольного возраста. Если ребёнок дошкольного возраста не понимает жизнеописания или летопись, то для его возраста лучше выбирать былины. Важно и выбрать методические приемы, с помощью которых вы будете выстраивать свою работу с детьми. Приемы помогают педагогам преподнести детям сложную информацию для их восприятия. Если вы рассказываете, детям о биографии исторических героев вам нужно и лучше сделать акцент на детстве этого героя что будет лучше воспринято детьми дошкольного возраста.
Последовательная организация исторического просвещение дошкольников с учетом их возраста
Педагоги начинают формирование у дошкольников представлений об
историческом времени на пятом году жизни. Именно в этом возрасте детей начинают понимать связь между прошлым и будущим, уже выстраиваться линейная последовательность. Прежде чем перейти уже к весомым событиям Родины и страны, а также мира, педагог должен научить дошкольников упорядочивать элементарные и знакомые сюжеты.
Если говорить о сказках, то педагог подготавливает иллюстрации или рисует их совместно с дошкольниками. Дети в свою же очередь должны их расставить в той последовательности, чтобы получилась история. Интересно будет использовать в историческом просвещении проект, в котором дошкольники разрабатывают свое генеалогическое древо. В процессе, когда дошкольник ищет информацию о своих предках и беседует с родителями, он неизбежно сталкивается с историей своей семьи и страны в целом.
В детском саду историческое воспитание дошкольников — это не просто
передача знаний о прошлом, это формирование нравственных основ: уважения
к старшему поколению, чувства патриотизма и осознанного долга перед
Родиной. Этот процесс закладывает фундамент ценностных установок, которые
будут служить компасом на жизненном пути ребёнка в будущем.
Список использованных источников
1. Артеменко, О. Н. Педагогика : учебник / О. Н. Артеменко,
Л. И. Макадей. – Ставрополь : СКФУ, 2015. – 251 с. – ISBN 978–5–534–05801–7. – Текст : непосредственный.
2. Баенский, Р. А. Воспитание дошкольников в играх и сказках : учебное пособие / Р. А. Баенский. – Москва : Просвещение, 2019. – 160 с. – ISBN 978–5–534–05801–7. – Текст : непосредственный.
3. Гарбузов, В. И. Воспитание ребенка : учебник / В. И. Гарбузов. – Москва : АСТ, 2012. – 210 с. – ISBN 978–5–534–05801–7. – Текст : непосредственный.
4. Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк.. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. –]О. В. Бурляева и др. [образования / 104 с. I
5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования : методическое пособие / Под редакцией
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2010. – 304 с. – ISBN 978–5–534–05801–7. – Текст : непосредственный.
6. Хрущева, Ю. Н. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий / Ю. Н. Хрущева. – Текст : электронный // Молодой ученый. – 2023. – № 19 (466). – С. 527–529. – URL : https://moluch.ru/archive/466/102446/ ( дата обращения : 12.12.2024).