Газетова Илона Зауриевна
Консультация «Сон и пробуждение ребенка в ДОУ»
▼ Скачать
Статья на тему:
Сон и пробуждение ребенка в ДОУ.
Подготовила: Тордия И З
Воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения насыщен разнообразными занятиями, дающими как физическую, так и психоэмоциональную нагрузку. У детей остается мало времени на спокойную, свободную игру и отдых. Сон в режиме дня.
Публикация «Консультация „Сон и пробуждение ребенка в ДОУ“» размещена в разделах
Основными факторами гармоничного развития ребенка являются еда, сон и прогулка в режиме дня. Детский сад – это учреждение, где под режимом дня подразумевается четкое расписание и смена разных видов деятельности.
Особое внимание коллектив детского сада уделяет наблюдению и отслеживанию состояния детей; созданию условий для их эмоционального и физического комфорта в режимные моменты. Одним из них является дневной сон, способствующей ослаблению детского организма. Во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме.
Многие дошкольники, находясь в кровати, долго не могут расслабиться и успокоиться. Дети плохо засыпают или не засыпают вовсе, некоторые не могут даже лежать тихо и спокойно. Укладывание дошкольников в постель во время дневного сна было достаточно сложным процессом как для педагогов, так и для воспитанников детского сада
Реализация методики сна и пробуждения предусматривает четыре этапа:
На первом этапе – подготовка ко сну – под спокойную музыку дети раздеваются в игровой комнате, проходят в спальню и ложатся в кровати. В это время происходит расслабление всех групп мышц, что вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению дыхания.
На втором этапе воспитанников просят лечь на спину и выполнить дыхательные упражнения (3-4 цикла) в спокойном темпе. Правильное дыхание – медленное, глубокое, диафрагмальное, при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних. При правильном выполнении:
- оно успокаивает и способствует концентрации внимания;
- способствует со временем увеличению объема легких, усилению газообмена и улучшению кровообращения;
- активизирует диафрагму, в результате чего происходит интенсивный массаж внутренних органов, улучшение самочувствия и общее оздоровление.
На третьем этапе – одновременно с музыкальным сопровождением педагог читает стихотворение, способствующее расслаблению. Такое тактильное воздействие оказывает дополнительный расслабляющий и успокаивающий эффект.
Четвертый этап – пробуждение детей после дневного сна – начинается со звуков нежной, но бодрой пробуждающей мелодии. Сначала звучит только музыка (примерно одну минуту, а затем педагог обращается к детям.
После того как все воспитанники проснулись, им предлагается, лежа в кровати, опустить одеяло в ноги и выполнить следующие стимулирующие и активизирующие упражнения:
- сделать 3-5 циклов глубокого дыхания;
- протянуться всем телом, вытягивая руки за голову и пятки ног от себя;
Выполнив упражнение, дети спокойно встают с кроватей и идут по массажной дорожке, расположенной в спальне. Все это способствует формированию у детей хорошего и бодрого настроения.
Внедрять данную методику целесообразно с раннего дошкольного возраста. Тогда у детей будет вырабатываться позитивная установка на засыпание, что снимает ряд психологических проблем, связанных со сном, и поможет воспитанникам полноценно отдыхать в детском саду.