Оксана Авраменко
Сотворчество родителя и ребенка
Ни для кого не секрет, что семья выступает важнейшим фактором формирования личности ребенка. Родители для ребенка дошкольного возраста являются главными в познании окружающего мира. Тепло и уют домашнего очага позволяют человеку быть более стрессоустойчивым к условиям современной неспокойной жизни.
К сожалению, в последнее время, в силу известных социальных и экономических причин, работа стала отнимать практически всё время и силы родителей. Заниматься со своими детьми катастрофически некогда – не только родителям, но и бабушкам и дедушкам, которые тоже, как правило, много работают. По некоторым данным в среднем родители проводят с детьми не более 2-3 часов в день. Тотальная занятость своими проблемами, работа, быт, необходимость добывания денег отнимают всё время и силы родителей.
Публикация «Сотворчество родителя и ребенка» размещена в разделах
Всё это приводит к отчуждению детей и взрослых. И дело тут не только в занятости и усталости родителей, но и в их оторванности от жизни ребёнка, а подчас и в нежелание в неё включаться. А большинство современных родителей и вовсе не представляют, чем нужно заниматься со своим ребёнком. Они не знают, в какие игры играют их дети, о чём они думают, как воспринимают окружающий мир. Совместная игра детей и родителей на сегодняшний день является чем-то давно забытым. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Современную проблему необходимости детско-родительского сотворчества ярко иллюстрирует мысль известного американского психофизиолога Нила Миллера: «Дефицит родительского тепла ведёт к снижению интеллекта, аномалиям социального поведения, сильному нервному напряжению, уязвимости и даже агрессивности».
Современным родителям не следует забывать, что, если ребенок получает удовольствие от совместного общения, то он ни только чувствует родительскую любовь, но и сам начинает испытывать к вам более теплые чувства. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Идея эта не нова, она представлена в трудах таких педагогов, как П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др.
Энциклопедический словарь педагога дает следующее определение термина «Сотворчество» : «сотворчество - форма совместного (с кем-то, с чем-то) творчества, самореализация своих творческих возможностей в неком общем продукте…» (2).
Совместное творчество с дошкольниками — это очень важный этап в развитии творческих способностей ребенка. Занятия творчеством развивают фантазию ребенка, усидчивость, а так же способствуют развитию мелкой моторики рук. К тому же, совместное творчество взрослого и ребенка формирует доверительное отношения между ними, приучает к сотрудничеству.
Для решения такой социально острой и современной проблемы, как занятость родителей и, вследствие этого, детско-родительская отчужденность, следует искать пути решения. В нашем дошкольном учреждении педагоги используют самые разные, как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями.
Для объединения воспитанников группы, родителей и педагогов, в рамках родительского клуба, педагоги ДОУ организуют:
•совместные выставки
•познавательные экскурсии
•консультации с участием специалистов, на которых родители воспитанников узнали о разнообразии игр, их особенностями, а также о важности и способах обыгрывания дома, помогающих вовлечь ребёнка в разные виды деятельности.
•мастер-классы, на которых родители познакомились с нетрадиционными изобразительными материалами и техниками.
•вечера развлечений с чаепитием и конкурсами
Большинство родителей не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. И свою основную цель педагоги ДОУ видят в том, чтобы помочь родителям преодолеть эти трудности научить родителей слышать и понимать своего ребенка.
Творчество помогает отразить внутренний мир ребенка, его стремления, желания и переживания. Творчество,- пишет психолог В. В. Давыдов, - является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития» (1).
Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Очень важно постараться использовать его для общения с ребенком. Например, можно предложить дошкольнику перебрать горох, рис, гречку или пшено, тем самым, ваш ребёнок окажет вам посильную помощь, а заодно разовьет мелкую моторику рук. Ведь развитие пальцев тесно связано с развитием речи.
Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, их можно раскрасить и даже поиграть.
Важно помнить, что ребенку необходимо не просто близкое присутствие взрослого, а искреннее общение с родителем. Он хочет переживать чувство общности с ними, принадлежности к семье, стремится к тому, чтобы его уважали, считались с его мнением. И здесь особенно важно, как именно проводить с ребенком время. Важно не количество часов, проведенных с ребенком, а что и как вы делали с ним вместе.
Совместное творчество - это та разновидность игры, которая лучше всего запоминается как ребенку, так и взрослому. Занимаясь вместе с ребенком аппликацией, оригами, делая какие-то поделки, вы приобщаете ребенка к искусству и развиваете в нем аккуратность, мастеровые навыки и творческие способности.
Совместная деятельность родителей, организованная дошкольным учреждением в рамках родительских клубов, уже дала свои результаты. Родители стали внимательней и активнее участвовать в разных видах творческой деятельности групп, дома чаще заниматься и играть с детьми. Об этом можно судить, по словам родителей в книге отзывов и наблюдениям за детьми в режимных моментах.
Главные же наши помощники в развитии творческой активности – родители! На наш взгляд, развивать творческую активность детей возможно только через подхватывание и направление в русло продуктивной деятельности инициатив ребёнка в совместной деятельности педагога, родителя и ребёнка.
Список использованной литературы:
1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М. : Педагогика, 1986.
2. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В. С. Безрукова. 2000.