Анна П
Скандинавская ходьба в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы.
По данным Всемирной организации здравоохранения недостаточно активный образ жизни представляет собой глобальную проблему для общественного здравоохранения.
С каждым годом растёт количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, плоскостопием, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.
В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.
Публикация «Скандинавская ходьба в детском саду» размещена в разделах
- Скандинавская ходьба для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых нормативных документах, где огромное внимание уделяется вопросам здоровье сбережения.
Забота о здоровье воспитанников приоритетная задача дошкольного учреждения.
Здоровый образ жизни для ребенка в детском саду – первооснова его полноценного развития и воспитания, на наш взгляд, в этом смысле очень важны, рационально организованный двигательный режим, разнообразие подвижных мероприятий по формированию осознанного отношения и своему здоровью.
Осуществляя поиск средств и методов для оздоровления, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста путем формирования у них потребности в движении, я остановилась на подготовке и реализации программы работы занятий по «Скандинавской ходьбе» для детей.
Основная часть:
Ходьба с палками, или северная ходьба, скандинавская ходьба, нордическая ходьба, финская ходьба (англ. Nordic Walking) – это вид ходьбы на свежем воздухе с использованием специальных палок, похожих на лыжные. При таких прогулках работают 600 мышц тела человека, что составляет 90% всей мышечной системы. Расход энергии увеличивается на 40-45% по сравнению с обычной быстрой ходьбой без палок.
Причины, по которым мы решили использовать скандинавскую ходьбу в нашем дошкольном учереждении.
Для того чтобы освоить правильную технику, дающую заметный эффект, достаточно несколько занятий. При регулярной ходьбе с палками сама собой изменяется походка ребёнка, регулируется его дыхание, выправляется осанка, снижается нагрузка на суставы.
Для объяснения целесообразности использования данной инновационной техники на информационном стенде в группе размещается консультация для родителей «Скандинавская ходьба».
Таким образом, комплексное систематическое оздоровление детей в процессе экологического воспитания, повышения знаний родителей и детей в области сохранения и сбережения здоровья, здорового образа жизни, их систематическое экологическое просвещение способствуют повышению уровня физического здоровья в целом.
Чем полезна скандинавская ходьба для дошкольников?
Существует несколько причин, по которым мы решили заниматься с детьми скандинавской ходьбой :
можно заниматься в любое время года;
подходит всем детям;
можно ходить на любой местности;
позволяет достичь большого тренировочного эффекта.
Занятия скандинавской ходьбой на свежем воздухе положительно воздействуют на работу всего организма ребё нка в целом:
- способствуют оптимизации рост и развитию опорно-двигательного аппарата
- формируют правильную осанку;
- уменьшают нагрузку на тазобедренные и коленные суставы и содействуют профилактике плоскостопия;
- содействуют развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
- развивают мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности
- тренируют чувство равновесия;
Скандинавская ходьба с палками практически универсальна – она подходит людям любого возраста, пола и уровня физической подготовки.
Скандинавская ходьба – оздоровительное занятие для любого возраста детей, сезона и любой местности. Зимой и летом, в городе и на природе, в компании или в одиночестве – достаточно взять палки в руки, сделать первый шаг – и ты уже идешь к здоровью.
скандинавской ходьбой дали положительный эффект и не принесли неприятных ощущений, начинающим необходимы регулярные тренировки и снаряжение.
Противопоказаний к скандинавской ходьбе, как таковых, не существует. Разумеется, прогулки следует отложить в тех случаях, когда показан постельный или полупостельный режим (острые инфекционные заболевания, обострение любых хронических недугов с выраженным болевым синдромом и т. п.
Вне зависимости от состояния здоровья повышать нагрузку на тренировках следует постепенно. Чтобы занятия скандинавской ходьбой дали положительный эффект и не принесли неприятных ощущений, начинающим необходимы регулярные тренировки и снаряжение.
*** Однако перед началом занятий родителям, мы бы все же порекомендовала обязательно проконсультироваться с участковым врачом-педиатром, который может дать объективную оценку, нет ли противопоказаний к скандинавской ходьбе у ребенка (например, таких как инфекционные заболевания, обострения при заболеваниях внутренних органов, тяжелые болезни сердца и др.)
Цель занятий
Знакомство детей со скандинавской ходьбой как видом оздоровительной физкультуры.
Обучение технике скандинавской ходьбы.
Основные задачи
1. Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.
2. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.
3. Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
4. Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.
5. Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.
Экипировка для занятий.
Одежда. Обувь. Палки.
Одежда. Ее главный критерий — это удобство для ребенка.
Ограничений нет, лишь бы она была по сезону и не доставляла неприятностей ребенку при движении. Никаких развивающихся плащей (пончо, накидок и пр., в которых можно запутаться палками. И никаких искусственных тканей, которые повлекут нарушения в теплообмене.
Обувь. Обувь так же, как и одежда должна быть удобной: кеды или кроссовки летом-весной и теплые ботинки осенью-зимой. Не буду объяснять, почему не стоит отпускать заниматься скандинавской ходьбой девочку в туфельках на каблучке или мальчика в новой, еще не разношенной обуви? В зависимости от сезона, оптимальным вариантом могут быть и сандалии с хорошей фиксацией на ноге в виде ремешка, и мокасины, но только не обувь без задника, которая будет «шлепать» при ходьбе.
Палки. А вот это самый главный пункт, потому что палки должны быть специальные (их еще называют «нордики»). Они бывают двух видов: с фиксированной длиной и телескопические (как удочки, с несколькими выдвижными коленьями). По материалу изготовления нордики могут быть самыми разными: от алюминиевых, алюминиевых с карбоном, до 100% карбоновых или углепластиковых с добавлением карбона. Правильные нордики обязательно имеют крепления для фиксации рук. Для ходьбы по асфальту и бетону используют специальный резиновый наконечник. Высота палок зависит от роста ребенка. Ее можно рассчитать путем умножения роста на коэффициент 0,68 (±5 см). Например, если рост ребенка 145 см, то длина палок должна составлять около 98,6см (±5 см).
*** В нашем детском саду мы решили использовать обыкновенные детские лыжные палки. Высоту палок я рассчитывали для каждого ребенка по вышеуказанной формуле.
Принципы использования скандинавской ходьбы в работе с дошкольниками.
Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует нам успехи в занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.
Основываясь на них, я и провожу скандинавскую ходьбу с детьми.
Тренировочный процесс предполагает:
соответствие физических нагрузок ходьбы с палками по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность) детей;
постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия;
правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха; повторение различных по характеру физических нагрузок.
Методика и организации скандинавской ходьбы.
Наиболее предпочтительное время для начала занятий, на мой взгляд – осенний период.
На первых занятиях палки даются на 5–10 минут, постепенно это время увеличивается. Когда дети хорошо овладеют передвижением с палками, можно выходить с ними за территорию детского сада.
Продолжительность нордической ходьбы – от 20–25 мин в старшей группе, (1раз в неделю).
В зимний период года занятия скандинавской ходьбой я планирую проводить при температуре воздуха –15–18°С. Скандинавскую ходьбу использую в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности дети уходят в помещение детского сада
Использование палок способствовало более эффективно:
Поддерживать тонус мышц одновременно верхней и нижней частей тела.
Тренировать около 90% всех мышц тела ребенка.
Уменьшить при ходьбе давление на колени и суставы. Улучшить работу сердца и легких.
Ходьба идеальна для исправления осанки ребенка и решения проблем шеи и плеч. Палки помогают детям двигаться в более быстром темпе без всяких усилий.
Повысить заинтересованность детей при проведении оздоровительных прогулок и экскурсий.
ТЕХНИКА СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБЫ.
Занятия скандинавской ходьбой можно условно разделить на 3 этапа: - разминка,
- ходьба
- отдых после ходьбы.
Разминка.
Первое правило скандинавской оздоровительной ходьбы – каждое занятие начинают с разминки. Мы используем самые популярные и несложные упражнения.
1. И. п. – основная стойка, палки в обеих руках внизу, хват за концы палок. Вдох – поднять руки с палками вверх, правую ногу назад на носок; выдох – и. п. То же самое с левой ноги. 8 раз.
2. И. п. – ноги на ширине плеч, палки в обеих руках внизу, хват за концы палок. Вдох – поворот туловища вправо, палки вынести вперёд; выдох – и. п. То же самое влево. По 4 раза в каждую сторону.
3. И. п. – ноги на ширине плеч, палки в обеих руках внизу, хват за концы палок. Вдох – поднять палки вверх, выдох – наклон туловища вправо. Вдох – палки вверх, выдох – и. п. То же самое влево. По 4 раза в каждую сторону.
4. И. п. – ноги на ширине плеч, палки перед собой на вытянутых руках с упором в землю. Выдох – наклон туловища вперёд, держаться за палки; вдох – и. п. 8 раз.
5. И. п. – пятки вместе, носки врозь, палки перед собой на вытянутых руках с упором в землю. Выдох – присесть, держаться за палки; вдох – и. п. 8 раз.
6. И. п. – основная стойка, руки на поясе, палки лежат на земле. Прыжки через палки вправо и влево, 20 раз в чередовании с ходьбой на месте.
Техника скандинавской ходьбы с палками
Техника проста: основной ее элемент — ШАГ — каждому знаком с раннего детства.
1. Выпрямитесь, корпус чуть наклоните вперед. Теперь нужно скоординировать движения рук. Сначала просто пройдитесь, неся палки за середину параллельно земле. Ощутите незаметный при обычной ходьбе противоход : левая рука вперед — правая нога вперед, левая нога — правая рука.
2. Теперь опустите палки, возьмите так, как будете держать при ходьбе, и волоком тяните их за собой. Попрактикуйтесь, действуя сначала только одной ногой и одной рукой и палкой, чтобы телу было проще освоить движения. Когда подскажет ритм, отталкивайтесь одновременно: левой палкой — правой пяткой, правой палкой — левой пяткой.
Интенсивность тренировки регулируйте сами. Хотите увеличить нагрузку — сильнее отталкивайтесь руками, делайте шаги шире, увеличьте длину палок.
Как держать палки
Палки практически сами держатся на руках. Петли для кистей рук, темляки, на специальных палках для финской (еще одно название скандинавской) ходьбы очень надежны : они похожи на раструбы перчаток и широкими полосами охватывают большие пальцы, предохраняя кисть от неверных движений.
Проденьте руку, закрепите петлю, отрегулируйте диаметр с помощью застежки (запястье не должно быть сильно сжато). Теперь выронить палки не удастся. Держите их свободно, не напрягая рук, параллельно друг другу.
При ходьбе по твердым поверхностям на палки для удобства надевают резиновые наконечники, а на мягких участках его снимают и отталкиваются шипом на конце палки.
Как работать руками
Алгоритм действия рук тот же, что и при катании на лыжах.
Немного согните руки в локтях и двигайте ими вверх-вниз, отталкиваясь палками от поверхности. В верхнем положении рука поднимается под углом примерно 45 градусов, «нижняя» рука в то же время отодвигается назад на уровне таза.
Техника скандинавской ходьбы с палками основана на правильной постановке стоп и работе руками.
Как правильно ходить скандинавской ходьбой
Стопы ставьте прямо. Сначала — на пятку. Затем, совершив толчок, стопа перекатывается вперед, вес переходит на подушечки стопы, на пальцы, на пятку другой ноги, и снова то же самое, но с другой ноги.
Типичные ошибки
1. Не используйте при ходьбе палки для других видов спорта. Постарайтесь обзавестись специальными палками для северной ходьбы как можно скорее, желательно пользоваться ими с первого занятия.
2. Палки не должны сползаться за спиной и перекрещиваться, образуя треугольник.
3. Не поворачивайте корпус, когда поднимаете руку, чтобы оттолкнуться палкой.
