Людмила Кудряшова
Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 4)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие №12 (контрольное).
Цель:
• выявление знаний детей о различных видоизменениях цветка и плода;
• развитие умения определять связь их строения с факторами внешней среды (живой природы);
• закрепление умения самостоятельно пользоваться моделями, составляя нужные алгоритмы;
• развитие умения принять познавательную задачу.
Материал.
Демонстрационный: большая и маленькая карточки с условными обозначениями животных, таблица строения растения, цветка, плода.
Публикация «Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 4)» размещена в разделах
Раздаточный: картинки с изображением различных цветущих растений (цветы садовые и лесные, деревья и кустарники, злаки) и плодов (яблоко, вишня, одуванчик, клен, бешеный огурец и т. д., тарелочки с фишками, значок «Почемучка».
Предварительная работа: работа с моделями, классификация плодов и семян, подборка картинок в коллекции, игры на соотнесение растения и семени (см. приложение, опыты в лаборатории «Росток».
Ход занятия.
1. На занятие приходит Незнайка и говорит, что очень хочет узнать что-нибудь новое и интересное, и просит детей помочь ему в этом. Дети вместе с воспитателем предлагают ему посмотреть и послушать, о чем они будут сегодня говорить. Воспитатель вместе с детьми оговаривает условия игры, результатом которой будет получение значков «Почемучка». В ходе игры за правильный ответ дети имеют право положить в свою тарелочку фишку; победителем будет тот ребенок, у которого в конце игры наберется большее количество фишек. Незнайка принимает решение принять участие в игре и в ходе игры дает неправильные ответы, которые стимулируют желание детей его исправить и получить еще одну фишку.
2. Вывешивается таблица со схемой строения растения и детям предлагается ответить на вопросы и выбрать нужные модели:
• Из каких частей состоит растение? (У растения есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами – рассказать и показать на таблице).
• Для чего растению нужны яркие и пахнущие цветы? (Чтобы привлекать внимание насекомых, опыляющих цветок).
• Как приспосабливаются к опылению цветки, у которых нет яркой окраски и сильного запаха? (Опыляются ветром).
• Приведите примеры и покажите картинки с растениями, опыляющимися с помощью ветра и насекомыми (разложить к моделям).
• Что получится из опыленного цветка? (Плоды с семенами).
• Назовите, какие знаете плоды? (Плоды овощей, фруктовых деревьев, трав, зерновых). Разделите с помощью моделей на сухие и сочные.
• Для чего растению нужны плоды? (Распространять семена).
Незнайке предлагается посчитать фишки у себя и у детей, выявляется победитель, которому вручается значок «Почемучка».
3. Проводится игра «Подбери карточку». Дети делятся на две команды. Им предлагают подобрать картинки к моделям:
1 команда – к модели «много животных» подбирает картинки с цветами, которые опыляются насекомыми, и картинки с плодами, которые поедаются и распространяются животными.
2 команда – к модели «мало животных или совсем нет» подбирают картинки цветов, которые опыляются ветром, и картинки семян, которые разбрасываются сами или переносятся ветром.
Затем дети вместе с Незнайкой рассматривают картинки и исправляют ошибки друг друга. Незнайка благодарит детей за интересную игру.
Занятие №13 (диагностическое).
Цель:
• творческое применение детьми знаний и средств в новых условиях;
• создание условий для самостоятельной поисковой деятельности и решение проблемно-практических ситуаций;
• развитие когнитивных способностей детей;
• закрепление умения пользоваться моделями самостоятельно.
Материал.
Демонстрационный: картинки с изображением видоизменений корней, стеблей, листьев, цветов и плодов.
Раздаточный: модели с условными обозначениями видоизменений частей растений; факторов внешней среды; стрелки.
Предварительная работа: см. в занятиях с 1-12.
Ход занятия.
1. На занятия приходят Почемучка и жук Точечкин, здороваются и говорят о том, что долгое время они рассказывали детям о жизни и строении растений, об условиях, которые им необходимы, и теперь хотят узнать, чему научились дети. Для этого предлагают устроить соревнование, разделившись на две команды: «Почемучки» и «Любознайки». Результативные фишки команд договариваются выкладывать на фланелеграфе и поручают это жуку Точечкину (за каждое задание – два очка).
2. Детям предлагаются вопросы для разминки:
• Чем похожи все цветковые растения? (Строением; они растут на одном месте; не могут жить без тепла, света, воды, воздуха; вырастают из семян).
• Чем отличаются цветковые растения? (Окраской, внешним видом, продолжительностью жизни, местом, где произрастают).
• Как можно разделить цветковые растения на группы? (Деревья, кустарники, травянистые растения). Привести примеры.
Подводятся итоги.
3. Командам выдается два конверта с заданиями по составлению моделей.
1 конверт – подобрать условия, в которых может жить данное растение; подобрать карточки с условиями внешней среды (в конверте видоизменения корня, стебля и листьев).
2 конверт – подобрать карточки с изображением частей растения, которое может жить в данных условиях (в конверте карточки с условными обозначениями факторов внешней среды).
Если дети не справляются с заданием сразу, воспитатель помогает, предлагает порассуждать, как правильно составить модели. Подводятся итоги.
4. Следующие задание называется «Составь рассказ о растении, используя модели».
План:
• картинка название загадка или стихотворение;
• из каких частей состоит растение (подобрать карточки видоизменений;
• что необходимо растению, чтобы оно могло жить (подобрать модели условий внешней среды);
• Где растет? (Луг, лес, болото, город).
Командам дается два разных растения, например: ромашка и береза.
Почемучка проверяет правильность выполнения задания. Подводится общий итог, команде победительнице вручается приз – книги о природе. Жук Точечкин и Почемучкин хвалят ребят за интересное занятие и говорят, что в следующий раз они отправятся вместе с ними в увлекательное путешествие.