Приложение МААМ

Советы тифлопедагога

Наталья Серпокрылова
Советы тифлопедагога
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время актуальной проблемой образовательного процесса является организация дистанционного обучения для детей с ОВЗ по зрению. Известно, что при использовании коррекционных педагогических технологий, направленных на компенсацию зрительной депривации у обучающихся с ОВЗ, важно правильно распределить учебную нагрузку так, чтобы снизить риск развития патологии зрительного анализатора, нарушения осанки и т. д. В связи с этим рекомендуется придерживаться определенных правил (Г. Г. Демирчоглян, В. Славина) при составлении плана дистанционного урока:

Публикация «Советы тифлопедагога» размещена в разделах

- использование средств коррекции (очки, контактные линзы) и размер шрифта по назначению врача-офтальмолога; - допуск слабовидящих школьников к работе с компьютером с разрешения врача-офтальмолога; - при остроте зрения на лучший глаз с коррекцией 0,06 и ниже разрешается работать только с брайлевским дисплеем. - детям с афакией вследствие отсутствия аккомодации подбор дополнительных очков для зрительной работы на расстоянии 50 см.

Примерный план дистанционного урока (30 мин.) :

1. Организационная часть (3 мин.)

1.1. Подключение обучающихся к образовательной платформе и приветствие (1 мин.)

1.2. Рекомендации (1 мин.) :

· принять правильную рабочую позу: корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Голова слегка наклонена вперед (5-7 градусов). Для снятия статического напряжения с плечевого пояса и рук, предплечья должны опираться на поверхность стола перед клавиатурой. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, должен быть не менее 90 градусов, экран монитора - на расстоянии 50 см. от глаз; уровень глаз должен приходиться на центр экрана или 2/3 его высоты. Экран, учебник, тетрадь должны располагаться в одной плоскости.

· моргать каждые 3-5 с. во время занятия, что необходимо для увлажнения глаз;

· смотреть каждые 2-3 мин помимо экрана монитора на стикеры, прикрепленные в углах стены для снятия напряжения глазодвигательных мышц;

· выполнять физкультминутку и зрительную гимнастику в середине урока.

1.3. Знакомство обучающихся с целями и задачами урока (1 мин)

2. Основная часть (24 мин.)

2.1. При распределении учебной нагрузки необходимо учитывать, что время работы за компьютером строго нормируется:

5-7 кл. -10 мин.

8-10 кл. - 15 мин.

11-12 кл. - 20 мин. на первом уроке, 15 мин. на втором уроке.

Объяснение учебного материала с помощью презентаций с последующей записью в тетради не должна превышать указанных норм. Особую сложность у детей с ОВЗ по зрению вызывает перенесение текста демонстрационного материала с экрана в тетрадь. Необходимо учитывать индивидуальный темп работы обучающихся, патологию зрительного анализатора. Во время объяснения материала через три минуты проводить упражнения на фокусировку: переносить взгляд с экрана на красочные стикеры, размещенные на стене.

2.2. Зрительная гимнастика на 12-15 мин. урока (3 мин.). Перед выполнением зрительной гимнастики необходимо снять очки.

2.2.1. Перемещение взгляда вверх-вниз, вправо-влево. Голова неподвижна. Дыхание глубокое. Повторить 3 - 6 раз. Поморгать 5-6 раз без напряжения век.

2.2.2. Вращение глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки 3 - 6 раз. Сделать пальминг.

2.2.3. Делая глубокий вдох, посмотреть на кончик носа. Выдыхая, посмотреть на стикеры, расположенный вдали на стене. Закрыть глаза на 5 сек. Повторить 3 - 6 раз.

2.2.4. Упражнения на фокусировку, несколько раз переведите взгляд с близко расположенного предмета на стикеры.

2.3. Физкультминутка (1 мин.).

2.3.1. И. П. - стоя; руки поднять вверх и развести в стороны, вернуться в и. п. (3 раза)

2.3.2. И. П. - стоя; руки вытянуть вперед, начать постепенное вращение в лучезапястном суставе, затем в локтевом и плечевом, обхватив кистями плечевой сустав, вернуться в и. п. (3 раза)

2.3.3. И. П. - стоя; повороты туловища в сторону "лево-право", с отведением головы назад (3 раза)

2.3.4. Выполнить глубокий вдох и постепенный выдох (1 раз)

3. Заключительная часть (3 мин.)

3.1. Рефлексия (устная работа). Домашнее задание. Обсуждение алгоритма выполнения задания.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

Участие родителей в организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения огромно. Для того, чтобы ребенок усваивал новый материал в полном объеме, необходимо соблюдать режим дня. К началу урока

следует подготовить рабочее место для ребенка.

