Оксана Ломакина
Дидактический куб «Шесть граней математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Поистине – педагог это строитель личности своих воспитанников и учеников.
Воспитание это плодотворный труд, который складывается ежедневно из множества кирпичиков, равносильно тому, как ребенок строит свою башенку из кубиков. И если хоть один из этих кубиков выпадет из конструкции, то она станет хрупкой и неустойчивой. Сегодня я хотела бы познакомить Вас со своим опытом работы по Формированию элементарных математических представлений дошкольников. В этом мне поможет «Математический куб», и именно поэтому свое сообщение я назвала «Шесть граней математики».
Публикация «Дидактический куб „Шесть граней математики“» размещена в разделах
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
Во многих источниках в методике ФЭМП различают пять разделов
• «Количество и счет» : представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
• «Величина» : представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).
• «Форма» : представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных, их свойствах и отношениях.
• «Ориентировка в пространстве» : ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку, ориентировка в движении.
• «Ориентировка во времени» : представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».
Елена Федоровна, основываясь на исследования Анны Михайловны Леушиной, выделяет «множество» в отдельный раздел. Основывая на это, я разделила некоторые свои пособия на шесть разделов.
Думаю, многие из Вас работают по программе Елены Федоровны Купецковой «Непрерывная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений дошкольников», и конечно же узнают пособия и игры, используемые мной в образовательной деятельности, которые взяты из этой книги.
И так, представление о множестве мы формируем у воспитанников, начиная с самого младшего возраста, и, казалось бы, что можно сказать нового об этом в старшем возрасте. Одной из интереснейшей формы работы по этому разделу стала работа с кругами Эйлера.
Круги Эйлера – это схемы, которые позволяют изобразить наглядно отношения между подмножествами и пересечение, и объединение множеств. При решении некоторых задач метод Эйлера просто незаменим и значительно упрощает рассуждение. Модели кругов Эйлера – просты и наглядны, поэтому они с большим успехом могут быть использованы для развития логики у детей дошкольного возраста. Построение и использование моделей в большей степени способствует развитию логических способностей у дошкольников.
Задание первое: Разложите все фигуры зеленого цвета в один круг, а все круги в другой круг. Возникает проблема, как быть с зелеными кругами. Вывод: круги пересекаются. Множества пересекаются друг с другом.
Задание второе: Разложите все геометрические фигуры в один круг, а все круги в круг другого цвета. Ситуация вложения одного круга в другой.
Дети учатся находить несколько признаков у предметов, анализировать и обобщать.
Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Переходя к следующей грани математического куба «формирование представлений о числе и счетной деятельности», хочу познакомить Вас с одним из пособий Николая Александровича Зайцева «Тысяча и еще». Конечно, говоря о классической методике ФЭМП в детском саду, следует вспомнить, что считать дошкольники учатся в пределах двух десятков. Но многие дошкольники сейчас умеют считать и гораздо большие числа. Не хочется ограничивать детей в этих узких рамках. Конечно используем мы с детьми самый минимум наглядного материала из этого пособия. Это числовая лента, длинной пять метров, которую мы раскладываем прямо на полу группы и карточки.
С помощью числовой прямой можно считать и отсчитывать, находить свой возраст и возраст друга, «сажать в вагончик» любимую игрушку. Но самой любимой формой работы с этим пособием является отгадывание числа на карточке. Эту работу можно проводить с ребятами подготовительной подгруппы во второй половине учебного года. Дети отсчитывают десятки на карточке и прибавляют единицы, отгадывая число на карточке и если оно совпадает с числом на обратной стороне карточки, находят ее место на числовой ленте. Конечно для начала мы берем карточки из первых двух десятков и числовая лента не такая длинная как обычно. Но азарт детей позволяет каждый раз удлинять ленту и увеличивать количество карточек.
Конечно есть и более традиционные пособия, помогающие детям развивать свои способности в счетной деятельности. Это «Вычисляйка», «Посчитайка».
В процессе развивающейся счетной деятельности у детей возникает и развивается новый вид деятельности - измерение величин. В этом помогают такие пособия как «Измерялка» и «Путешествие Зайчонка и Бельчонка».
Переходя на следующую грань куба «представления о форме и геометрических фигурах» хочу познакомить вас с математическими раскрасками. Их довольно много в интернете. Дети очень заинтересованы в результате, поскольку многие садятся за работу парами и сравнивают работы друг друга. На этом разделе задерживаться не будем.
Как и говорила, много пособий и игр я сделала, основываясь на задания из книги Е. Ф. Купецковой. Вот и в разделе «Величина» пособие «Угадай-ка» именно такое. Изначально была создана компьютерная игра, но для индивидуальной и самостоятельной работы такая форма была неудобна, потому и карточки для игры перенесены на бумажный носитель.
Дети выбирают себе понравившуюся карточку, рассматривая ее определяют характеристики предмета и ищут пару среди других ребят с карточками. После чего каждый описывает например: тропинка узкая, а дорога широкая.
Следующая математическая грань «формирование представлений о пространстве» открывает огромный объем материала. Это и картинки из серии «Что и где находится?», игра «Найди по адресу», «Рисуем по клеточкам», «Сложи из палочек», «Повтори рисунок».
И последняя грань моего куба «временные представления». Я уже неоднократно знакомила педагогов с опытом работы по формированию временных представлений у дошкольников. Приведу примеры лишь несколько моделей по определению времени суток и времен года. Сегодня мне хотелось бы познакомить Вас со своим пособием «Веселая неделька». Оно «работает» в нашей группе уже почти два года. В основе его семь героев –дней недели. Каждому герою я придумала свое стихотворение, которое помогает его запомнить. На рабочем полотне расположены кармашки, в которые дети совместно с педагогом вставляют карточки с планами на день. В правой части рабочего полотна расположен календарь на месяц, в котором отмечены предстоящие события. Ниже дети расставляют героев в таком порядке, в зависимости от дня недели. Работа с этим пособием детям очень нравится. Запомнив героев, дети сами утром выставляют необходимые карточки по кармашкам. Педагогу с детьми лишь нужно уточнить у остальных детей, согласны ли они с тем, что установили их друзья.
С помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным. Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Педагогическая эффективность обучения в значительной степени определятся соответствием содержания и методов в обучении возрастным особенностям детей, когда ребенок усваивает материал специфический для данного возраста в наглядно-действенной форме, с опорой на непосредственные практические или игровые действия. Поэтому дидактическая игра является непременным средством формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.