Елена Чаплыгина
Социальный проект «Какие они, профессии?»
▼ Скачать + Заказать документы
Социальный проект
Авторы: Чаплыгина Елена Александровна, воспитатель
Лысенко Наталья Борисовна, старший воспитатель
Оферкина Любовь Михайловна, музыкальный руководитель
АнтоноваТатьяна Сергеевна, инструктор по физическому
воспитанию МБДОУ ЦРР - д/с «Золушка»
Тип проекта : творческий (познавательный)
Длительность: апрель-май 2015г.
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Публикация «Социальный проект „Какие они, профессии?“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Участники проекта : дети старшей группы, старший воспитатель Лысенко Н. Б., музыкальный руководитель Оферкина Л. М., инструктор по физическому воспитанию Антонова Т. С., родители воспитанников.
Сроки реализации : апрель-май 2015г.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Актуальность проекта :
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Проблема: Так как проведенная диагностика показала недостаточные знания детей в сфере профессиональной деятельности взрослых, я спланировала работу в данном направлении, т. к. считаю, что знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов. Известно, что основным видом деятельности детей является игра, то будет логично знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно - ролевую игру. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, я имею в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру.
Цель проекта : Формирование у детей чувство сопричастности с миром взрослых через знакомство с профессиями пекаря, библиотекаря, пожарного, продавца. Повышение познавательной активности в рамках познавательной деятельности.
Задачи проекта :
1. Закрепить знания детей о профессиях : пекарь, библиотекарь, пожарный, продавец.
2. Развивать познавательный интерес детей к профессиям, расширять детский кругозор.
3. Определить значимость профессий.
4. Формировать уважение к труду взрослых разных профессий.
5. Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях, изо и других видах деятельности.
Планируемые результаты:
1. Более глубокие знания детей о профессиях пожарного, пекаря, библиотекаря, продавца.
2. Появление интереса, желания узнать как можно больше о других профессиях.
3. Рассказы детей об этих профессиях.
4. Понимание значения слово «профессия» и где её можно получить, приобрести.
5. Формирование бережного отношения к результатам труда взрослых, уважение к человеку- труженику.
6. Активизация речи детей по теме проекта (спец одежда, пожарный «рукав», формуляр читателя, закваска, печь, замес, витрина и т. д.)
7. Появление исследовательского интереса (выпечка хлеба, варка каши, издательство книг, газет и т. д.)
Краткое содержание проекта
Реализация проекта проводится в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования, раздел «Познавательное развитие».
В ходе реализации проекта необходимо выяснить, что знают дети о профессиях и что хотят узнать.
Что мы знаем? Что мы хотим узнать?
Что есть такие профессии как профессия пекаря, пожарного, библиотекаря, продавца.
Знаем номер службы 01 или 112.
Где можно купить вещи, продукты.
Из чего пекут хлеб, варят каши.
Книга – это здорово!
В мире много разных профессий. Что такое спец. одежда?
Как появились первые книги?
История возникновения пожарных дружин на Руси.
Где в старину люди приобретали необходимые для жизни вещи, продукты?
Современные машины, облегчающие труд человека.
Какие ещё бывают профессии.
Как стать хорошим пекарем, врачом, строителем, библиотекарем и т. д. ?
Проблемные ситуации в ходе реализации проекта, которые заставят детей проявить познавательную мотивацию: почему книги делают из бумаги? Почему спец. одежду шьют из спец. материалов? Почему в выпечку кладут дрожжи? Можно ли сварить кашу в холодной или тёплой воде?
Этапы реализации проекта.
1 этап – постановка проблемы
Обсуждение с детьми вопроса, знают ли они что такое профессия, какие бывают профессии, какая профессия самая главная?
Что нужно сделать, чтобы стать пожарным, пекарем, библиотекарем, продавцом?
Какими качествами должны обладать люди данных профессий?
Какую пользу приносят люди этих профессий?
Какую носят одежду люди этих профессий?
Какие технологии и орудия труда используют люди данных профессий?
Подготовка:
Отобрать иллюстрации, видеопрезентации об этих профессиях.
Подобрать познавательную, художественную литературу, рассказывающую о профессиях пожарного, пекаря, библиотекаря, продавца.
Составить конспекты ООД (план занимательной деятельности).
Подобрать игры, песни, танцы, стихи, пальчиковую гимнастику.
Организовать экскурсии на хлебозавод или пекарню, в пожарное депо, в детскую библиотеку, в магазин (по возможности, в редакцию газеты «Вестник Когалыма»).
2 этап - проектирование
Обсуждение вариантов поиска информации: расспрос родителей, поиск энциклопедий, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видеофильмов, рассматривание иллюстраций, фотоиллюстраций, картинок.
