Людмила Рожкова
Совместный педагогический проект «Всему начало здесь, в краю моем родном…»
Рожкова Л. А., Пьянкова А. В.
Тип проекта : педагогический
Участники проекта : педагоги, родители, дети
Сроки реализации: сентябрь - апрель
Актуальность проекта :
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.
Публикация «Совместный педагогический проект „Всему начало здесь, в краю моем родном…“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
С милого уголка земли, где мы родились и выросли, сделали первые шаги, получили путевку в жизнь, с отчего дома, улицы, школы начинается для нас родина. Любовь к родному краю, к его природе, истории, культуре – то зернышко, из которого вырастает чувство патриотизма.
Многие педагоги и психологи говорят о том, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Педагоги ищут разные пути и подходы к решению проблем патриотического воспитания, особенно сегодня, когда родители заняты зарабатыванием денег, они фактически самоустранились от процесса воспитания своих любимых чад. Дети же чаще общаются не со своими друзьями и родными, а с героями компьютерных игр. И всё-таки необходимо, чтобы наши компьютеризированные дети знали и помнили о своих корнях – своих предках, своих семейных традициях, традициях и достопримечательностях родного края, чтобы не канула в Лету та тонкая ниточка, что связывает прошлое с настоящим, а настоящее с будущим.
Проведя анкетирование среди родителей и опрос детей, мы пришли к выводу, что:
1. Большинство детей имеют недостаточный уровень знаний о родном посёлке, об истории его возникновения, культуре и традициях, достопримечательностях.
2. У детей отсутствует интерес к данной теме.
3. Сами родители, в силу своей занятости и педагогической некомпетентности не уделяют этому должного внимания.
4. Отсутствует планомерная и систематическая работа по вопросам патриотического воспитания.
Объединив усилия детского сада и семьи, мы начали планомерную работу по знакомству детей с родным посёлком. Родители стали нашими единомышленниками в деле формирования у детей представления о своей малой Родине, приобщению к традициям родного края, расширению кругозора. Для этого была организована разнообразная совместная деятельность педагогов, родителей и детей группы.
Цель проекта :
Воспитание интереса и любви к малой Родине через ознакомление с родным посёлком.
Задачи проекта :
1. Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к близким людям, родному посёлку, природе, родному краю.
2. Познакомить детей с историей возникновения посёлка.
3. Развивать интерес к старой и современной Полазне, её традициям, промыслам, культуре, людям посёлка.
4. Способствовать повышению педагогической культуры родителей в вопросе воспитания у детей любви к родному краю.
5. Способствовать повышению активности родителей, как полноправных участников проекта, в воспитании у детей любви к родному посёлку.
6. Развивать и расширять кругозор детей и взрослых.
7. Расширять социальное партнерство семьи и детского сада через совместную деятельность.
8. Стимулировать познавательные и творческие способности детей, их речевую культуру;
Работу по проекту разделили на несколько этапов.
Цель первого этапа - разработка и использование форм работы с родителями, которые способствовали формированию мотива сотрудничества и взаимодействия родителей в воспитании у детей любви и уважения к родному посёлку.
План совместной деятельности распределили по блокам:
1 блок-" История возникновения посёлка Полазна"
2 блок - " Достопримечательности Полазны"
3 блок - "Культура и традиции посёлка"
4 блок -" Люди, живущие в посёлке"
5 блок - " Природа родного края"
Цель второго этапа - реализация мероприятий, согласно проекту
Мероприятия Образовательные
области Срок проведения Участники
1. Анкетирование среди родителей "Как вы знакомите детей с посёлком" и опрос детей "Я живу в Полазне" Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие сентябрь Педагоги, родители, дети
2. Родительское собрание
«Нравственное воспитание детей по отношению к своей малой Родине» Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие сентябрь Педагоги, родители
3. Беседа «Мой посёлок»
Просмотр видеофильма «Полазна - жемчужина Прикамья» Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
сентябрь Педагоги, дети
4. Целевые экскурсии по улицам посёлка Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие в
течении года Педагоги, дети
5. Выставка работ детского творчества «Полазна глазами детей» Художественно-эстетическое развитие сентябрь Педагоги, дети
6. Оформление информационного стенда для родителей «Достопримечательности нашего посёлка» Познавательное развитие октябрь Педагоги
7. Изготовление открыток к Дню пожилого человека Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие октябрь Педагоги, дети
8. Знакомство с геральдикой посёлка (герб, карта, песни о Полазне) Познавательное развитие октябрь Педагоги, дети
