Получи документы

Сказка «Путешествие в страну Грамматики»

Ольга Каночкина
Сказка «Путешествие в страну Грамматики»
▼ Скачать + Заказать документы

Я расскажу вам сказочку, сказочку необычную, поучительную. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, в «Долине Красивой и Правильной речи» раскинулось государство «Грамматика». Правил этой страной добрый и справедливый король - король «Предложение». Король очень любил свой народ, любил за трудолюбие, за то, что его маленький народ помогал людям стать грамотней, умней. Мальчики в этой стране были самые послушные, самые исполнительные, согласные со всем, о чём бы ни попросили их. Так их и прозвали согласные звуки. У мальчиков согласных звуков был очень красивый звонкий голос, а на шее, как самую драгоценную медаль, они носили колокольчики. Когда мальчики были совсем маленькие, их голосок был слишком тонок, нежен, мягок и их называли мягкие согласные, а когда мальчики подрастали, их голосок становился громче, твёрже, и они становились твёрдыми согласными. Твёрдые согласные носили синие костюмы, а мягкие согласные - зелёные костюмы.

Публикация «Сказка „Путешествие в страну Грамматики“» размещена в разделах

Девочки в этой стране были самые красивые, самые умные, они имели такой звонкий голосок, что никто и ничто не могло помешать им, петь свои песенки (ни зубки, ни губки). Оттого, что девочки имели самый красивый голос, их и прозвали гласные звуки. Девочки, носили красные платьица.

В стране «Грамматике» все жили дружно. Мальчики - согласные звуки дружили с девочками - гласными звуками, а когда они вставали рядом, взявшись за руки, то образовывались слоги, а из слогов - слова.

У короля Предложения было своё войско. Создавал он это войско из самых достойных своих слуг, из самых достойных слов. Любил король своё войско, любил построить своих солдат (слова) как на парад.

- А ну, доблестные мои солдаты, займите свои места, - любил говорить король. Первым в предложении вставал самый красивый, самый высокий солдат (с тех пор так и повелось, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, затем - второй, третий солдат. Каждый солдат имел своё место и не мог стоять там, где только ему захочется. (Солдаты стояли так, что мы могли понять, что нам хотят сказать). Последний солдат в предложении должен был показать другим, что он последнее слово в предложении, и тогда он брал палочку и ставил около себя, показывая этим, чтобы другие солдатики-слова за ним больше не вставали. След от этой палочки остался и с тех пор превратился в точку ( так и повелось с тех пор: в конце любого предложения ставится точка).

У короля Предложения было много друзей-волшебников. Одни волшебники превращали слова в слова предметы (эти слова можно было увидеть). Другие волшебники превращали слова в слова-невидимки, их нельзя было увидеть, но их можно было потрогать, почувствовать (слова признаки). А ещё одни волшебники превращали слова в совсем необычные (в слова, которые нельзя было ни увидеть, ни потрогать, но можно было с ними подействовать).

Так бы счастливо жила страна «Грамматика», да вот беда, захватил страну злой и страшный Тролль по имени «Единица». Короля Предложения он заключил в темницу, войско слов разбил на части (слоги). И теперь, чтобы снова получить слово, его нужно сложить из частей (слогов, а для этого нужно уметь узнавать: из скольких частей (слогов) это слово состоит.

И вот ещё что натворил злой Тролль. Когда страной правил король Предложение не только слова стояли в предложении строго на своём месте, но и звуки в словах тоже стояли строго по своим местам. А тролль каждый звук посадил на отдельное облачко, да так, что забыли они, какие места занимали в слове и теперь, чтобы расколдовать слово, надо определить на каких местах звуки стояли раньше, а затем на каждый звук надеть свой костюм.

Но самое страшное было еще впереди. Злой Тролль «Единица» собрал на площади мальчиков-согласные звуки -- и потребовал, чтобы они больше никогда не дружили с девочками - гласными звуками, никогда больше не превращались в слоги, а из слогов в слова и никогда не учили людей грамоте.

Мальчик - согласные, хотя и соглашались до этого со всем, что от них потребуют, - тут возмутились. Тогда самых непослушных злой Тролль лишил голоса, оглушил их, и стали мальчики согласные звуки с тех пор непросто согласными, а согласными звонкими (это те, кого злой Тролль не лишил голоса) и согласными глухими.

С тех пор, как это произошло, прошло много лет, много воды утекло, и не так-то просто стало научиться читать и писать, не так-то просто вновь поставить рядом гласный и согласный звук. Но тех, кому это удается, ждёт самый большой подарок - умение читать. Те же, кто не хочет этому научиться, просто до сих пор заколдованы злым Троллем «Единицей» и их надо просто расколдовать.

