Надежда Ломакина
Советы родителям «Учим с малышами стихи — диалоги»
▼ Скачать + Заказать документы
Какая мама не испытывает радость, когда слышит, как ее ребенок, играя, с увлечением, выразительно разговаривает с куклой или подругой? Его речь звучит свободно и естественно. Дети, как маленькие обезьянки, живо копируют все услышанное и подражают интонациям взрослого.
Но стоит ребенку начать читать стихотворение наизусть, как глаза его устремляются в одну точку, речь становится невыразительной и однообразной, текст, проговаривается скороговоркой, без каких-либо смысловых пауз. Остаются только заученные слова. Распространенной ошибкой при чтении у детей является многоударность, то есть ударение не каждом слове. Что же делать?
Публикация «Советы родителям „Учим с малышами стихи — диалоги“» размещена в разделах
Прежде всего, не старайтесь брать сразу сложный материал. Стихи должны быть не только доступны пониманию ребенка, но и непременно нравиться ему, вызывать при чтении радость.
Лучше всего начать со стихов-диалогов, которые ближе всего к привычной для детей разговорной речи. Диалог – это разговор двух действующих лиц, в отличие от монолога, когда действующее лицо говорит от своего имени.
Стихи – диалоги помогают детям почувствовать общение с конкретным лицом-партнером или залом.
Вот примеры стиха - диалога :
-Здравствуй, киса! Как дела? Что же ты от нас ушла?
-Не могу я с вами жить, хвостик негде положить. Ходите, зеваете. На хвостик наступаете.
Такие стихи-диалоги помогают маленьким детям говорить чужие слова стихотворения так же просто, как они разговаривают в жизни.
Даже считалку, в которой многоударность оправдана, если она написана в форме диалога, можно прочесть очень просто:
-Заяц белый, куда бегал?
-В лес дубовый.
-Что там делал?
-Лыки драл.
-Куда клал?
-Под колоду.
-Кто брал?
-Родион.
-Выйди вон.
Чешская народная песенка «Разговор лягушек» в переводе С. Маршака тоже написана в форме диалога.
-Кума, ты к нам?
-К вам, к вам!
-К вам, к вам!
-В воде скачу, ловить хочу.
-Кого, кого, кума?
-Рака, карпа и сома.
-Как поймаешь, дашь ли нам?
-Как не дать? Конечно, дам!
Чтобы этот разговор звучал живее, лягушки могут квакать во время диалога, прыгать друг другу навстречу. Это доставит детям большое удовольствие. Обратите внимание детей на короткие слова, особенно «к вам, к вам», которые напоминают кваканье лягушек.
Когда в стихах-диалогах встречаются слова автора, можно дать их одному из детей или действующим лицам, особенно если и прямая речь и речь авторская относятся к одним и тем же персонажам, как в стихотворении О. Бедарева «Куры» :
Сели куры на забор,
И пустились в разговор:
-Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Мы взлетели высоко.
Касатки в небе вьются,
Над курами смеются:
-Эх вы, куры, ко-ко-ко,
Разве это высоко?
В стихотворении В. Викторова «Бычок-новичок» слова автора также можно передавать действующим лицам.
Вышел бычок на лужок,
Козочку встретил бычок.
-Му, - говорит бычок,-
Я на лугу новичок.
Ты покажи мне скорее,
Где здесь трава повкусней.
-Ме, - раздается в ответ,-
Травки невкусной нет.
Травка всегда хороша,
Если жевать не спеша.
В чтении стихотворения И. Демьянова «Скакалочка» участвуют две девочки:
Галочка и ее подружка, которая, глядя на прыгающую Галочку, произносит авторский текст:
Очень любит галочка
Быструю скакалочку.
Скок да скок, скок да скок!
Галочке не жалко ног.
А бывает жалко
Быструю скакалку.
-Отдохни, скакалочка,-
Еле шепчет Галочка.
Как диалог можно прочитать стихотворение Э. Мошковской «Уши» :
Доктор, доктор,
Как нам быть?
Уши мыть
Или не мыть?
Если мыть,
То как нам быть?
Часто мыть
Или по-реже?
Отвечает доктор:
-Еже!
Отвечает доктор гневно:
-Еже. еже. ежедневно!
Для малышей стихи-диалоги очень полезны. Они приучают к общению, а значит, и к простоте в чтении стихов.