Медведева Елена
Советы родителям «Речевая активность детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Советы для родителей «Речевая активность детей 4-5 лет»
На пятом году жизни усиливается речевая активность детей. Начинается возраст «почемучек». Запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях. Они выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями. И очень часто происходят нарушения в речи детей, которые относятся и к порядку слов в предложении, и к грамматическим формам изменения слов. Именно поэтому, родители детей пятого года жизни должны помочь им в овладении родным языком. И главная задача состоит в обогащении словаря дошкольника (углублении понимания смысла употребляемых слов) и в развитии связной речи. Для обогащения, уточнения и расширения словаря детей советуем использовать самое ближайшее окружение ребенка: то, с чем он сталкивается дома, в детском саду, на улице… Вводите в словарь детей не только названия предметов, но и названия их деталей, частей. Не только названия цветов, но и их оттенков. Не только названия формы, величины предмета, но и материала, из которого эти предметы сделаны. Когда ребенок рассматривает предмет, подумайте, какой именно вопрос ему лучше задать. Такие вопросы, как «Кто это?» или «Что это?», естественно предполагают ответы, называющие предмет. А вопрос «Какой» заставляет называть признаки предмета. А если вы спросите «Из чего сделан?» - ребенок при этом не просто должен будет назвать материал, но и поставить слово в родительном падеже. Вопрос «Для чего нужен этот предмет?» - вызовет у малыша распространенный ответ и употребление сложного предложения. При ознакомлении с окружающим, в первую очередь, нужно иметь в виду речевые задачи. Рассмотрели с ребенком предметы, назвали их – закрепите слова в различных словесных играх («Какое что бывает», «Что выше (шире)», «Что бывает красным (круглым)» и др). Эти игры расширяют в сознании детей смысловое содержание слова и помогают им самим создавать самые разнообразные словесные сочетания. Играя, дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать. Для обогащения словаря, для понимания переносного значения образных слов неоценимо чтение художественной литературы. Прочитали ребенку сказку, рассказ или стихотворение, повторите их, задержите внимание ребенка, только тогда он запомнит их и будет использовать их в других речевых ситуациях. Если вы научите ребенка пересказывать короткие литературные тексты, слушать литературное произведение и отвечать на вопросы взрослого, тем самым вы подведете его к самостоятельному воспроизведению литературного произведения. В этом возрасте дети подводятся и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, свободно и полно высказываться по содержанию картины. Не беда, если сначала ребенок просто повторит за вами рассказ – он упражняется в рассказывании. Но постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ. Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый лишь побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, в театр, что он видел интересного на прогулке или по дороге в детский сад. К пяти годам ребенок способен правильно произносить все звуки. Для воспитания звуковой культуры речи важно проводить упражнения по звуковому анализу слова. Речевая активность ребенка – это важное средство развития самой речи, ее совершенствования. Это необходимое условие успешного обучения в школе.