Совместное обсуждение со взрослыми, какие атрибуты необходимо изготовить для с-р игр, при каких условиях и как они будут печь хлеб, варить кашу.
3 этап - поиск информации
Создание развивающей среды.
Внесение в группу иллюстрации пожарного, пекаря, библиотекаря, продавца.
Пополнение уголка книги следующими произведениями: Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?», «Кому что нужно?», С. Михалков «А что у вас?», В. Маяковский «Кем быть?», «Хлеб- всему голова», В. Степанов «Какие бывают профессии» и др.
Внесение дидактических и настольных игр: «Кому что нужно для работы?», «Магазин покупок», «Ассоциации», лото «Профессии», «01- пароль отважных», «В мире профессий», «Кем быть?»
ООД (план занимательной деятельности)
Речевое развитие: Тема «Профессии» (составление рассказа по картинкам).
Социально-личностное : Темы: «Кому нужно позвонить, если ты увидел огонь?», «Один дома!»,«Библиотекарь, библиотека и книги», «Откуда хлеб на стол пришёл».
Изобразительная деятельность: Рисование – пожарный, продавец, пекарь в спецодежде.
Коллективная аппликация (коллаж) «Мужские и женские профессии».
Лепка предметов для труда пекаря, пожарного, продавца (каска, весы, посуда, полка для книг)
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась :
- в ходе режимных моментов;
- в процессе организации педагогом различных видов детской деятельности (игровая, коммуникационная, продуктивная, познавательно-исследовательская («Почему книги делают из бумаги», «Почему спецодежду шьют из специальных материалов», восприятие художественной литературы);
- в ходе экскурсий на хлебозавод (пекарню, в детскую библиотеку, в магазин, в пожарное депо, в издательство «Вестник Когалыма»;
- в ходе самостоятельной деятельности детей.
Предметно-развивающая среда группового помещения и внутреннего помещения детского сада (кухня, библиотека д/с, организованные экскурсии в пожарное депо, хлебозавод, детскую библиотеку, магазин стали местами поиска ответов на познавательные запросы ребят.
В рамках работы над проектом установлено эмоциональной взаимодействие с родителями воспитанников:
- рассказы родителей, бабушек. дедушек о том, кем они работают, как они выбирали профессию, что делают на работе, какую пользу приносит их труд людям;
- изготовление атрибутов к с/р играм по теме проекта;
- привлечение детей к приготовлению разнообразных блюд, обогащали знания детей о пользе тех или иных продуктах, о творческом подходе к приготовлению пищи.
- фотовыставка «Мои родители и их профессия».
4 этап - продукт детской деятельности
Изготовление карточек для игры в библиотеку, «продуктов» для игры в магазин (из солёного теста - хлебобулочные изделия, из бумаги и картона –шоколадки, конфеты и т. д. ; акция «Мы- друзья книги» (ремонт книг).
Продуктивная деятельность - выпечка хлеба (булочек, печенья, приготовление каши «для настоящих героев».
Создание альбома с рисунками детей, совместные творческие работы (аппликация, поделки из пластилина, выставка поделок.
Выпечка хлеба, печенья.
Варка каши «Дружба»
Чтение художественной литературы по теме проекта (например, чтение еврейской сказки о пекаре «Белая одёжка»).
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Кулинария», «Пожарное депо», «Семья», «Библиотека», «В гости к бабушке».
Разучивание игр, загадок, физкультминуток, динамических пауз, пословиц, стихов, песен по теме проекта.
Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?
Взаимодействие с музыкальным руководителем:
Разучивание песен «Мы сегодня повара» муз. и слова Зайцевой, «Модницы» Г. Ф. Вихарёва, постановка «Танец поваров».
Развлечение «Кем быть?»
Взаимодействие с инструктором по физическому воспитанию:
Проведении динамического часа «Пожарные на учениях», игр- эстафет «Весёлый магазин», «Убегу от огня», «Тушение пожара», «Кто быстрее испечёт» и др.
5 этап – презентация проекта
Создание альбома «Все работы хороши!» или («Мужские и женские профессии», «Кем быть?», «Кем работают наши родители»
Выставка атрибутов к с/р играм с привлечением родителей «Сделаем игры наших детей яркими и интересными»
Развлечение «У меня растут года!» (совместно с родителями)
Использованная литература:
1.«Беседа с дошкольниками о профессиях» Т. В. Попова, 2005г.
2.«Профессии. Какие они?» Т. А. Шорыгина, 2007г.
3. «Учимся, говорим, играем» Г. И Сергеенко, 2006г.
4. «Развитие речи в детском саду» Г. А. Кошлева,2009 г.
5. «ОБЖ для дошкольников» Т. П. Гарнилеева,
Интернет ресурсы:
1. https://минобнауки. рф.
2. https://www.teoriy