1. Обеспечить рабочее место: мебель должна соответствовать возрасту и росту ребенка: отрегулирована высота стола, кресла, угол наклона и высоту подставки монитора. расстояние до экрана монитора -50 см. Следить за тем, чтобы ребенок не сутулился, не закидывал ногу на ногу, не скрещивал ступни. Следить за осанкой, при этом желательно сохранять прямые углы в локтевых, тазобедренных, коленных, голеностопных суставах. Расстояние от глаз до экрана монитора -50 см., центр экрана или 2/3 его высоты должен находится на уровне глаз. Экран, учебник, тетрадь должны располагаться в одной плоскости;

2. Обеспечить проведение зрительной гимнастики: для упражнения фокусировки и снятия напряжения глазодвигательных мышц разместить в углах стены, находящейся за экраном яркие стикеры. Ребенок должен усвоить новые зрительные привычки: не сосредотачивайте взгляд на одной точке более чем 30 секунд; моргать через три секунды; применять упражнения " взгляд: близко-далеко".

Рекомендуется нарисовать на листе плотной бумаги: гоночный круг, лист клевера, восьмерку, улитку, спираль и обводить взглядом каждый рисунок по 30 сек.

3. Физкультминутка на дистанционных переменах. После окончания дистанционного урока обеспечить активный отдых ребенка. Во время перемен между уроками желательно выполнить физические упражнения:

Упражнение МАЯТНИК. (2-3 мин.)

Снять очки. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч. Руки и плечи расслабьте и опустите вниз. Голову держите прямо, не напрягая мышцы шеи и затылка. Переносите вес тела то на одну, то на другую ногу. Плавно и ритмично раскачивайтесь из стороны в сторону подобно маятнику. Открытые глаза следят за перемещающимися при ваших движениях предметами. При выполнении упражнения чаще моргайте и позевывайте. Дыхание глубокое и свободное.

Упражнение ПОВОРОТЫ, 2-3 минуты.

Снять очки. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч. Отводя слегка приподнятые руки как можно дальше назад, одновременно поворачивайте то в одну, то в другую сторону туловище, плечи и голову. Сделав поворот, не опуская головы, посмотрите назад. При этом повышается подвижность и гибкость позвоночника. Когда туловище поворачивается вправо, правая нога полностью прижата к полу, а пятка левой ноги слегка отрывается от пола. При повороте влево - наоборот. Дышите глубоко, чаще моргайте. В условиях квартиры очень сложно обеспечить активный отдых ребенка на перемене. Хорошо подойдут упражнения на спортивном коврике с фитболом. Важно помнить, что при выполнении упражнений необходимо избегать резких наклонов головы и туловища вперед.

4. Организация самоподготовки. При выполнении домашнего задания необходимо соблюдать режим зрительной нагрузки (см. выше, выполнять дыхательные упражнения, частое моргание, перерывы на зрительную гимнастику и физкультминутку.

Обучение детей с ОВЗ по зрению требует особенного внимания педагогов и родителей. Только соблюдая правила работы за компьютером: чередование нагрузки на зрительный анализатор и применение физкультминутки в сочетании со зрительной гимнастикой, можно надеяться на сохранность зрения и хорошее самочувствие.

Публикации по теме:

«Привыкаем, играя!» Советы воспитателю Каждому малышу, поступающему в детский сад, приходиться пройти период адаптации. Большинству детей тяжело и одиноко в непривычной обстановке,.

Советы родителям по воспитанию 1. Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная.

Советы по соблюдению безопасности на качеляхСоветы по соблюдению безопасности на качелях Качели – веселое развлечение для детей, но не забывайте, что этот элемент игровой площадки самый травмоопасный. Существуют особые требования,.

Советы родителям «Десять «с» 1. С-тройте отношения с детьми на основе взаимопонимания и сотрудничества. 2. С-очувствие, внимание и ласка -смягчают душу ребенка, снимают.

Советы родителям «Не перебивай меня!» Делать правильно и быстро реагировать в каждой ситуации – это сложное, но очень важное в воспитании ребенка. Если к вам пришли гости, и.

Советы родителям «Не пора ли поиграть» Очень много советов, разных хитростей, а иногда и запретов по поводу игры. Но когда ребенок неумолимо просит вас с ним поиграть – это родителей.

Советы родителям «Неприличные слова» В практике мы очень часто встречаемся с такой ситуацией, когда ребенок впервые в его жизни произносит «неприличные слова» или «плохие слова».

Советы родителям по ПДДСоветы родителям по ПДД В любом несчастном случае с ребёнком виноват взрослый. Ведь именно от взрослых зависит обучение детей безопасному поведению на дороге.

Советы родителям «Скользкий лёд» Расскажите детям, как красиво зимой, как чудесно выглядит, покрытая льдом река, или пруд. Но лёд может таить опасность, особенно когда после.

Советы родителям «У воды и без беды» Вспомните сами и учите ребенка правилам безопасности. Они помогут избежать неприятностей и не растеряться в критических ситуациях на отдыхе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Советы тифлопедагога
Опубликовано: 31 января 2021 в 17:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Советы тифлопедагога» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Серпокрылова (УИ 2554493) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД