Ольга Троянская
Специально организованная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «В гости к бабушке Аннэ»
Программное содержание.
Развивать физические качества через подвижные игры (скорость, выносливость). Обогащать двигательный опыт детей (овладевать основными видами движения – ходьбой, бегом, прыжками с продвижением вперед).
Развивать интерес к подвижным играм. Совершенствовать умения самостоятельно организовывать подвижные игры.
Обобщить, систематизировать знания детей о родном крае, коренных жителях Югры - ханты и манси. Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, к большой и малой Родине. Расширять знания детей о животном и растительном мире тайги. Напомнить правила поведения в лесу. Формировать начала экологической культуры. Стимулировать детское воображение.
Публикация «Специально организованная деятельность с детьми подготовительной к школе группы „В гости к бабушке Аннэ“» размещена в разделах
Развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, способы её достижения. Формировать образное мышление через работу по карте-схеме. Содействовать развитию воображения, памяти дошкольников.
Побуждать детей к активному общению. Вызвать желание вспомнить названия раннее прочитанных сказок народов Севера.
Воспитывать самостоятельность, дружелюбие. Прививать уважение, толерантное отношение к людям других национальностей.
Обогащение словаря.
• деревья: пихта, лиственница;
• животные: росомаха, рысь;
• рыбы: муксун, стерлядь;
• птицы: рябчик, тетерев, кулик, куропатка, орлан;
• ягоды: костяника, княженика, морошка.
Активизация словаря: Югра, стойбище, туесок, тайга, карта-схема, снегоступы, ягель, мох.
Воспитывать самостоятельность, дружелюбие. Прививать уважение, толерантное отношение к людям других национальностей.
Предварительная работа.
Беседы о родном крае, поселке, коренных жителях Югры. Проведение акции по ознакомлению с родным краем. Индивидуальные поездки с родителями в музей краеведения в г. Нягань. Знакомство с культурой и бытом хантов: чтение сказок и сказаний коренных жителей, рассматривание иллюстраций и фотографий. Оформление альбомов: «Культура и быт народов ханты и манси», «Узоры и орнаменты хантов и манси», творческие альбомы-пересказы с иллюстрациями сказок Севера. Изготовление кукол «Акань», рассматривание посуды из бересту, украшений из бисера, изготовление макетов в детском саду и дома с помощью родителей. Рисование национальных узоров и выставка сюжетных
рисунков по теме «Югра – мой край родной». Использование игр народов севера в свободной деятельности и на физкультурных занятиях. Прослушивание музыкальных инструментов (варган, бубен, песен в записи. Материал к занятию.
• Письмо, карта-схема с обратной стороны магнитные пластинки, планшет для карты.
• Иллюстрации: пихта, лиственница, росомаха, рысь, муксун, стерлядь, рябчик, тетерев, кулик, куропатка, орлан, костяника, княженика, морошка.
• Гостинца: брусника и клюква в туеске,
• Атрибуты к занятию: импровизированный чум, пеньки по количеству детей, рыбки с лентами на хвосте, озеро для игры, 3 шт нарты, 5 скакалок для игры «Олени и пастухи». Шапочки: олень, заяц, щука. Для сказительниц украшение из бисера, платок.
Воспитатель.
Ребята, сегодня утром к нам прилетела сорока и оставила необычное письмо. Оно адресовано вам, детям подготовительной группы. Пришло время его прочитать.
Содержание письма.
«Здравствуйте ребята. Меня зовут бабушка Аннэ я живу в тайге, на стойбище. Приезжайте ко мне в гости. Вот вам карта, как ко мне добраться».
Воспитатель.
Ребята, поедем в гости? Знайте, что в тайге нужно помогать друг другу, идти вместе, не шуметь и не сорить, бережно относиться к лесу.
Воспитатель
Ой, здесь, только часть карты…
Видимо сорока потеряла по дороге. Но ничего, смекалка нам поможет в пути.
Ребята, на чем будем добираться?
Дети (предполагаемые ответы детей).
Можно поехать на машине, на вертолете, на буранах, на лыжах, на снегоступах.
Воспитатель.
Вы предложили много вариантов, это хорошо. Мы выберем лыжи, кругом снег, хоть уже и весна.
(имитация ходьбы на лыжах: ших, ших, ших, ших.)
Заяц.
Здравствуйте, ребята.
Дети.
Здравствуй заяц, мы идем в гости к бабушке Аннэ. Но у нас не вся карта, а ты не находил в лесу нашей карты?
Заяц.
Нашёл я вашу карту и дам вам её, только сначала ответьте на мои вопросы:
• Какие деревья растут в тайге?
• Какие животные водятся в северных лесах?
Дети.
В тайге растут березы, ели, сосны, кедры, ива, осины,рябины.
В тайге живут медведи, лисы, волки, росомахи, белки, мыши, олени, зайцы, барсуки, рыси, лоси, кабаны.
Заяц.
Молодцы ребята. А теперь поиграйте со мной в игру «Золотые ворота.»
Вот вам карта, счастливого пути.
Воспитатель и дети подклеивают карту, изучают её.
