оксана морозова
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Здоровье»: цель, формы работы
▼ Скачать
1. Понятие «здоровье», как педагогической категории.
1.1. Проблема здоровья подрастающего поколения в истории зарубежного и отечественного образования.
История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на последующих этапах его развития рассматривалась по-разному.
Публикация «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области „Здоровье“: цель, формы работы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
В условиях первобытного строя при воспитании молодежи главное внимание уделялось подготовке ее к жизни: умению переносить лишения, боль, проявлять храбрость и выносливость. Характерным был обряд «посвящения», когда юноши в состязаниях показывали свои физические способности и здоровье.
Одной из проблем педагогической валеологии является создание образовательных систем и технологий здоровьетворчества, в частности инструментария, позволяющего объективно отследить и проанализировать динамику роста здоровья, помочь конкретному человеку в осуществлении своего личного и окружающих его людей процесса здоровьетворчества.
Поэтому, одним из аспектов современного образования является валеологизация учебно-воспитательного процесса. Идет разработка концептуальных основ и моделей школ здоровья, деятельности валеологических служб и центров, анализируется потенциал содержания образования в процессе формирования культуры здоровья подрастающего поколения.
На первый план выступает задача воспитания у детей и подростков потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, к «самосозиданию» и созиданию вокруг себя здоровой среды обитания - формирование валеологической культуры личности как части ее общей культуры.
Таким образом, можно заключить, что проблема здоровья подрастающего поколения подробно рассматривалась многими теоретиками и практиками педагогической науки, и если изначально она связывалась с физическим воспитанием детей, то современная трактовка является более широкой и включает в себя не только физический аспект, но и нравственный, поведенческий, социальный, психологический и др.
1.2. Здоровье ребёнка дошкольного возраста как педагогическая проблема
Здоровье — это общественное и индивидуальное достояние. Поэтому среди общечеловеческих жизненных ценностей ему принадлежит первостепенное основополагающее место.
По определению Всемирной организации Здравоохранения здоровье – состояние полной физического психического и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней.
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья : о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном) :
• Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
• Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
• Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Новая парадигма педагогики смещает центр проблем в образовательном процессе с формирования у детей знаний, умений, навыков на гармоническое разностороннее развитие личности. В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость здоровья.
Здоровье является естественной, абсолютной ценностью. Это основа жизни человека, необходимое условие полноты реализации человеком своих жизненных смыслов. Актуальность проблемы значительно обостряется и тем, что многочисленные статистические данные констатируют негативные тенденции в ухудшении здоровья детей. Мониторинг показал, что состояние здоровья организованных детей нестабильно.
По данным исследований сотрудников НИИ гигиены и НИИ возрастной физиологии РАО в дошкольном возрасте всего около 5,6% детей можно назвать абсолютно здоровыми, 23-26% имеют хронические заболевания, остальные – ослабленное здоровье.
Полученные в результате обследования данные воспитанников нашего МАДОУ также внушают опасения: абсолютно здоровых детей – %, ослабленных – 88,7%, хронически больных – 6,6%. В связи с этим проблема сохранения и укрепления здоровья является актуальной.
В современных условиях совершенствования системы образования особое внимание уделяется проблеме сохранения и укрепления здоровья человека. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и наряду с другими демографическими показателями является чутким барометром социально-экономического развития страны. К сожалению, в силу недостаточного культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте в иерархии потребностей человека.
Ухудшение стартового уровня здоровья новорожденных детей приводит к последующему нарушению здоровья детей дошкольного возраста. Уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей приобретают хронические заболевания, и только один ребенок из трех остается здоровым (А. А. Баранов, Н. Н. Куинджи, И. С. Песчаная, Г. Н. Сердюковская, Т. И. Стукалова, А. М. Черных).
Анализ показателей состояния здоровья дошкольников за последнее десятилетие выявил неблагоприятные тенденции: в раза сократилось количество детей 1-ой группы здоровья (с 15,7%, в то же время в 2,3 раза возросла численность 3-ей группы здоровья (с 11,8 до 26,9%). Большинство детей (60-70%) во всех возрастных группах имеют 3-4 морфофункциональных отклонения, только 10-20% детей 1-2 отклонения.
По данным С. С. Бычковой, причинами резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста являются:
• резкое снижение жизненного уровня в стране в сочетании с социальной нестабильностью;
• неблагоприятная экологическая обстановка в России;
• стрессовая тактика педагогического воздействия;
• ухудшение состояния здоровья матери;
• дефицит двигательной активности;
• несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации педагогического процесса;
• недостаточная квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья и физической подготовленности;
• массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
• неполноценное питание;
• отсутствие системы в работе по формированию здорового образа жизни.
Министерство образования России обращает внимание на то, что умственная и физическая нагрузка в ДОУ непрерывно увеличивается (инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организационных формах обучения»). В практике ДОУ нередки случаи, когда применяется классно-урочная система занятий с детьми старшего дошкольного возраста по типу школьного урока, образовательный процесс перегружен дополнительными занятиями, и не остается достаточного времени на игру, которая является ведущим видом деятельности дошкольника. Поэтому укрепление и сохранение здоровья на этапе дошкольного детства – это одна из главных задач, стоящих перед педагогами дошкольного образования на современном этапе.
В связи с этим разработка и реализация в практике дошкольного образования Федеральных государственных требований является необходимым.
12. Список использованной литературы
1. Золинов В. Ф. Физическое воспитание взрослого человека. Л., 1984
2. Г. Л. Апанасенко. Здоровый образ жизни. Л., 1988
3. Б. М. Липовецкий. Занимайтесь спортом! М., 1985
4. Н. М. Амосов, Я. А. Бендет. Здоровье человека М., 1984
5. Е. А. Пирогова. Окружающая среда и человек Минск, 1989