При отталкивании давите на палку усилием не кисти, а локтя, чтобы нагрузка приходилась на всю руку, а не только на запястье.
4. Стопа не должна вилять влево-вправо. Особенно важен твердый шаг на горных дорогах.
5. Невпадайте в иноходь. Редкое качество лошадей синхронно ступать одноименными ногами в человеческой скандинавской ходьб неприемлемо. Помните: левая рука движется одновременно с правой ногой, и наоборот.
6. Надели одну пару носков? Смените слово «носки» на слово «мозоли». Чтобы не натереть ноги, надевайте две пары носков, и обе не тесные и не слишком свободные
Отдых.
Не стоит понимать буквально: походили и «плюхнулись» на скамейку, чтобы посидеть. Есть два варианта релакса: либо повторить на месте упражнения разминки, либо — просто пройтись 5-7 минут обычным шагом без палок
Структура работы
I этап – подготовительный
Месяц: Июнь 2017 г.
Мероприятие: Подготовка материально-технической базы (приобретение палок для детей и родителей)
Пояснение: Длина палок вычислена по росту каждого ребенка (палки должны быть короче роста малыша на25 см.). Особое внимание уделено безопасности. Палки изготовлены из прочного нетоксичного материала, с пластиковым штырем на конце. Правильный подбор высоты палок для взрослых рассчитывается по формуле А=В*0,7, где А – высота в см, а В – рост человека в см.
Месяц: Июнь – Июль 2017г.
Мероприятие: 1) разработка комплексов занятий.
Пояснение: 1 комплекс рассчитан на 1 квартал (всего 12 занятий в квартал, из них: 4 занятия - разучивание попеременного и одновременного шагов, подъемов; 4 занятия -повторение разученного; 4 занятия – закрепление разученного).
Структура организации занятия:
1 часть – общеразвивающие упражнения с палками (комплекс общеразвивающих упражнений рассчитан на 4 занятия);
2 часть – разминочные упражнения перед ходьбой, ходьба с определенным видом шагов и подъемов (разминочные упражнения рассчитаны на 1 месяц);
3 часть – упражнения на релаксацию. Используется фронтальный, поточный, групповой методы организации. Начало занятий – осенний период. В зимний период года занятия скандинавской ходьбой проводятся при температуре воздуха –15– 18°С. При температуре воздуха ниже –18°С продолжительность занятий сокращается до 15–20 мин. Занятия по скандинавской ходьбе проводятся в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности дети уходят в помещение детского сада.
Мероприятие: 2). Разработка рабочего плана.
Пояснение: Количество занятий: в неделю - 1,
в месяц - 4. в год – 48.
Количество часов:
в день – от 15 до30 мин. ; в месяц - до 2 часов.
Месяц: Август 2017 г.
Мероприятие: 1). Разработка комплекса подготовительных упражнений.
Пояснение: В подготовительный период проводится с детьми ряд упражнений: прыжки на двух ногах с продвижением вперед; прыжки в длину с места; ходьба на носках, на наружных краях стоп с движением рук; ходьба по рейке, гимнастической скамьи. Во время прогулок на участке с детьми проводятся различные игры и упражнения, способствующие выработке координации движений: пройти под палку, перешагнуть гимнастическую палку, пробежать, не задевая поставленные прутья, флажки, палки. Для развития «чувства палок» и чувства равновесия в каждое занятие вводятся боковые шаги, подпрыгивания с опорой на палки.
Мероприятие 2). Разработка методических материалов (конспекты вводных бесед для детей, наглядность)
Пояснение: Конспекты бесед по темам: «История появления скандинавской ходьбы»; «Подготовка к занятиям скандинавской ходьбой».
Подбор литературы, подготовка фотоальбома о скандинавской ходьбе.
Мероприятие 3). Разработка информационно-методических материалов для работы с родителями.
Конспекты бесед по темам:
«История появления скандинавской ходьбы»;
«Значение скандинавской ходьбы в оздоровлении ребенка дошкольника».
