Олеся Герьятович
Спонтанные эксперименты, возникающие на прогулке с детьми четырех лет
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю с детьми среднего дошкольного возраста. Они задают тысячи вопросов, ведь не зря этот возраст называют возрастом почемучек.
У ребенка 4-5 лет появляется потребность познавать. И если мы не будем развивать эту потребность, то он не сможет гармонично развиваться.
Детский вопрос – это призыв к разговору. Через вопрос ребенок вступает в отношения и с предметами, и с людьми.
Можно, конечно, на детские вопросы отвечать формально, но гораздо полезнее помочь ребенку самостоятельно найти ответы на вопросы «как?», «почему?», используя для этого различные увлекательные эксперименты.
Публикация «Спонтанные эксперименты, возникающие на прогулке с детьми четырех лет» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Когда я вывожу детей на прогулку, у меня, конечно, есть план ее проведения. Но вопросы детей, их заинтересованность, настроение могут изменить ход прогулки.
Любую исследовательскую детскую работу – обсудить, отгадать, сравнить, обнаружить, определить и т. д. – мы осуществляем в атмосфере взаимного понимания при негласной договоренности о праве на ошибку и обязанности слышать и видеть сверстников и воспитателя.
Иногда случается так, что дети ставят проблему, но не могут или не хотят сразу же решить ее. Пусть сегодня они не нашли ответа – завтра они о ней вспомнят, будут о ней говорить. Как любому взрослому, мне хочется сразу же помочь им, подсказать правильное решение. Но надо помнить, что ребенку интереснее не узнать, а догадаться. Задача же взрослого – не упразднять таинственность явлений, а приоткрывать ее.
Приведу несколько примеров, спонтанно возникших на прогулке экспериментов.
«Божья коровка»
Собирая осенью листву, дети увидели божью коровку. Положили ее на ладошку. Она неподвижна. Дети заинтересовались этим, стали задавать вопросы и выдвигать гипотезы: «Что это с ней? Она умерла? Нет, она заснула! Нет, она просто молчит. Может быть, она объелась цветов? Ты что, она же не корова, а коровка (утром беседовали о домашних животных)».
Любопытство и удивление детей послужило толчком к экспериментированию. Не отвечая прямо на вопросы, вместе с ними удивляюсь, рассматриваю, спрашиваю: «Может быть ей холодно? Какая сегодня погода?» Дети рассказывают о погоде, предлагают много вариантов, как можно согреть насекомое (положить в перчатку, в карман, взять в группу). Опять задаю вопрос: «Что будет с божьей коровкой, если согреть ее своим дыханием?» Провели эксперимент. Сколько было радости, когда божья коровка ожила и стала ползать по ладоням детей! Затем дети сами сделали вывод: осенью с наступлением холодов божья коровка засыпает.
«Где прячутся семена?»
У нас на участке растет очень красивая береза. Мы наблюдали за расцветкой ее листьев. Данилу это интересно. Он собирал тонкие березовые веточки и подбрасывал их вверх. Дети постепенно переключили свое внимание на Данила, подошли к нему и спросили, что он делает. Мальчик ответил: «Пускаю самолеты». Тогда все начали пускать такие же самолеты.
Я поинтересовалась: «Как вы думаете, что медленнее летит к земле – самолет-палочка или лист с дерева?» Дети провели эксперимент, и, оказалось, листья летят медленнее, ведь они легче.
Затем мы рассмотрели листья других деревьев, ощупали их. Показали друг другу и сравнили: березовый лист – шершавый, кленовый – гладкий, а дубовый – маслянистый. Вдруг Юля разломила кленовый «носик» и нашла там семечко. Мы его потрогали, рассмотрели и после обсуждения решили, что это семя клена, с помощью которого дерево размножается. Затем рассмотрели семена липы и ясеня. Проверили их на прочность с помощью деревянного молоточка. Дети сказали, что семена находятся в скорлупке, которая защищает их, помогает им сохраниться.
«Полезны ли опавшие листья?»
Осень – пора исследований и наблюдений. В это время удается подметить много интересного, объяснить непонятное. Некоторые весенние явления без осенних исследований будут казаться загадочными.
Я предложила узнать, полезны ли опавшие листья. Мы решили выкопать две грядки и положить в одну из них осенние листья. Весной можно будет посмотреть, на какой грядке лучше растет трава. Ася, копая землю нашла червяка. Я заметила, что дети им очень заинтересовались. И мы, конечно же, прервали работу. Дети рассмотрели червяка, описали его, кто-то потрогал, кто-то подержал на ладони. На вопрос, где он зимует, все ответили: «В земле». Так внезапно появившийся червяк прервал предложенный мною опыт. Я поддержала детей: ведь в данный момент им интереснее и важнее было изучить червяка. А опыт с опавшими листьями мы закончили позже.
«Паучок»
Необыкновенно красивая рябина была этой осенью. Мы с детьми рассматривали ее веточку. И вдруг на стол упал паук. Это вызвало у детей столько радости и удивления! Они описывали его ласковыми словами: «Малюсенький, красивенький, ногастенький». Сосчитали его ножки – их оказалось восемь.
Владик вспомнил, что у божьей коровки ножек было шесть. На мой вопрос, чем питаются паучки, дети ответили: «Листьями, землей, ничем». Я постаралась дать детям полезную информацию, но так, чтобы им было интересно. Пауки – хищники, они питаются мухами, комарами. По поведению паука можно предсказать погоду. Если паук не раскидывает своих сетей для ловли насекомых – жди похолодания. А если он плетет новые сети – это к теплу. На вопрос детей, где паук берет паутину, рассказываю, что в нижней части его брюшка находится паутинная бородавка, через которую паук выделяет паутину. Паучок так заинтересовал ребят, что они и на следующий день его искали.