Наталья Серпокрылова
Советы тифлопедагога
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время актуальной проблемой образовательного процесса является организация дистанционного обучения для детей с ОВЗ по зрению. Известно, что при использовании коррекционных педагогических технологий, направленных на компенсацию зрительной депривации у обучающихся с ОВЗ, важно правильно распределить учебную нагрузку так, чтобы снизить риск развития патологии зрительного анализатора, нарушения осанки и т. д. В связи с этим рекомендуется придерживаться определенных правил (Г. Г. Демирчоглян, В. Славина) при составлении плана дистанционного урока:
Публикация «Советы тифлопедагога» размещена в разделах
- использование средств коррекции (очки, контактные линзы) и размер шрифта по назначению врача-офтальмолога; - допуск слабовидящих школьников к работе с компьютером с разрешения врача-офтальмолога; - при остроте зрения на лучший глаз с коррекцией 0,06 и ниже разрешается работать только с брайлевским дисплеем. - детям с афакией вследствие отсутствия аккомодации подбор дополнительных очков для зрительной работы на расстоянии 50 см.
Примерный план дистанционного урока (30 мин.) :
1. Организационная часть (3 мин.)
1.1. Подключение обучающихся к образовательной платформе и приветствие (1 мин.)
1.2. Рекомендации (1 мин.) :
· принять правильную рабочую позу: корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Голова слегка наклонена вперед (5-7 градусов). Для снятия статического напряжения с плечевого пояса и рук, предплечья должны опираться на поверхность стола перед клавиатурой. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, должен быть не менее 90 градусов, экран монитора - на расстоянии 50 см. от глаз; уровень глаз должен приходиться на центр экрана или 2/3 его высоты. Экран, учебник, тетрадь должны располагаться в одной плоскости.
· моргать каждые 3-5 с. во время занятия, что необходимо для увлажнения глаз;
· смотреть каждые 2-3 мин помимо экрана монитора на стикеры, прикрепленные в углах стены для снятия напряжения глазодвигательных мышц;
· выполнять физкультминутку и зрительную гимнастику в середине урока.
1.3. Знакомство обучающихся с целями и задачами урока (1 мин)
2. Основная часть (24 мин.)
2.1. При распределении учебной нагрузки необходимо учитывать, что время работы за компьютером строго нормируется:
5-7 кл. -10 мин.
8-10 кл. - 15 мин.
11-12 кл. - 20 мин. на первом уроке, 15 мин. на втором уроке.
Объяснение учебного материала с помощью презентаций с последующей записью в тетради не должна превышать указанных норм. Особую сложность у детей с ОВЗ по зрению вызывает перенесение текста демонстрационного материала с экрана в тетрадь. Необходимо учитывать индивидуальный темп работы обучающихся, патологию зрительного анализатора. Во время объяснения материала через три минуты проводить упражнения на фокусировку: переносить взгляд с экрана на красочные стикеры, размещенные на стене.
2.2. Зрительная гимнастика на 12-15 мин. урока (3 мин.). Перед выполнением зрительной гимнастики необходимо снять очки.
2.2.1. Перемещение взгляда вверх-вниз, вправо-влево. Голова неподвижна. Дыхание глубокое. Повторить 3 - 6 раз. Поморгать 5-6 раз без напряжения век.
2.2.2. Вращение глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки 3 - 6 раз. Сделать пальминг.
2.2.3. Делая глубокий вдох, посмотреть на кончик носа. Выдыхая, посмотреть на стикеры, расположенный вдали на стене. Закрыть глаза на 5 сек. Повторить 3 - 6 раз.
2.2.4. Упражнения на фокусировку, несколько раз переведите взгляд с близко расположенного предмета на стикеры.
2.3. Физкультминутка (1 мин.).
