Галина Малышева
Создание здоровьесберегающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
«Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. Здоровье, до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля». (А. Шопенгауэр).
Задача здоровьесберегающей технологии в дошкольном учреждении – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.
Публикация «Создание здоровьесберегающей среды» размещена в разделах
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы. Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? Это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий. Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.
В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, логопедический массаж и самомассаж, релаксацию, логоритмические упражнения. Обязательным элементом логопедических занятий являются физминутки.
Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровьесберегающих технологий
Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления.
(динамические паузы, физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз).
- Коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика).
- Технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно игровые методики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).
В здоровьесберегающих технологиях используются группы приемов:
- защитно-профилактические;
- компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная гимнастика; массаж, самомассаж; психогимнастика);
-стимулирующие (приемы психотерапии, песочной терапии);
- информационно-обучающие.
Стимулирующие приемы здоровьесбережения.
На фоне комплексной логопедической помощи эти приемы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.
Специальные игры и упражнения, направленные на охрану и укрепление здоровья детей с нарушениями речи.
Здоровьесберегающие технологии, используемые на фоне классической логопедической помощи, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
У детей-логопатов при этом происходит:
улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- улучшение общего эмоционального состояния;
- повышается работоспособность, уверенность в себе;
-стимулируются двигательные функции;
- снижает утомляемость;
- улучшаются пространственные представления;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция;
Пальчиковая гимнастика
Дружба
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинай считать опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили, считать. Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.
Ритмичное касание пальцев обеих рук.
Поочередное касание пальцев на обеих руках,
начиная с мизинца.
Руки вниз, встряхнуть кистями.
В гости
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя. Выставляем вверх большие пальцы.
Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук.
Поочередно называемые пальцы соединяются с больши-ми на двух руках одновременно.
Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только ми-зинцы.
Кулаки стучат друг о дружку.
Ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках.
Домик
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять.
В домик спрятались опять. Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого.
Ритмично разжимаем все пальцы вместе.
Сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.
Ритмично сжимаем все пальцы вместе.
Дыхательная гимнастика
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Основные дыхательные упражнения:
Цель: развитие глубокого вдоха и длительного выдоха; выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Обучаем сдувать снежинку, не надувая щеки; Сдуваемый предмет может находиться на ладони или на твердом предмете. Упражнения: 1. Сдувать снежинку либо любой легкий предмет; 2. Сдувать тычинки созревших одуванчиков; 3. Дуть двоим с противоположных сторон на натянутый между ними легкий шарф; 4. Надуть резиновые детские игрушки; 5. Надуть мыльные пузыри.
Цель: развитие длительного, ровного, плавного выдоха; выработка у детей умения тонкого регулирования дыхания. Методические рекомендации: дуть целенаправленно по середине языка. Упражнения: 1. Поддувать вверх пушинку, ватку. 2.«Загони мяч (ватку) в ворота». 3. «Загони в сарай животных». Для этого упражнения применяют тазик с водой. На краях тазика укрепляют «домики». На противоположной стороне бумаги «домашних животных».
Цель: обучение на одном выдохе произносить 4-6 отдельных слогов, сложных слов, фразы. Методические рекомендации: следить за непрерывностью выдоха. Упражнения: 1. Произношение 4-6 отдельных слогов ; 2. Произношение слов, состоящих из 3-5 слогов (машина, сковорода, велосипед, электричество и т. п.); 3. Слитно произносить фразы из 3-4,4-5,5-6 слов с коротким вдохом и длительным выдох
. Цель: обучение дифференцированного дыхания. Методические рекомендации: использовать для наглядности какой-нибудь легкий предмет (вата, лоскуток легкой ткани и т. п.) Упражнения: - Вдох ртом, выдох ртом; - Вдох ртом, выдох носом; - Вдох носом, выдох ртом; - Вдох носом, выдох носом.
Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.
Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:
• «Индюшата»^ На выдохе произносится «Бл-бл-бл».
• «Наказать непослушный язык». На выдохе произносится «П-п-п».
• «Пулемет». На выдохе произносится «Т-т-т».
• «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».
• «Жук». На выдохе произносится «Ж-ж-ж».
Для укрепления мышц щек подготовительными могут считаться следующие упражнения:
• «Надуть два шарика». Надувать щеки и удерживать в них воздух.
• «Перекатывание шаров». Щеки надуваются поочередно.
• «Худенький Петя». Втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте.
Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой
• Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».
• Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.
• Дутье на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.
• Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.
• Задувание свечи.
• Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.
• Пускание мыльных пузырей.
• Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.
• Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.
• Сильно дуть на воду до образования брызг.
Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.
• «Пропеллер». Образовать узкую щель между растянутыми в легкую улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем водуха хорошо слышен.
• Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Ребенку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.
• Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными» губами. «Пошлепать» язык губами произнося на выдохе звуки пя-пя-пя.
Дутье на язык.
• Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» - положить спичку со срезанной головкой, пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.
• Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. ЕЪкажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Почувствуй, как подую я!» Можно использовать зеркало, чтобы ребенок видел положение своего языка.
• Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.
• «Сдуй снежинки с горки». Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык.
Для формирования длительной и плавной воздушной струи можно использовать следующие приемы:
•
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.