Гласные буквы. Гласные буквы и звуки, смягчающие впередистоящий

согласный звук

Прошло некоторое время и злому Троллю «Единице» показалось, что мало было отнять голос у некоторых согласных. Тогда он решил сделать из добрых, сердечных согласных звуков - злых, с каменными сердцами. «Никто и ничто не сможет смягчить ваши каменные сердца!» - прокричал злой Тролль. Так бы это и было, но решили тогда гласные девочки, подружки согласных звуков, помочь своим друзьям, смягчить их каменные сердца. Первая попыталась это сделать гласная «а». Встала она позади согласного звука, взяла его за руку, получился слог. Но как только не пыталась гласная-девочка смягчить заколдованное твёрдое сердце согласного мальчика, какие только волшебные слова не говорила, ничто не помогало; так согласный и остался твёрдым. То же самое попытались сделать гласные «у, о, ы, э», но и у них тоже ничего не получилось. И только самая младшая сестрёнка - гласная «и» - сумела расколдовать каменные сердца согласных звуков (может быть потому, что она была самая младшая и самая добрая, а может ещё почему, но только не о том сказка). Обиделись на свою младшую сестрёнку гласные-девочки. «Чем мы хуже! Почему у тебя получилось, а у нас нет?» «Сестрёнки, милые, - сказала на это гласная «и», - сейчас не время спорить, надо спасать наших друзей-согласные звуки. А для этого вам нужно с кем-то объединиться так, чтобы силы было в два раза больше и тогда вы тоже сможете смягчить сердца наших друзей». «Ну, с кем же мы объединимся!» - закричали гласные-девочки. Стали они искать, с кем бы объединиться, чтобы силы для избавления от чар было в два раза больше. Смотрят, а навстречу им идёт и плачет «й». «Что ты плачешь? - спрашивают его гласные девочки. «Обо мне все забыли, даже злой Тролль, который заколдовал всех моих братьев (согласные звуки, и то обо мне забыл, - плакал «й». «Постой! - закричали гласные девочки, - а ты хочешь спасти своих, братьев?» «Конечно, хочу»- сказал «й». «Тогда вставай впереди нас, а мы за тобой и, тогда, может быть, мы двойной силой сможем смягчить сердца твоих братьев». Встал «й» впереди, взяла его гласная «а» за руку - получилось два звука «йа», и они двойной своей силой смогли смягчить твердые сердца заколдованных согласных. Затем «й» взяла за руку гласная «у» получилось два звука «йу», и они тоже смогли смягчить согласные звуки. Когда за руку «й» взяла гласная «э», получилось два звука «йэ» и они тоже смягчили твердые сердца согласных-мальчиков. И последняя шла гласная «о». Когда она взяла «й» за руку, получилось два звука «йо», и этим двум звукам тоже удалось расколдовать согласные звуки. «Ах, как здорово! - закричали от радости гласные «а, у, э, о», - то, что нам не удалось сделать одним, мы смогли сделать с помощью «й». И тогда гласные девочки предложили «й» : «Милый «й», давай с этих пор каждый раз, когда нам надо будет смягчить согласный звук, ты будешь вставать впереди нас. Когда же этого не надо будет, мы будем обходиться без твоей помощи».

С тех пор «й» так сдружилась с гласными-девочками, что стали они не разлей вода (звуки «йа» превратились в гласную букву «я»; «йо» - в букву «ё»; «йу»- в «ю»; «йэ» - в букву «е»). И только одна гласная-девочка «и» по-прежнему одна, без помощи «й», смягчает сердца согласных звуков. С тех пор так и повелось, что гласные буквы «е, ё, ю, я» и гласный звук «и» всегда смягчают впередистоящий согласный звук. Когда же этого делать не надо, гласные (а, у, о, э, ы) обходятся без помощи «й». С тех пор мы слышим два звука «йа, йу, йэ, йо», но пишем одну букву «я, ю, е, ё».

Гласные девочки я, ю, е, ё после того как научились смягчать впереди стоящие согласные звуки, так расхрабрились, так загордились, что стали даже хвастаться: «Мы теперь самые лучшие, самые сильные, мы теперь кого угодно смягчим!» (надо сказать, что больше других хвастались подружки «я» и «ю»). И вот однажды, как обычно, шли гласные буквы-хвастунишки, а навстречу им согласный «ч». «Стой! закричали гласные я, ю, е, ё, - мы тебя сейчас будем смягчать!» Согласный «ч» был вежливый, добрый мальчик, а потому спокойно ответил зазнайкам: «Милые гласные буквы, спасибо за то, что вы хотите мне помочь! Но вы разве забыли, что я всегда остаюсь мягким, меня смягчать не надо!». «Как это так!» - возмутились гласные девочки и больше всех «я» и «ю», - мы ему помощь предлагаем, а он еще и отказывается!» Не выдержала «я» и схватила за руку «ч». «Отпусти меня, взмолился «ч», - я же говорю, что меня смягчать не надо», «Подумаешь, он говорит! А я говорю, что буду стоять за тобой! - кричала «я». «Правильно, правильно, - юлила перед подругой «ю», - подумаешь, какой недотрога, я вот тоже позади его встану!» Так кричали подруги-зазнайки, что их крик услышал король-Предложение, а услышав, вызвал «ч» и его обидчиц во дворец. «О чём спорите? - спрашивает король «Предложение» «я» и «ю». «Ю» как всегда, заюлила: «Мы, Ваше Величество, хотим смягчить «ч», встать позади его, а он отказывается, неблагодарный!» «А ты что скажешь?» - спрашивает король «Предложение» «ч». Тут рассказал «ч» всё без утайки о том, как обидели его «я» и «ю»,

«Да, - промолвил после горького рассказа «ч» король «Предложение», - не думал я, что в моем королевстве могут быть такие сестры, но что поделаешь, обидчиц надо наказать. Приказываю: «я» и «ю» никогда больше не пытаться смягчать «ч», никогда больше не вставать позади него. Ты же «ч» с нынешнего дня будешь дружить только с «а» и «у»». С тех пор так и повелось «ча» и «чу» пишется с «а» и «у», а не с «я» и «ю». Аналогично «ща - щу».

Публикации по теме:

Воспоминание о летеВоспоминание о лете В некотором царстве,в Российском государстве, за Уральскими горами, Оренбургскими степями жили были дети,мамы,папы и воспитатели. И было.

Выставка в стихах Вот так я представила выставку кружков детского сада на образовательном форуме. *** Коробочки, бутылочки Лежали на столе. Героев сказок.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сказка «Путешествие в страну Грамматики»
Опубликовано: 20 октября 2014 в 19:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка «Путешествие в страну Грамматики»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Каночкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД