Юлия Варанкина
Специфика психологического консультирования родителей
▼ Скачать + Заказать документы
«Специфика психологического консультирования родителей».
Составила: Варанкина Ю. Б.
Педагог-психолог
НДОУ «Детский сад №138 ОАО «РЖД»
Публикация «Специфика психологического консультирования родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Цель: повышение психологической компетентности педагогов-психологов в вопросах семейного консультирования.
Консультироваться – значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу. Рекомендация психолога – всего лишь мнение, высказанное кому-нибудь, по поводу того, как ему поступить, что сделать и т. п.
Консультирование центрировано на более поверхностной работе, связанной чаще с межличностными отношениями. Основная задача психолога состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Это тоже психологическое воздействие, но воздействие более мягкое.
Отличает консультирование и его краткосрочность, а в последнее время появляются почти «мгновенные» психотерапевтические техники.
Теоретические основы психологического консультирования следует искать, прежде всего, в работах по исследованию мышления, так как потребность в мышлении как таковом возникает, когда в ходе жизни перед человеком появляется новая цель, новые обстоятельства и условия деятельности, а старые средства и способы деятельности недостаточны для их достижения. Такие ситуации называются проблемными.
Стадии консультативного интервью.
1. Достижение взаимопонимания.
2. Сбор информации.
3. Выработка альтернативных решений.
4. Обобщение результатов взаимодействия с клиентом.
Психика человека – не отдельные психические функции и не механическая их сумма, следовательно, консультанту необходимо достаточно интегрированное знание как о закономерностях, раскрываемых общей психологией, так и о вкладе других направлений психотерапевтической науки. Руководствуясь многочисленными теориями, психологи воздействуют на клиента. Эффективность воздействия зависит от опыта и личности психолога.
Основоположник гуманистической психологии Карл Роджерс писал : «… для меня очень важно в отношениях с людьми слушание – творческое, активное, чувствительное, точное, эмпатическое, не судящее».
К. Роджерс выдвигает 4 условия, способствующие процессу психотерапии :
1. Психолог должен сохранять безусловно позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они будут идти вразрез с его собственными установками. Клиент волен говорить и действовать, не опасаясь осуждения.
2. Необходима эмпатия, то есть психолог старается видеть мир глазами клиента и переживать события так же, как их переживает сам клиент.
3. Психолог должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решения его проблем. Ему нужно только выслушать его и выполнять функции зеркала, отражающего мысли и эмоции клиента, и формулировать их по-новому.
Такое отражение приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистичному восприятию и пониманию того, как его
Согласно К. Роджерсу, именно в результате реалистического представления о самом себе, человек приобретает способность разрешать проблемы, с которыми он сталкивается.
Содержание семейной системы зависит от ее структуры. Семейной терапией занимался Сальвадор Минухин. Он рассматривал границы семей и коалиции, существующие в ней.
С. Минухин усиливал супружеские связи, повышал внутрисемейный статус отца, его авторитет, меняя тем самым структуру семейной системы.
Семейная система функционирует под воздействием двух законов: закона гомеостаза и закона развития.
Закон гомеостаза: каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было. Следовательно, семейная система стремится остаться в данной точке развития, не хочет никуда двигаться.
Согласно закону развития, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл. Жизненный цикл семьи – это некая последовательность смены событий и стадий, который проходит любая семья.
Функциональная семья – это та семья, которая справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами.
Дисфункциональная семья – это семья, которая с задачами не справляется. Вакуум в супружеских отношениях порождает потребность в очень близких отношениях с ребенком. И тогда нарушения в поведении ребенка становятся условно выгодными. Ребенок получает сигналы от родителей, подкрепляющие нарушения в его поведении. Любой симптом в системе условно выгоден, он всегда работает на гомеостаз и всегда подкрепляется, хотя люди этого совершенно не хотят.
Различают два уровня изменений в системе: изменения первого порядка и второго порядка. Изменения первого порядка – это структурные изменения. Семья может разъехаться, кто-то может умереть, может произойти развод – любое изменение, связанное с физическим присутствием, с географией. Все это – изменение структуры. Это не значит, что произойдет перестройка отношений. Люди могут не жить вместе, но злятся друг на друга так же сильно, как в момент реального конфликта, годами. Эмоционально незавершенные разводы могут длиться десятками лет. Не произошли изменения второго порядка – не изменились взаимоотношения. Идеальный вариант, когда меняются отношения людей вместе с изменением структуры.
Таким образом, специфика психологического консультирования родителей заключается в :
- особенностях консультирования (краткосрочности, опосредованности воздействия, использования ситуации «здесь и теперь»);
- анализе семьи как семейной системы;
- в использовании проективного теста «Семейная социограмма» для диагностики структуры семьи и определения коммуникаций в семейной системе;
- предложении альтернативных рекомендаций для собственного принятия выхода из сложившейся ситуации клиентом.
В целом, основная работа направлена на укрепление супружеской коалиции.
Литература.
1. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., Питер, 2000.
2. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., «Класс», 1998.
3. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М. : Педагогика, 1987.
4. Психотерапевтическая энциклопедия. Под. ред. Б. Д. Карвасарского. СПб. : Питер Ком, 1998.