9. Экскурсия в библиотеку (знакомство с историей возникновения посёлка) Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие октябрь Педагоги, дети
10. Фотовыставка «Мои родные, милые места»
(любимое место детей в посёлке) Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие октябрь Педагоги, родители, дети
11. Презентация «Семь чудес Полазны» Познавательное развитие октябрь Педагоги, родители, дети
12. Создание картотеки стихов и сказов о Полазне
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие ноябрь Педагоги, родители, дети
13. Встреча с интересными людьми (Тюрикова Л. Е.) Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие ноябрь
Педагоги, дети
14. Оформление уголка "Полазна - мой посёлок" Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие ноябрь
в течении года Педагоги,
родители, дети
15. Фотовыставка «Моя малая Родина – поселок, в котором я живу» Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие ноябрь Педагоги, родители
16. Создание альбома "Посёлок, в котором я живу"
Познавательное развитие ноябрь Родители, педагоги, дети
17. Экскурсия в музей трудовой Славы в ДТКиС
(знакомство с профессией нефтяника) Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие декабрь Педагоги, дети
18. Фотовыставка + оформление альбома «Профессии наших родителей»
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие декабрь Педагоги, родители, дети
19. Посещение краеведческого музея
п. Полазна Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие январь Педагоги, дети
20. Посещение выставок народного творчества,
фотовыставок в ДТКиС.
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие В течении года Родители, дети
2 1. Изготовление макетов «Достопримечательности нашего посёлка» Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие январь Родители, дети
22. Составление безопасных маршрутов из дома в детский сад Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие январь Родители, дети
23. Оформление дидактического пособия – модуля «Полазненская пирамида» Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие февраль
Педагоги, дети
24. Оформление мини- альбома "Природа родного края Познавательное развитие
март
Педагоги, дети
25. Встреча с русским народным хором «Как я тебя Полазна люблю…» Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие апрель Педагоги, дети
26. Викторина "Моя малая Родина" (итоговое мероприятие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
апрель
Педагоги, родители, дети
Цель третьего этапа работы - проверка уровня знаний детей, отношения к своему посёлку.
Ожидаемый результат
1. Вызвать интерес к истории и традициям своего посёлка.
2. Воспитать в детях чувство восхищения и гордости за то, что они живут в таком прекрасном посёлке.
3. В группе пополнить информацию о посё лке: фотоальбомы о природе родного края, о достопримечательностях, о профессиях родителей детей; стихи и песни о Полазне, геральдика посёлка; оформить дидактическое пособие «Полазненская пирамида», где будут наглядно представлены животные, растения, полезные ископаемые нашего края.
4. Познакомить родителей и детей с историей возникновения посёлка.
5. Изготовить макеты "Достопримечательности посёлка" совместно с родителями и детьми.
6. Повысить педагогическую компетентность родителей, изменить их отношение в вопросах воспитания у детей патриотических чувств.
Повысить степень участия родителей в проводимых мероприятиях группы.
7. Улучшить детско- родительские отношения через организацию совместных мероприятий.
Результаты работы по проекту :
1. В результате проделанной работы нам удалось изменить отношение детей к своему посёлку. Они стали проявлять интерес к истории родного посёлка, повысились их знания о достопримечательностях Полазны. Об этом свидетельствуют и результаты диагностики. Всё это говорит о проявлении патриотических чувств дошкольников.
2. Дети познакомились с историей возникновения Полазны, знают как надо заботиться о посёлке, чтобы он был красивым и уютным.
3. Расширился кругозор детей и взрослых
4. Повысилась педагогическая культура родителей в вопросах воспитания у детей чувства любви к своей малой Родине.
5. Изменилось отношение родителей к мероприятиям, проводимым в группе детском саду, в посёлке. Повысилась их активность и заинтересованность.
6. Пополнилась развивающая среда. В группе появился уголок "Полазна - мой посёлок", куда мы поместили герб, карту посёлка, буклеты, книги о Полазне, картотеку дидактических игр, фотоальбомы" Посёлок, в котором я живу", "Природа родного края", альбом о профессиях родителей ; макеты достопримечательностей посёлка, дид. пособие «Полазненская пирамида»
7. В результате проведённых совместных мероприятий (выставки, экскурсии, изготовление альбомов, макетов и др.) улучшились детско- родительские отношения, что привело к ещё более тесному сплочению коллектива детей и родителей.
Хочется отметить - воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - это многогранный и трудоёмкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.