Татьяна Кузнецова
Принципы планирования тематической недели
▼ Скачать + Заказать документы
Обязательной педагогической документацией воспитателя является календарный план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной форме. План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации, но в то же время он должен отвечать определенным требованиям и основываться на принципах :
- развивающего образования;
- комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- индивидуализации дошкольного образования;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых;
Публикация «Принципы планирования тематической недели» размещена в разделах
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
Календарный план составляется на основе годового и перспективного планов и дорабатывается с учетом результатов диагностических исследований детей группы. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний как в совместной деятельности детей со взрослым, так и в самостоятельной деятельности. Планирование ведется на основе программы и во многом определяется интересами и потребностями детей.
Предложенная нами структура календарного плана является результатом практической деятельности педагогов нашего ДОУ.
Некоторые виды деятельности с детьми не обязательно вписывать в календарный план, а целесообразно планировать в перспективе на месяц (или две недели) и помещать непосредственно перед календарным планом : сетка занятий, наблюдения, все виды гимнастик, план развития сюжетно-ролевой игры, работа с родителями.
С целью оптимизации процесса календарного планирования, облегчения задачи педагогов по равномерному распределению программного материала и видов деятельности дошкольников в течение месяца, нами были разработаны циклограммы на каждый отрезок времени в режиме дня. Таким образом, мы свели к минимуму возможность перегрузки календарных планов одними видами деятельности и полного отсутствия отдельно взятых форм работы с детьми в режимных моментах. Содержание циклограмм не является какой либо догмой и не ставит педагогов в жесткие рамки соблюдения именно такого наполнения режимных моментов. Педагогам дается возможность варьировать, дополнять, изменять «набор» форм работы с детьми в различные режимные моменты, придерживаясь при этом общих правил составления календарного плана.