Ирина Бабихина
Использование лэпбука в ДОУ
И. Н. Бабихина
воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №3 «Родничок»
Использование лэпбука в ДОУ
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие» говорится о том, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности…». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому!», то есть подразумевает, что нам воспитателям необходимо постоянно искать новые формы развития познавательной активности детей.
Публикация «Использование лэпбука в ДОУ» размещена в разделах
Проблема познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием формирования умственных качеств детей, их самостоятельности и инициативности.
Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками, с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие познавательной активности, самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.
Передо мной встали вопросы. Какие же формы работы по развитию познавательно-исследовательских способностей детей будут наиболее оптимальными? Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил в образовательной деятельности по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои познавательные горизонты по данному вопросу?
В связи с решением этих вопросов мне пришлось искать новые подходы, идеи, способы обучения, для того, чтоб соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Поэтому я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук.
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, с вынимающимися и разворачивающимися листочками, кармашками, дверками, подвижными деталями, маленькими книжками (гармошками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать, играть по своему усмотрению. В нем собирается материал по какой-то определенной теме. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации познавательного процесса у детей дошкольного возраста.
Новизна данной формы работы с детьми заключается в отсутствии системного использования лэпбуков в практике детских садов.
Для хорошей организации работы по созданию лэпбука необходимо выполнение определенных условий. Первое, что нужно – это вызвать интерес у детей, во-вторых, подобрать специальные методы, приемы и формы работы.
Методы и приемы работы с детьми
Формы работы с детьми по использованию лэпбуков :
1. Подгрупповая. Дети учатся совместно планировать свою деятельность, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат. При выполнении работы дети учатся самостоятельно подбирать материал, располагать его на макете, чтобы работы были интересными, яркими.
2. Индивидуальная. Для закрепления или повторения пройденного материала, а так же для работы с детьми, испытывающими затруднения в усвоении той или иной темы.
Рассмотрим опыт работы по организации деятельности воспитанников на закрепление правил пожарной безопасности с помощью лэпбука.
За время знакомства с этим универсальным пособием мной были созданы такие лэпбуки, как «ПДД», «В гостях у сказки», «Большая книга экспериментирования», «Правила пожарной безопасности» и «КГН». Все эти пособия помогают ребенку лучше понять и запомнить пройденный материал или познакомить с новым. В любое удобное время дети могут сесть и с удовольствием рассмотреть, поиграть и повторить.
По результатам педагогического наблюдения видно, что дети стали активно взаимодействовать как со сверстниками, так и со взрослыми. Значительно вырос интерес, любознательность и самостоятельность в решении поставленных задач.
Таким образом, видим, что метод «Лэпбук» актуален и достаточно эффективен. Эффективность применения данного метода позволила мне предположить, что такие интерактивные папки возможно использовать не только развивая социально – коммуникативное развитие дошкольников, но и в других образовательных областях.
В ходе работы с данным пособием, я обратила внимание и на личностное развитие, как педагога. Так же познакомила коллег с новым видом обучения и развития детей. Смогла заинтересовать детей и родителей. Считаю, что продолжение исследования по данной теме может поднять работу с детьми и родителями на более высокий уровень.