Домрачева Оксана Михайловна
Система работы по приобщению детей к русской народной кульуре
▼ Скачать +Заказ
СОДЕРЖАНИЕ
I. Описание системы работы --- 4
- основные воспитательные и образовательные задачи --- 6
- принципы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры ---
- методологические подходы в работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры ---
6
8
- основные формы и направления педагогической работы--- 9
II. Описание методики реализации программы--- 10
Публикация «Система работы по приобщению детей к русской народной кульуре» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Приложение 1. Перспективно – тематический план по приобщению детей к истокам русской народной культуры ---
13
Приложение 2. Критериально – диагностическое обеспечение
16
Приложение 3. Взаимодействие с родителями---
Схема 1. Модель системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры --- 18
22
Схема 2. Модель взаимодействия субъектов воспитательно – образовательного процесса ---
23
Схема 3. Формы работы по реализации программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
24
Список литературы ---
25
Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»
Д. С. Лихачев
I. Описание системы работы
Система работы «Русь моя, жизнь моя!» по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры составлена на основе программы «Приобщение детей к истокам русой народной культуры» под редакцией Князевой О. Л. Маханевой М. Д. и реализуется в ДОУ с детьми 6-7 лет.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой : русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор : считалки, стихи, потешки, прибаутки.
В современных условиях модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса и повышению развивающего эффекта образовательной работы с детьми, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка. Очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, - к ценностям великой русской народной культуры.
Проанализировав Программу «Из детства – в отрочество» под редакцией Т. Н. Дороновой, пришли к заключению, что важной задачей дошкольного образовательного учреждения является создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. Задача решается на основе использования разных методов и средств активизации целенаправленной деятельности художественно - эстетического воспитания детей, обеспечивающих развитие творческих способностей детей, базовых культурно - эстетических и этических качеств его личности, а также социальное развитие ребёнка.
С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим ценностям,
помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
Проанализировав уровень воспитанности детей, в нашем дошкольном учреждении, мы пришли к выводу, что у детей недостаточно формируются нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине, к традициям русской народной культуры. Данные исследования помогли разработать систему работы, основанную на приобщении детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Программное обеспечение ДОУ включает в учебно – образовательный процесс парциальные программы, посредством которых прививается у детей любовь к традициям русской народной культуры.
Приобщение детей к русской народной культуре в нашем дошкольном учреждении осуществляется посредством взаимосвязи дошкольного учреждения с социальными институтами, семьями наших воспитанников.
Нашими педагогами по темам разработаны планы – программы, которые формируют знания детей о традиционной культуре, знакомят с музейными предметами, создают представления о традициях, связанных с дворянской культурой, знакомят детей с литературными источниками: сказками, рассказами русских авторов, детским фольклором.
В результате у детей формируется эстетическое восприятие, патриотизм, бережное отношение к прошлому, нравственно - этические нормы, желание познать и сохранять семейные, родовые традиции, воспитание музейной культуры.
Творческие встречи литературных чтений, сопровождаются совместными с детьми обсуждениями сочиненных историй, придумыванием сказок, рассказов, созданием иллюстраций к детским книжкам собственного сочинения. Огромный интерес вызывает у детей участие в конкурсе рукотворной книги «Книжное чудо своими руками», где дети раскрывают свои творческие способности. Такие встречи создают условия для развития у дошкольников речевого общения с взрослыми и сверстниками, приобщают детей к культуре чтения художественной литературы, языковой культуре, поощряя детское словотворчество.
Немаловажное значение в организации совместных творческих встреч уделяется проведению игр – драматизаций, литературных викторин, вечеров загадок. Дети готовят отрывки из известных им сказок Андерсена, русских народных сказок, литературных произведений. Используя различные формы взаимодействия, педагоги создают творческий стиль общения, вовлекая детей в познавательную, речевую, художественно – эстетическую деятельность.