- Изготовление информационных буклетов по теме: «Техника скандинавской ходьбы» - Рекомендации по подготовке к занятиям скандинавской ходьбой (подбор размера палок, выбор обуви и одежды).
- Подбор литературы для самостоятельного ознакомления с ходьбой. Консультации:
-Дыхание – основа жизни; -Зарядка в городе;
-Выбор маршрута по скандинавской ходьбе.
-Мастер-класс для родителей «Скандинавская ходьба в детском саду».
Мероприятие 4). Разработка основных маршрутов для ходьбы
Пояснение:
Маршрут №1. На территории детского сада. Протяженностью 200м, по ровной без перепадов высот местности на естественном грунте и асфальте.
Маршрут №2. Вокруг территории детского сада по пересеченной местности с небольшим перепадом высот.
Маршрут №3. На территории лесополосы, по пересеченной местности
с небольшим и средним перепадом высот. Маршрут проходит по интересным, красивым, разнообразным местам, насыщенным свежим и чистым воздухом. Территория, отведенная для занятий, отвечает требованиям безопасности, максимально защищена от ветра, просматриваема.
План работы с детьми 6 - 7лет занятий скандинавской ходьбе.
Месяц Техника Общая дозировка занятия Метраж Маршрут движения
Сентябрь Тянем палки за собой 15 мин. - -
Октябрь Обучение попеременному шагу. 20 мин. 200-300 метров Маршрут №1
Ноябрь Закрепление попеременного шага 30 мин. 400-500 метров Маршрут №1
Декабрь Обучение одновременному шагу 20 мин. 300 метров Маршрут №1
Январь Закрепление одновременного шага, повторение попеременного шага 25 мин +10 мин (до места и обратно) 600 метров Маршрут №2
Февраль Повторение одновременного и попеременного шагов 25 мин +10 мин (до места и обратно) 700 метров Маршрут №2
Март Обучение подъему шагом «елочка» Повторение одновременного и попеременного шагов 25 мин +10 мин (до места и обратно) 400 метров Маршрут №2
Апрель Закрепление подъема шагом «ёлочка» Повторение попеременного шага
30 мин. 500-600 метров Маршрут №3
Май Повторение подъема «елочка» и одновременного шага. 25 мин +10 мин (до места и обратно) 400 метров Маршрут №2
Июнь Обучение подъема «лесенка» Повторение одновременного шага и подъем «елочка» 25 мин +10 мин (до места и обратно) 300 метров Маршрут №2
Июль Закрепление подъема «лесенка» повторение одновременного шага 30 мин. 600 метров Маршрут №3
Август Использование ранее изученных шагов и подъемов. Заключительный праздничный маршрут. 25 мин +10 мин (до места и обратно) 500 метров Маршрут №2
III этап. Подведение итогов работы занятий «Скандинавская ходьба».
Итоги работы подводятся в конце учебного года на основании оценки индивидуального развития воспитанников, и анкетирование родителей.
Оценка проводится в ходе наблюдений за детьми в процессе тренировок (занятий).
Критерии оценки умений и навыков детей 6-7лет:
- умение при потере равновесия создавать новую опору, выдвигая ногу в сторону падения;
- рационализация наклона тела;
- правильная координация, ускорение передвижения; - перекрестная работа рук и ног;
- согласованность движения рук и ног; - наличие толчка палками;
- умение анализировать и контролировать свои действия;
- осознание ребенком, оценки техники передвижения у своих товарищей и у себя; - наличие начальных представлений о здоровом образе жизни, восприятие здорового образа жизни как ценности.
Ожидаемый результат:
1. Сокращение числа ЧБД (часто болеющих детей)
2. Овладение детьми навыками оздоровления, здорового образа жизни;
3. Закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психосоматического состояния
4. Повышение уровня развития физических качеств.
5. Повышение заинтересованности и компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей и собственного здоровья.
Мы уверенны, что занятия с воспитанниками скандинавской ходьбой станут эффективной формой работы ДОУ по укреплению их здоровья, коррекции недостатков физического развития, профилактике заболеваний и увеличения двигательной активности.