2.3.1. И. П. - стоя; руки поднять вверх и развести в стороны, вернуться в и. п. (3 раза)
2.3.2. И. П. - стоя; руки вытянуть вперед, начать постепенное вращение в лучезапястном суставе, затем в локтевом и плечевом, обхватив кистями плечевой сустав, вернуться в и. п. (3 раза)
2.3.3. И. П. - стоя; повороты туловища в сторону "лево-право", с отведением головы назад (3 раза)
2.3.4. Выполнить глубокий вдох и постепенный выдох (1 раз)
3. Заключительная часть (3 мин.)
3.1. Рефлексия (устная работа). Домашнее задание. Обсуждение алгоритма выполнения задания.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
Участие родителей в организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения огромно. Для того, чтобы ребенок усваивал новый материал в полном объеме, необходимо соблюдать режим дня. К началу урока
следует подготовить рабочее место для ребенка.
1. Обеспечить рабочее место: мебель должна соответствовать возрасту и росту ребенка: отрегулирована высота стола, кресла, угол наклона и высоту подставки монитора. расстояние до экрана монитора -50 см. Следить за тем, чтобы ребенок не сутулился, не закидывал ногу на ногу, не скрещивал ступни. Следить за осанкой, при этом желательно сохранять прямые углы в локтевых, тазобедренных, коленных, голеностопных суставах. Расстояние от глаз до экрана монитора -50 см., центр экрана или 2/3 его высоты должен находится на уровне глаз. Экран, учебник, тетрадь должны располагаться в одной плоскости;
2. Обеспечить проведение зрительной гимнастики: для упражнения фокусировки и снятия напряжения глазодвигательных мышц разместить в углах стены, находящейся за экраном яркие стикеры. Ребенок должен усвоить новые зрительные привычки: не сосредотачивайте взгляд на одной точке более чем 30 секунд; моргать через три секунды; применять упражнения " взгляд: близко-далеко".
Рекомендуется нарисовать на листе плотной бумаги: гоночный круг, лист клевера, восьмерку, улитку, спираль и обводить взглядом каждый рисунок по 30 сек.
3. Физкультминутка на дистанционных переменах. После окончания дистанционного урока обеспечить активный отдых ребенка. Во время перемен между уроками желательно выполнить физические упражнения:
Упражнение МАЯТНИК. (2-3 мин.)
Снять очки. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч. Руки и плечи расслабьте и опустите вниз. Голову держите прямо, не напрягая мышцы шеи и затылка. Переносите вес тела то на одну, то на другую ногу. Плавно и ритмично раскачивайтесь из стороны в сторону подобно маятнику. Открытые глаза следят за перемещающимися при ваших движениях предметами. При выполнении упражнения чаще моргайте и позевывайте. Дыхание глубокое и свободное.
Упражнение ПОВОРОТЫ, 2-3 минуты.
Снять очки. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч. Отводя слегка приподнятые руки как можно дальше назад, одновременно поворачивайте то в одну, то в другую сторону туловище, плечи и голову. Сделав поворот, не опуская головы, посмотрите назад. При этом повышается подвижность и гибкость позвоночника. Когда туловище поворачивается вправо, правая нога полностью прижата к полу, а пятка левой ноги слегка отрывается от пола. При повороте влево - наоборот. Дышите глубоко, чаще моргайте. В условиях квартиры очень сложно обеспечить активный отдых ребенка на перемене. Хорошо подойдут упражнения на спортивном коврике с фитболом. Важно помнить, что при выполнении упражнений необходимо избегать резких наклонов головы и туловища вперед.
4. Организация самоподготовки. При выполнении домашнего задания необходимо соблюдать режим зрительной нагрузки (см. выше, выполнять дыхательные упражнения, частое моргание, перерывы на зрительную гимнастику и физкультминутку.
Обучение детей с ОВЗ по зрению требует особенного внимания педагогов и родителей. Только соблюдая правила работы за компьютером: чередование нагрузки на зрительный анализатор и применение физкультминутки в сочетании со зрительной гимнастикой, можно надеяться на сохранность зрения и хорошее самочувствие.