Таким образом, система работы дошкольного учреждения по приобщению детей к истокам русской народной культуры показывает, что мы занимаемся важным делом: учим детей не забывать свои корни, традиции, национальный колорит.
Цель: Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников на основе приобщении детей к истокам русской национальной культуры.
Основные воспитательные и образовательные задачи:
• Пробудить интерес к истории и культуре России.
• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
• Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
• Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
• Составить систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников национального достоинства.
• Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах возрождения и творческого развития лучших традиций русской национальной культуры.
Гипотеза:
если будут созданы необходимые условия:
• Поэтапное формирование у дошкольников, начиная с раннего возраста духовного, нравственного, патриотического воспитания.
• Возрождение, сохранение, ценностей русской народной культуры.
• Освоение русских народных традиций, формирование национального самосознания в процессе творчества детей при условии педагогического руководства.
Основные принципы работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры :
• принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
• принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
• принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей
• принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
• принцип исторической последовательности обобщающих факторов;
• принцип комплексного и интегративного подхода - приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности системе воспитательно – образовательного процесса, предлагается использование различный видов и форм взаимодействия с детьми;
• принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.
Концептуальные идеи:
• единство речевого, художественно-эстетического и духовно-нравственного развития;
• непрерывность и преемственность.
Предполагаемый результат:
Дети:
• Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
• Формирование чувств национального достоинства.
• Широкое использование всех видов фольклора.
• Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Родители:
• Сформированная активная родительская позиция;
• Повышение компетентности родителей в вопросах русской национальной культуры;
• Активное участие родителей в жизни ДОУ.
Педагоги:
• Повышение профессионализма педагогов в вопросах национальной культуры;
• Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральная удовлетворённость;
• Улучшение качества работы по формированию у детей национального самосознания.
Методологические подходы в организации работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры :
• комплексный, позволяющий в практике приобщения детей к своим истокам, народной культуре решать задачи разных разделов воспитания: художественно-эстетического, экологического, валеологического, нравственного, трудового и др. ;
• личностно-ориентированный, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с поставленными целями и задачами, что дает им возможность проявить свою активность и индивидуальность;
• деятельностный, позволяющий ребенку применять полученную информацию в различных видах деятельности: коммуникативной, игровой, музыкальной, познавательной, экспериментальной, двигательной и т. д.
Основные формы и направления педагогической работы :
Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть
будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
• Создание в ДОУ атмосферы национального быта.
• Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.)
• Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
• Знакомство с народным искусством.
• Знакомство с русскими народными играми.
• Знакомство с историей Руси, Москвы, родного края.
Выделены следующие направления работы :
Формирование у детей положительного отношения к русской народной культуре осуществляется на основе перспективно-тематического плана. Приобщение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации приобщения : непосредственно образовательная деятельность, игры, беседы, чтение художественной литературы, рисование, изготовление поделок, создание журналов, буклетов и т. д.
II. Описание методики реализации программы
Преподнесение материала идет циклично (по спирали, что позволяет пополнять и совершенствовать ранее усвоенные знания.
На первом этапе дети знакомятся с историей русской народной культуры. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит.
На втором этапе дошкольники продолжают знакомиться с русской народной культурой, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом» «Знакомство с народными промыслами», «Знакомство с русской народной кухней», расширяя представления детей о русской народной культуре.
На третьем этапе продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами русского быта пополняется организованная в дошкольном учреждении Русская горница. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Каждый этап завершается подведением итогов. В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о различных областях русской народной культуры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность детей.
Немаловажную роль при этом играет создание предметно-развивающей среды. В группах созданы мини музеи «Русский народный уголок», «Ладушки», «Золотая хохлома», «Дорогая наша Русь» где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера. Здесь накоплен богатый
материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. Мини музеи оборудованы детскими книжками, раскрасками, дидактическими играми по теме, рисунками русских народных костюмов. Дети часто просматривают русские народные сказки «Василиса прекрасная», «Морозко», рассматривают репродукции известных художников: В. М. Васнецов «Три богатыря», «Русский богатырь», И. И. Шишкин «Берёзовая роща», И. И. Левитан «Золотая осень», «Тишина».
Работа ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием. Для этого предполагается глубокое изучение теории, программ по
формированию у детей любви ко всему русскому, экспериментирование и поиск, создание пособий и методических рекомендаций, использование новых форм работы, игровых методов и приемов. Педагоги принимают активное участие в семинарах-практикумах по проблеме формирования у детей глубокого уважения к своим корням, круглых столах, обмениваются опытом в виде презентаций на педсоветах.
Проведенные диагностические исследования позволили выявить общие для детей представления о русской народной культуре :
• у детей нет необходимого запаса знаний о русской национальной культуре;
• недостаточно сформированы представления детей о духовно - нравственном воспитании, самобытности и уникальности русского народа.
Работа по приобщению детей к истокам русской национальной культуры строится на основе диагностики, которую проводят педагогические работники ДОУ. Ее результаты используются при планировании работы с детьми.
Педагогический анализ знаний, умений и навыков проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) на основе рекомендаций программы «Приобщение детей к истокам русой народной культуры» под редакцией Князевой О. Л. Маханевой М. Д. и программы «Из детства – в отрочество» под редакцией Т. Н. Дороновой.
Целью диагностического обследования является выявление представлений детей старшего дошкольного возраста о русской национальной культуре.
Основным методом диагностического исследования является использование специально подобранных диагностических заданий, которые предлагаются детям в игровой форме. При этом учитывается состояние ребенка, его хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние, физическое самочувствие. Длительность одного мониторингового задания не превышает 30 минут.
Знания оцениваются по следующим направлениям:
• содержания сказок, былин, легенд;
• герои русских народных произведений;
• народных игры, праздники;
• виды народных искусств;
• русский народный фольклор.
Ожидаемые результаты:
Ребенок может уметь:
различать и узнавать русскую народную культуру.
Ребенок может знать:
• название жанров русского народного искусства;
• название народных промыслов;
• название народных игр;
• название народных праздников.
Ребенок может иметь представление:
• о значимости русского народного искусства в мировой истории;
• о значимости русского человека в мировой истории;
• о русской народной культуре как о важной составляющей мировой цивилизации.
Оценивая результативность работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, можно сделать вывод, что:
- 70% выпускников выходят из детского сада с достаточно высоким уровнем знаний о русской народной культуре;
- 50% детей имеется устойчивый интерес ко всему русскому;
- у 47% детей наметилась положительная тенденция осознания себя частью русской культуры.
Высокая эмоциональная насыщенность непосредственно образовательной деятельности, постоянная опора на интерес - все это дает положительный эффект в работе по формированию у детей представлений о русской народной культуре. У большинства детей выработался устойчивый интерес к знаниям русской народной культуре, к выбору анимационных фильмов, чтения русских народных сказок, былин. Дети испытывают чувство гордости за свой народ, свою страну, за понимание того, что без русской народной культуры невозможно было бы представить мировую цивилизацию.
Мы считаем, что созданная в детском саду система по приобщению детей к истокам русской народной культуры позволяет обеспечить эмоциональное и духовное благополучие каждому ребенку, способствует его полноценному психическому и физическому развитию.
Приложение 1
Перспективно-тематический план по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Месяц Регламентированные виды деятельности Нерегламентированные виды деятельности
Сентябрь Диагностика уровня знаний детей о русской народной культуре.
Непосредственно образовательная деятельность. «Знакомство с русской горницей».
Цель: познакомить детей с русской горницей, его обитателями, «окунуть» детей в атмосферу русского быта, воспитывать уважение ко всему русскому.
Развлечение. «Подарки Матушки Осенины»
Рассматривание альбома «История русского хлебопечения» Дидактическая игра «Предметы народного быта».
Цель: познакомить детей с предметами русского быта, познакомить с новыми словами.
Словесная игра «Устное народное творчество»
Цель: пополнить багаж знаний детей о народном творчестве.
Подвижная игра «Жары»
Октябрь Непосредственно образовательная деятельность. «Хлеб всему голова».
Цель: закреплять знания детей о том, откуда на нашем столе появляется хлеб; о различных видах энергии; названия сельскохозяйственных профессий и машин, активизировать речь детей, воспитывать уважение к хлебу и к людям, которые его выращивают
Беседа. «История флага Российского»
Цель: дать знания детям об истории Российского флага, о его значении для русского народа. Пополнить словарный запас, активизировать речь детей. Лото «Быт русских людей».
Цель: формировать представления у детей о быте русских людей.
Сочинение сказок с использованием персонажей из русских народных сказок.
Вечерние посиделки. «Фольклор -живой родник народной культуры»
Ноябрь Непосредственно образовательная деятельность. «Поэзия русского костюма»
Цель: познакомить детей с русским национальным костюмом, его историей, особенностями.
Развлечение. «Морозко»
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Цель: знакомить детей об особенностях жизни людей прошлого и настоящего.
Составление альбома. «Костюмы русских губерний»
Декабрь Непосредственно образовательная деятельность. «С невелика начиналась матушка - Москва».
Цель: расширить представления детей об истории создания Москвы и Московского Кремля, воспитывать уважение к своей истории.
Выставка детских работ по вышивке.
Беседа: «Что такое Новый год?» Чтение русских народных сказок «Морозко», «Василиса Премудрая»,
Инсценировка русской народной сказки «Крошечка - Хаврошечка»
Январь Непосредственно образовательная деятельность. «Рождество Христово»
Цель: познакомить детей с православным праздником Руси – Рождеством Христовым, способствовать становлению духовно – нравственных ценностей у детей, Пробудить эмоциональную отзывчивость.
Конкурс рисунков «Великое Рождество Христово».
Рассматривание иллюстраций на тему: «Деревенская изба», «Предметы быта» Вечерние посиделки «Пословица не даром молвится»
Дидактическая игра. «Укрась дымковским узором игрушку»
Цель: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к искусству. Активизировать речь детей.
Февраль Непосредственно образовательная деятельность. «Сказочная Гжель».
Цель: познакомить детей с русским народным промыслом «гжельская роспись», помогать детям понимать прекрасное, воспитывать эстетический вкус.
Беседа «Цветы гжели»
Конкурс рисунков «Гжельские узоры»
Развлечение. «Ой, ты, Масленица» Дидактическая игра. «Русский народный костюм»
Цель: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях русского костюма : головные уборы, элементы одежды. Развивать общие познавательные способности
Ручной труд. «Русская матрёшка»
Составление альбома. «Герои русских былин»
Март Непосредственно образовательная деятельность. «Золотая Хохлома»
Цель: познакомить детей с русским народным промыслом «хохломская роспись», формировать чувство красоты, воспитывать эстетический вкус.
Выставка рисунков. «Где живёт перо Жар-птицы?»
Рассматривание иллюстраций о родном городе и его достопримечательностях.
Развлечение. «Посиделки в горнице» Дидактическая игра. «Театр»
Цель: познакомить детей с видом искусства - театром. Объяснить условности этого жанра: костюм, декорация, сцена. Учить детей подбирать для инсценировки декорации, костюмы для героев. Учить создавать сюжетную композицию на подмалевке, создавать театральное действие. Развивать воображение, фантазию, актерское мастерство. Упражнять в составлении связного рассказа. Активизировать словарь детей.
Вечерние посиделки. «Русские блины»
Подвижная игра «Курочка»
Апрель Непосредственно образовательная деятельность. «Светлое Христово Воскресение»
Цель: познакомить детей с великим православным праздником, с его традициями, историей, воспитывать у детей любовь и уважение к истории своей страны.
Беседа «У хозяюшки в гостях»
Цель: закреплять знания детей об истории русского народа, знакомить с обычаями, бытом.
Развлечение. «Пасхальный пир»
Словесная игра. «Кто больше назовёт предметов русского быта»
Цель: закреплять знания детей о предметах русского быта, расширять кругозор, активизировать речь.
Сюжетно-ролевая игра. «Русская хозяюшка»
Оформление мини музея «Дорогая наша Русь»
Май КВН «Знатоки русской народной культуры»
Цель: систематизировать знания детей о русской народной культуре
Беседа. «Русская матрёшка»
Просмотр видеофильма. «Герои русских былин» Подвижная игра. «Лапта»
Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов о русской народной культуре.
Чудесный мешочек «Дегустация блюд русской народной кухни»
Приложение 2
Критериально - диагностическое обеспечение
I. Русский народный фольклор.
1 балл - ребёнок затрудняется осмыслить и объяснить смысл понятия «фольклор», не знает ни одного фольклорного произведения.
2 балла – ребёнок имеет элементарные представления о фольклоре, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога.
3 балла – ребёнок имеет полное и правильное представление о фольклорных произведениях, знает и понимает смысл понятия «фольклор», понимает о роли русского народного фольклора в истории мирового искусства.
II. Традиционные обрядовые праздники
1 балл – ребёнок не знает ни одного обрядового праздника.
2 балла – ребёнок имеет элементарные представления о русских обрядовых праздниках, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога.
3 балла – ребёнок имеет полное представление о русских традиционных обрядовых праздниках, может самостоятельно объяснить смысл каждого из праздников.
III. Русские народные промыслы.
1 балл – ребёнок не имеет представления о русских народных промыслах.
2 балла – ребёнок имеет элементарные представления о русских народных промыслах, даёт объяснения при помощи наводящих вопросов педагога.
3 балла – ребёнок имеет полное представление о понятии «народные промыслы», самостоятельно умеет объяснить, в чём заключается смысл русских народных промыслов, активен, самостоятелен в своих суждениях, высказываниях.
IV. Предметы русского быта.
1 балл – ребёнок не имеет никакого представления о понятии «предметы русского быта», не понимает о чём речь.
2 балла – ребёнок имеет некоторые элементарные представления о предметах русского быта, даёт объяснения при помощи наводящих вопросов педагога.
3 балла – ребёнок имеет полное представление о разнообразных предметах русского быта, может свободно без помощи педагога назвать и объяснить назначения предметов русского быта.
Приложение 3
Взаимодействие с родителями
Работа дошкольного учреждения может быть эффективной только при условии его сотрудничества с родителями, которые должны стать активными участниками процесса, а не пассивно принимающими информацию. Мировоззрение, уровень нравственного воспитания ребенка в целом зависит от уровня осведомленности родителей в вопросах национальной культуры.
Результаты анкетирования показали, что у большинства родителей отсутствуют необходимые знания и умения в вопросах русского национального наследия. К сожалению, только 50% родителей компетентны в вопросах русской национальной культуры, воспитывают в детях нравственные ценности, любовь и уважение к своим предкам.
С целью решения данной проблемы были поставлены следующие
задачи:
• Повысить психолого-педагогические знания родителей.
• Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
• Способствовать активному участию родителей в организации досугов, праздников, развлечений посвящённых русской национальной культуры в ДОУ.
Содержание сотрудничества с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны формирования у дошкольников, чувство национальной гордости за свой народ.
Дошкольное учреждение опирается на следующие формы, методы и способы включения семьи в совместную работу :
• перспективно-тематический план по взаимодействию с родителями;
• систематическое проведение консультаций, семинаров-практикумов, темы которых составлены на основе анкетирования;
• экспресс – опросы и индивидуальные беседы, целью которых являются изучение данной проблемы и установление между педагогами и родителями делового сотрудничества;
• использование наглядно – информационных форм работы;
• проведение совместных деловых встреч (тематические игры, вечера развлечений, досуги праздники, дни открытых дверей, родительские собрания, дискуссии, диспуты, конкурсы и викторины, вечера вопросов и ответов, творческие гостиные, круглый стол);
• привлечение родителей к сбору предметов русского народного быта, для пополнения мини музеев, Горницы детского сада;
• посещение родителей с детьми центров культуры, достопримечательностей родного города.
Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны организации питания дошкольников. В ходе решения данной проблемы используются как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.
Наиболее интересны родителям нетрадиционные формы, так как они позволяют погрузить родителей в среду педагогического общения, что позволяет дать образцы установок на адекватное понимание русского характера, достоинства русского народа. Повысить педагогическую грамотность, увеличить время для совместного общения, создать единое родительское сообщество.
«Круглый стол» - очень интересная форма работы, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Анализируя предложенную литературу, родители излагают собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению.
«Фотовыставка» - форма работы, которая сплачивает родительский коллектив, позволяют достичь психологического контакта между родителями, педагогами и детьми. Темы могут быть самыми разнообразными – «Пасхальные посиделки», «Зимние забавы», «Ой, ты, масленица» и др.
К сожалению, не все родители, в меру своей занятости, могут участвовать в специально организованной работе детского сада. Одним из путей решения данной проблемы стало использование таких форм работы как выпуск журналов, газет, памяток, информационных листов. Это позволяет наладить тесный контакт между детским садом и родителями, вооружить каждого родителя знаниями о народной культуре.
Положительные моменты данных форм взаимодействия заключаются в следующем:
- родителям предлагается объективная, доступная информация;
- можно взять издание домой и изучить его в удобное время;
- родители всегда в курсе событий, происходящих в детском саду и связанных с вопросами приобщения детей к русской национальной культуре;
- через издание можно участвовать в конкурсах, задавать интересующие вопросы, реализовывать право на участие в совместных творческих делах.
Результатом тесного взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме воспитания у детей национальных чувств, любви и уважения к русской национальной культуре, вырабатывается активная позиция, формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Все это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребенком дома.
Перспективно-тематический план взаимодействия с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Месяц Формы работы
Сентябрь Анкетирование родителей «Уровень знаний русской народной культуры»
Консультация «Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста»
Октябрь Журнал «Золотая хохлома»
Выпуск первого номера газеты «Русская горница»
Ноябрь Круглый стол «Что мы знаем о русской культуре?»
Развлечение «Завалинка»
Журнал «Городецкая роспись»
Декабрь Журнал «Сказочная гжель»
Праздник «Однажды в зимнем лесу»
Январь Консультация. «Фольклор – живой родник народной культуры»
Развлечение «Рождественские встречи»
Февраль Выставка рисунков «Край родной навек любимый»
Выпуск второго номера газеты «Русская горница»
Март Журнал «Дымковская игрушка»
Досуг «Русские перезвоны»
Журнал «Сказочная гжель»
Апрель Развлечение «Пасхальная Ярмарка»
Фотовыставка «Пасхальные посиделки»
Журнал «История русского народного костюма»
Май Журнал «Русская национальная кухня»
Драматизация русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Дегустация русских народных блюд
Схема 1
Модель системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Схема 2
Модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса
Схема 3
ФОРМЫ РАБОТЫ
по реализации программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Список литературы
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Программа. Учебно – методическое пособие. -2-е издание прераб. Доп. -СПб, : Детство-Пресс 1999.
2. Разина Т. М. Русское народное творчество. М., 1999.
3. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999
4. Веселая ярмарка. Сценарии нетрадиционных праздников для дошкольного возраста. - Смоленск, 1998
5. Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л. В. - М., 1992
6. Науменко Г. М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. - М., 1998
7. Науменко Г. М. От зимы до осени. - М., 1979
8. Науменко Г. М. Детский музыкальный фольклор. - М., 1999
9. Науменко Г. М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть 1 - зима, весна. Часть - 2 - лето, осень. - М., 1999
10. Науменко Г. М. Фольклорный праздник. М., 2000
11. Программа эстетического воспитания. /авторы Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. - М., 2002