Любовь Арбузова
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Символика и символы России»
▼ Скачать
НРМ ДОБУ Центр развития ребенка детский сад «Теремок»
Занятие
по нравственно – патриотическому воспитанию
"Символика и символы России"
Старшая группа
Воспитатель : Арбузова Л. В.
Тема: «Символика и символы России».
Цели занятия.
-Обучающие:
1. Обобщений и расширение знаний о символах и символике России.
-Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию „Символика и символы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
1. Развитие познавательной активности.
- Воспитательные :
1. Воспитание любви к Родине, к родному краю.
Задачи :
-Формировать у детей представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей родной стране, закрепить название «Россия»
-познакомить с символикой и символами России.
-Прививать интерес к народным сказкам и промыслам.
Оснащение занятия : компьютер, диск с презентацией, изображения леса, березка, корзинка с грибами и ягодами, матрёшки, веточки берёзы, березовое поленце, диск с исполнением гимна России.
Ход занятия:
I.Орг. момент
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поиграем, а поиграем в необыкновенную игру. а игру путешествие. И Путешествие у нас будет не простое. Путешествие по России. Но прежде чем отправиться в наше путешествие давайте мы с вами вспомним наше имя и фамилия, что бы не заблудиться в дороге (Дети называют свои имя и фамилию). Отправляемся в путешествие, по нашей матушке России, по нашей Родине, по родному краю.
Старый дом и вишня у забора.
А для Вани - речка и пригорок,
На травинке Божья коровка.
И страна, где мы живем все вместе,
Самая цветущая, красивая,
Самая, прекрасная на свете,
Это наша Родина - Россия.
II. Вступительная беседа.
(Россия) Показ слайдовой презентации символы России
(рассказ воспитателя по ходу презентации)
Вопросы детям :
- Ребята, скажите, как называется наше государство?
-Как называется столица нашей Родины?
-Как называется наша область?
-Как называется областной центр?
-Как называется наш районный центр?
-Как называется наш поселок?
Воспитатель : Мы живём с вами в замечательном поселке - Пойковский, который стоит на берегу реки Пойка. Недалеко от поселка находится лес, в который мы любим ходить.
- Ребята, наш поселок со всех сторон окружает тайга, а тайга это густой труднопроходимый лес. Тайга богата. В тайге живут различные звери, птицы ее населяет очень много деревьев и кустарников. В тайге много ягод и грибов.
Ребята, а вы любите ходить в лес? Вот мы и отправимся сейчас по волшебному лесу
III. Волшебная дорожка в лес.
Богатырь стоит богат.
Угощает всех ребят.
Даню - земляникою,
Таню- костяникою,
Катеньку- орешками,
Андрея - сыроежками,
Сашеньку - малиной,
А Васю - хворостиной.
Ребята, посмотрите чем нас угощает волшебный лес, каким ягодами и грибами?
(Рассматриваем корзину с ягодами и грибами)
IV. Лесная история. Ребята посмотрите, а вот нас и встречает сам волшебный лес
-Какие деревья растут в нашем лесу? (Ответы детей)
- Молодцы, ребята. Вот видите, как много деревьев растет в нашем лесу, но одно дерево считается самым особенным. Послушайте сказку и ответьте на вопрос : о каком дереве говориться в этой сказке?
Рассказ воспитателя Русская народная сказка «Как коза избушку построила»
Как коза избушку построила (Русская сказка)
Жила когда-то старуха- говоруха, и была у неё коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха всё на печке полёживает. Только к обеду подымится, поест, попьёт и давай говорить. Говорит, говорит, говорит - и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!
А коза с козлятами в хлеву заперты - ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать
Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:
- Козлятушки-детушки, не житьё нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.
Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева - они и побежали.
Только их старуха и видела!
Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.
Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:
- Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?
- Не строй подо мною избушку, - отвечает яблонька. - Яблоки с меня упадут - твоих козляток ушибут. Найди место получше!
Пошла коза с козлятами дальше. Увидела высокий дуб и говорит ему:
- Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?
- Не строй подо мною избушку, - отвечал дуб. - По осени жёлуди с меня упадут - твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.
Пошла коза к осине:
- Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?
Затрясла осинка своими ветками, всеми листьями:
- Мои листики и днём и ночью шумят - твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше!
Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше. Пришла к шиповнику:
- Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?
Закачался шиповник:
- Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон какие на мне колючки острые. Будут твои козлятки прыгать-скакать - всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!
Пошла коза к берё зе:
- Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?
Качнула берёзка веточками, сказала:
- Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку.
Обрадовалась коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.
V. Беседа о берёзе.
Ребята, а давайте возьмемся за руки вокруг нашей березке, которая встретилась нам на нашем пути и заведем настоящий русский хоровод. (хоровод «Во поле березка стояла»)
- Присаживайтесь ребята сейчас, я кое что то интересное вам расскажу
Берёза считается символом России. Рядом с домом, или у дороги, или в поле – где только не растет красавица береза! Береза – дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого дерева не встретишь. У нее единственной в мире белая кора.
Древние славяне почитали березу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. В христианские времена береза была связана с весенними церковными праздниками. С приходом теплых дней, в воскресенье на седьмой неделе после Пасхи, праздновалась Троица.
Накануне праздника в лесу рубили зеленые березовые ветки, траву собирали, чтобы на Троицу – в воскресенье – дом и церковь ими украсить. Березовыми ветками украшали горницу и вход в дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой.
Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение – пироги да ватрушки и шли в лес, где находили нарядную березку. Завязывали на ее ветвях бантики, кланялись ей и просили выполнить их желания. Издавна старались березу «заламати», так поется в русской народной песне. А из веточек березы делали березовые веники и ими парились в бане. Береза лечебное дерево, она оберегала всех русичей от различных болезней. А вы знаете, что березовыми дровами всегда в России топили русские избы и бани. Они считаются самыми лучшими и очень долго горят. А мы сейчас с вами представим, что мы пилим дрова и попробуем распилить березовые поленье.
Физминутка.
Мы сейчас бревно распилим.
Пилим-пилим, пилим- пилим.
Раз, два, раз, два!
Получились дрова!
Стихи о берёзе. Читают дети.
Люблю берёзку русскую…
VII. Символ России -матрёшка.
Рассказ о матрёшке.
Деревянную разъемную куклу назвали матрешка. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша считалось одним из наиболее распространенных русских имен, в основе которого лежит латинское слово Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. В последствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие-матрешку. Но и по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры
Показ разновидностей матрёшки.
А давайте мы с вами превратимся в настоящих матрешек, повяжем платочки и потанцуем танец
X. Итог занятия.
Что же является символикой и символами России. (Красная площадь, берёзы, матрёшки)
Заключительное слово воспитателя о любви к родному краю, к своей Родине.