По карте определяют куда им идти. На своем пути дети встречают щуку. Она сидит у озера.
Дети приветствуют рыбу щуку, спрашивают, не видела ли в своем озере щука какого-нибудь листка бумаги.
Щука.
Да, я видела, как сорока уронила листочек в моё озеро, я его вам дам, только ответьте на мои вопросы:
• Какие рыбы плавают в Югорских реках и озерах?
• Какие птицы летают над тайгой?
Дети.
В Югорских водах плавают щуки, окуни, караси, ерши, муксуны, стерляди.
Над тайгой летают сороки, глухари, совы, куропатки, тетерева, снегири, рябчики, гуси, утки, орланы, клесты.
Щука.
Еще много разных рыб плавает в северных водах, вот посмотрите это муксун, а это стерлядь.
Также огромное количество птиц летает в тайге. Вот посмотрите это тетерев, кулик, куропатка, рябчик.
Щука.
Молодцы ребята, много вы знаете, но еще больше вам предстоит узнать.
А теперь поиграйте со мной в игру «Кто первый поймает рыбку в пруду»
Вот вам карта. Счастливого пути.
Воспитатель и дети подклеивают карту, изучают её.
Оленёнок.
Здравствуйте, дети.
Дети.
Здравствуй, оленёнок. Не находил ли ты во мхах нашу карту?
Оленёнок.
Я нашел листочек, я вам его дам, только сначала ответьте на мои вопросы.
• Чем питаются олени?
• Какие ягоды растут в наших лесах?
Дети.
Олени питаются ягелем, мхом, травой, корой деревьев.
В наших лесах растет: клюква, брусника, черемуха, смородина, морошка, малина, черника, голубика, шиповник, рябина, костяника, княженика, земляника.
Оленёнок.
Молодцы. Ребята, как вы много знаете. Поиграйте со мной немного.
П/и: «Олени и пастухи».
Цель: продолжать развивать реакцию детей на сигнал воспитателя, упражнять детей в беге, соблюдая дистанцию.
Правила игры: при беге не наталкиваться друг на друга, не наступать на ноги друг другу, не кричать.
Давайте сначала девочки будут оленями, а мальчики пастухами, потом наоборот мальчики будут оленями, а девочки пастухами. (Воспитатель одевает девочкам оленьи рога и упряжки, а мальчики держат упряжки).
Пастухи пасите оленей! (Пастухи пасут оленей, говорят «Поть – поть – поть!» и бегут по кругу). Пастухи остановите оленей, они есть хотят! (Пастухи дергают за упряжку, говорят «Э – э – э!», при этом олени топают ногой, разгребают снег копытом, ищут ягель, мох, лишайники). Затем дети меняются.
Оленёнок.
Вот вам карта, а там за пригорком стоит стойбище хантов.
До свидания.
Воспитатель и дети подклеивают карту, изучают её.
Воспитатель.
Вот мы и пришли на стойбище хантов,
Бабушка Аннэ.
Здравствуйте, дети. Я очень рад вас видеть. Проходите, рассаживайтесь. Расскажите о себе.
Дети.
Здравствуй, бабушка Аннэ. Мы живет в поселке Приобье, он находится в Октябрьском районе, ХМАО.
(Индивидуальные ответы детей).
Бабушка Аннэ.
Я знаю много сказок, а вы знаете хантыйские и мансийские сказки?
Дети.
Да, знаем.
(Называют несколько. «Кот», «Гордый олень», «Ермак», «Хочу не хочу», «Как окунь полосатым стал», «Мансэ и Зайчонок», «Жадная Тэряйка»).
Бабушка Аннэ.
А вы умеете отгадывать загадки?
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год,
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц)
Лежала под ёлками
Подушка с иголками,
Лежала, лежала
Да и побежала. (Ёж)
Хвост пушистый,
Мех золотистый
в лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
Скоро народы ханты и манси будут отмечать праздник «День ворона». Потому что они считают, что птица ворон пробуждает своим криком весну. Он празднуется весной 7 апреля. На этом празднике будут петь песни, играть в игры, варить уху на костре, на сосну навязывать разноцветные ленточки и просить о благополучии семьи и здоровье детей.
А еще будут играть на музыкальных инструментах.
Предлагает послушать как звучит народный инструмент. (казымские ханты - томран, манси тамран). (Рассказывает, как он устроен).
Я вас научу одной интересной игре «Прыжки через нарты». (рассказывает правила игры).
Расставляют импровизированные нарты. Дети прыгают по очереди через нарты.
Бабушка Аннэ
Я рада сегодня была видеть вас всех здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение сохранилось у вас до самого вечера. А для этого, мы должны чаще улыбаться, радоваться друг другу. Улыбнитесь друг другу и всем станет светлее и радостнее.
Бабушка Аннэ благодарит детей, дает угощение в туеске (брусника). Вот вам ягоды, варите компот из ягод и будьте здоровы.
Прощаются.
Воспитатель.
Вот вернулись мы с вами в детский сад.
• Понравилось вам наше путешествие?
• Что запомнилось больше всего?
Дети отвечают на вопросы.