Получи документы

Сказка в воспитательном процессе детей

Надежда Александрова
Сказка в воспитательном процессе детей

Сказка в воспитательном процессе детей

[/b]

За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценятся: доброта, верность, честность, взаимопомощь, любовь, и отвергаются: цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.

Публикация «Сказка в воспитательном процессе детей» размещена в разделах

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа, любовь к ближним. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья, а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции.

Ценности каждого человека – это целый мир сложный и динамичный, в нем кипит буря противоречий, которые перетягивают его из стороны в сторону. "Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека", - говорил В. А. Сухомлинский.

Из этого всего следует вопрос, а как же воспитать этого самого ценностно-ориентированного человека, что для этого нужно, и когда начинать?

Конечно же, закладка ценностных ориентиров идет с дошкольного возраста, я считаю, что каждый родитель, каждый педагог понимающий сою роль в формировании моральных и нравственных норм у ребенка, хочет выполнить задачу по воспитанию личности, в которой гармонично сочетаются правдивость, доброта, красота и ум.

Ценности личности ребенка - еще только в начале своего формирования, недостаточно устойчивы, гибки, способны к изменениям. Именно поэтому так важна роль образования и воспитания с их глобальной миссией содействия развитию гуманной, нравственной, творческой личности, при условии сохранения биологического и психического здоровья ребенка.

От чего же зависит восприятие ценностей ребенком, прежде всего от ближайшего окружения и социальной среды. Ближайшее социальное окружение - родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник) - непосредственно влияет на развитие психики ребенка. Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок.

В воспитании ценностных ориентирах так же может помочь и сказка, это хорошо выражается в словах В. А. Сухомлинского «Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств, для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

В настоящее время сказка, как и другие ценности культуры, заметно утратили свое предназначение. Этому способствуют современные книги, компьютерные игры, телевиденье, фильмы, мультфильмы с упрощенным стилем пересказа, часто искажающим первоначальный смысл, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их душевности.

За основу по формированию у детей ценностных ориентиров в нашей группе мы взяли народные сказки, т. к. сказка доступна для детского мышления, дети вместе с героями сказки переживают все происходящие события; герои сказки понятны и близки детям; сказку можно читать начиная с раннего возраста, к старшему возрасту дети уже осмыслено прорабатывают сюжет сказки, делают выводы из происходящего.

Сказки для детей лучше отбирать с поучительным сюжетом, также сказка должна быть понятна детям, т. к. цель сказки — не только развлечение, но извлечение урока. В сказках мы можем увидеть отголоски пословиц, вот несколько примеров: «Репка» «Там, где дружат, — живут, не тужат»; «Теремок» «В тесноте, да не в обиде»; «Кот и петух» «Друг познается в беде»; «Маша и медведь», «Глупый киснет, а умный все промыслит»; «Гуси-лебеди», «Придет беда — не купишь ума»; «Два мороза» «С трудом и мороз не страшен», «Труд согревает»; «Морозко»- «Как проживешь, так и прослывешь»; «Двенадцать месяцев» «Доброму Бог помогает»; «Заюшкина избушка» «На чужой каравай рот не разивай, а пораньше вставай да свой затевай»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Умей обождать», «Мир не без добрых людей»; «Сивка-бурка» «За добро добром платят». Для того чтобы ребенок увидел и понял тот самый намек в сказке, надо эту сказку хорошо проработать.

Работу со сказкой разделили на несколько этапов: 1) для начала ребенку рассказывается сказка (желательно именно рассказывается, а не читается, воспитатель должен видеть всех детей, должен жестами, мимикой передать эмоции происходящие в сказке). 2) анализ сказки, ответы детей на поставленные вопросы, характеристика героев, дети с воспитателем дают нравственную характеристику героям и их поступкам; так же можно поработать с пиктограммами, чтобы дети отразили те эмоции, которые герое испытывают в определенной ситуации (горе, злость, сомнение, страх, радость, удивление и т. д., если дети научатся распознавать эмоции, то они научатся сопереживать этим героям. 3) изготовление атрибутов, для дальнейшего использования в обыгрывании сказки. 4) обыгрывание сказки.

Благодаря таким занятиям дети научатся осознавать элементарные ценности, как доброта, красота, ум, любовь и многие другие, которые были выше упомянуты. Это хорошо выражается, когда дети начинают обыгрывать сказку, дети достаточно выразительно изображают героев сказки, адекватно передают их характеристики поведение и отношения, дают полную и правильную нравственную оценку поступкам, ситуациям, героям. Так же это отражается в сюжетно-ролевых играх, в которые дети играют в группе.

В процессе таких занятий дети стали понимать, причинно следственные связи, почему герои совершают такие поступки. Благодаря такой работе дети стали стремиться делать добрые поступки, стали сопереживать своим сверстникам, стали выражать свое негодование к обману, к неподобающим поступкам, таким как драки, ругательство. Все это может говорить об эффективности использования сказки при приобщении детей к моральным ценностям.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Экологическая мозаика» (для детей 6–7 лет)Дидактическая игра «Экологическая мозаика» (для детей 6–7 лет) Предлагаю на рассмотрение «Экологическую мозаику». Игра понравилась детям, её высоко оценили коллеги. Автор: воспитатель Чекмарёва Светлана.

Проект «Первые шаги в мир хороших наук». Цель: Формирование навыков культурного поведения у детей и воспитание их нравственной личности; привлечение родителей к культурному воспитанию.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сказка в воспитательном процессе детей
Опубликовано: 13 января 2015 в 21:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД