Гульнара Храпова
Школьная зрелость личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Школьная зрелость личности дошкольника»
Воспитатель: Храпова Гульнара Рифхатовна
Цель:
- создание положительного отношения к обучению в школе;
- способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;
- осуществление связи дошкольного и школьного звена в вопросах преемственности.
Задачи: предупреждение школьной дезадаптации при переходе с дошкольной ступени к обучению в начальной школе;
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
Публикация «Школьная зрелость личности дошкольника» размещена в разделах
- снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
- формирование мотивационной готовности к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;
-благоприятное течение адаптационного школьного периода.
Актуальность:
Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Проблема школьной зрелости, как готовности организма шестилетнего ребенка к систематическому обучению, чрезвычайно возросла в период реформирования всей системы образования в стране, и в настоящее время переросла в медико-педагогическую проблему. Длительные систематические занятия, снижение двигательной активности, значительная статическая нагрузка, новые обязанности – все это большие трудности и у многих детей возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке», «школьном стрессе», «адаптационной болезни».
Школьная зрелость в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности.
В широком плане психологическую готовность можно понимать как такой уровень развития ребенка, который даст ему возможность достаточно легко адаптироваться к школьной жизни и учебной деятельности, овладеть новыми знаниями, умениями, навыками, проявляя при этом необходимый уровень активности. В более узком плане под психологической готовностью понимается ряд структурных компонентов, которые показывают уровень развития психофизического, интеллектуального, личностного, эмоционального, коммуникативно-речевого, социального и других аспектов развития детей в старшем дошкольном возрасте.
Месяц Формы работы
Самореализация С детьми С родителями
Сентябрь Арсентьева А. Формирование интеллектуальной культуры дошкольника // Управление ДОУ. -2004. - №5. – С. 80-Бакаева О. Н. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у старших дошкольников. - Елец, 2000
Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? - М., 1996.
Белопольская Н. Л. Психологическое исследование половозрастной идентификации у детей со сниженным интеллектом // Дефектология. - 1992. -№1
Белопольская Н. Л., Лубовский В. И. //Психологический журнал. - 1993. -Т. 14.- № 4. - С. 89-97.
Вархотова Е. К., Дятко Н. В., Сазонова Е. В. Экспресс-диагностика готовности к школе : практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – 2-е изд., стер. – М. : Генезис, 1999. – 48 с.
Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. - 2000. -№ 1. - С. 7 — 12. Галикова Н. Формирование мотивационной готовности к школе // Дошкольное воспитание. – 2004. - №4. – С. 42-48.
Гершунский Б. С. Философия образования для XXI в. - М., 1997.
Гранатов Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления). - Магнитогорск, 2000. - С. 1. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. - М., 1986. Т. 1.
Зинченко В. П. Принципы психологической педагогики // Педагогика. - 2001. - № 6. -С. 9 — 17.
Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников : учеб. Пособие. – М., 2002
Новикова Г. Психолого-педагогическая готовность к школе // Дошкольное воспитание. – 2005. -№8. – С. 95-100.
Обухова Л. Ф. Возрастная психология. –М., 2001. Ращикулина Е. Н. Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению // Управление ДОУ. – 2005. - №4. – С. 116.
Руководство практического психолога. Готовность к школе : развивающие программы / под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1995. Смирнова О. Е. Лучшая подготовка к школе – беззаботно прожитое детство // Дошкольное воспитание. -2006. -№4. – С. 65-69.
Смирнова О. Е. Детская психология. – М., 2003 Сорокина Л. М. Интеллектуальное развитие детей: занятия с психологом // Ребенок в детском саду. – 2007. - №2. – С. 51-55.
Цылев В. Р. О проблеме психологической адаптации школьников // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 3 – 4. Чмелева Е. В. И. А. Сикорский и развитие интеллекта детей раннего и дошкольного возраста // Педагогика. – 2003. - №10. – С. 66-72.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. ,1968.
Гессен С. И. Основы педагогики. – М. ,1995
Гуревич К. М. Индивидуально – психологические особенности школьников. – М., 1988 (Младший школьник : 24-31)
Запарожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. – Т. 1 ( Учение Ж Пиаже и психическое развитие ребенка: 216 – 221. Проблемы развития психики ребенка: 223 – 232. Возрастные периоды психического развития ребенка: 233 – 235, 248 – 257) Гессен С. И. Основы педагогики. – М. ,1995.
. Запарожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. – Т. 1 ( Учение Ж Пиаже и психическое развитие ребенка: 216 – 221. Проблемы развития психики ребенка: 223 – 232. Возрастные периоды психического развития ребенка: 233 – 235, 248 – 257)
Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М. ,1993.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М. ,1998.
Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2т. – М., 1983. – Т. 1 ( К теории развития психики ребенка: 281 – 302)
Лисина Н. И., Копчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Кишенев, 1987. (Генезис общения у дошкольников : 5 – 43)
Маркова А. К. Психология обучения подростка. – М., 1995 (Резервы познавательных возможностей в среднем школьном возрасте : 16 – 26)
3. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. – М. ,1986.
34. Нежнова Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту. – М. ,1988.
35. Немов Р. С. Психология. – М. ,1994. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2т. – М., 1983. – Т. 1 ( К теории развития психики ребенка: 281 – 302)
36. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М., 1981 ( Основы теории Жана Пиаже: 9 – 25. Учение Ж. Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка: 34 – 42. От действия к мысли (в учениях Ж. Пиаже) : 42 – 53. Факторы интеллектуального развития ребенка: 53 – 56. Стадии интеллектуального развития ребенка (по Ж. Пиаже) : 56 – 64. Сенсомоторный период развития (по Ж. Пиаже) : 64 – 76. Становление внутреннего плана интеллектуальной деятельности (по Ж. Пиаже) : 76 – 85. Анализ концепции Ж. Пиаже: 134 – 190)
37. Рубинштейн С. П. Основы общей психологии: в 2 т. – М., 1989 - Т. 1 ( Развитие мышления ребенка: 400 – 442. Развитие речи у детей: 460 – 482)
38. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. – М., 1988 (Формирование знаково – символической деятельности: 211 – 257)
39. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1987 – Т. 1 ( Психология ребенка и подростка: 163 – 185)
40. Субботский Е. В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка). – М., 1978 ( У истоков морали: 33 – 56) Участие в мероприятии «День знаний»,
Занятие по валеологии «Мы все такие разные»,
Рисование на тему: «День знаний».
Анкетирование родителей «Наш ребенок, его индивидуальные особенности»
Октябрь Оформление альбома о школе с иллюстрациями;
Беседа «Что мы знаем о школе»
Игра «Найди лишнее?» (школьные принадлежности и другие предметы)
Рассматривание школьных предметов и разгадывание загадок о них.
Участие в подготовке и проведении праздника «Золотая осень» Информационный стенд для родителей «Скоро в школу мы пойдем» : статья «Зачем идти учиться?» (о мотивационной готовности детей к школе)
Ноябрь
Занятие по изо деятельности «Мы хотим в школу»
Игра «Скажи наоборот слова» (детский сад-школа)
Оформление тематического альбома «Школа» Информационный стенд для родителей «Скоро в школу мы пойдем!» :
- статья «Как развивать память у ребенка», «Здоровье дошкольника в подготовке к школе».
Декабрь Чтение книг и разучивание стихов о школе.
- Игра «Давайте пофантазируем»
Рисование на тему: «Скоро в школу пойдем»
Информационный стенд для родителей «Скоро в школу мы пойдем!» :
- статья «Знакомство детей с календарем»
Январь Оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школьных предметах
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Круглый стол «Мама, папа, я – читающая семья»
Оформление тематического альбома «Школа» Информационный стенд для родителей «Скоро в школу мы пойдем!» : статья «Учим стихи и развиваем речь у детей»
Февраль Занятие по развитию речи: Знакомство с картиной «Школа»
Оформление книги «Загадки из портфеля»
- Ребусы «Школа» Информационный стенд для родителей «Скоро в школу мы пойдем!» :
- статья «Хочу все знать»
Март Сюжетно-ролевая игра «Школа»
-Театрализованная деятельность по сочиненным детьми сказкам «Школа зверят»
Создание иллюстрированного альбома «Школа» Информационный стенд для родителей «Скоро в школу мы пойдем!» :
- статья «Речевая готовность детей к школе»
Апрель Занятие по обучению грамоте «Помогаем Печкину»
- Игра «Я портфель, а ты кто?»
Рисование на тему:
«Наш класс, какой он»
Информационный стенд для родителей «Скоро в школу мы пойдем!» :
- статья «Школа и дорога» Анкетирование на тему: «Как помочь ребенку в учебе?
Май
оборудование в группе уголка «Хочу все знать», содержащего детскую познавательную литературу, глобус, карту, материал для экспериментирования.
Игра «Составь цепочку слов» (школа – это, прилежный ученик – это, учитель – это)
Создание альбома «Школа» с иллюстрациями Информационный стенд для родителей «Скоро в школу мы пойдем!» : статья «Что должен знать ребенок к концу старшей группы»