Любовь Подкина
Семинар-практикум для родителей «Что делать, если ребенок жалуется на сверстников»
▼ Скачать + Заказать документы
Повестка:
1. Организационный момент.
2. Теоретическая часть:
• Беседа «Что такое конфликт?»;
• «Причины возникновения жалоб у ребенка».
3. Практическая часть:
• «Письмо ребенка, который всегда жалуется»;
• «Письмо ребенка, на которого всегда жалуются»;
• «Письмо родителей, которым всегда жалуются на его ребенка».
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Что делать, если ребенок жалуется на сверстников“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Ябеда, почему ребенок ябедничает. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
4. «Послание родителям от детей»
Организационный момент
Вступительное слово воспитателя:
Добрый вечер всем, кто откликнулся на наше приглашение. Я надеюсь, что здесь собрались те, кто хотят знать ещё лучше своих детей, хотят их понимать, прислушиваться к их мнению. Тема (слайд № 1) нашего семинара – практикума «Что делать, если ребенок жалуется на сверстников». Сегодня мы будем говорить о том, что такое конфликт и как найти выход из конфликтной ситуации, а самое главное как научить этому своего ребенка. Ведь семья – это тот надёжный уголок, куда каждый человек идет за помощью. Семья начинается с любви, дружбы и взаимопонимания. (слайд № 2) Букай Х. говорил: «Не бывает бесконфликтных личных отношений. Конфликты неизбежны в любых отношениях между людьми». слайд № 3 Очень важно, чтобы сегодня вы были активны, выражали бы свою точку зрения на те или иные вопросы, внимательно слушали друг друга. Вам придётся немного поработать, проявить сообразительность, находчивость, показать свой интеллект, умение общаться, дружно работать, а главное – проявить фантазию.
Теоретическая часть:
Беседа «Что такое конфликт?» слайд № 4
Посмотрите, пожалуйста, на картинку…какие мысли она навевает вам? Давайте попробуем составить небольшой рассказ. Каждый из родителей говорит по «цепочке» одному предложению.
Игра в мяч (конфликт) слайд № 5
Представим, что в вас бросили мячом. По каким причинам это может произойти? По разным: может, человек хотел привлечь к себе ваше внимание, или обидеть, или поиграть, а может, мяч попал в вас случайно.
Поведение людей в конфликтной ситуации похоже на игру в мяч. Ситуация будет развиваться в зависимости от того, как вы поведете себя в конкретном случае.
• Ответите агрессией? Тогда неизбежна ссора.
• Попытаетесь выяснить, чего хотел бросивший? В этом случае возможно разрешение ситуации, выяснение отношений.
• Обидитесь и уйдете, пойдете жаловаться? Тогда ситуация останется нерешенной и отношения будут еще более накаляться.
Когда не учитываются причины возникновения конфликта, не принимаются во внимание интересы обеих сторон, происходит либо бесполезное перекидывание мячика, либо броски намеренно болезненные.
Хотя на самом деле конфликт — не такая уж и плохая вещь. Если его правильно оценить, он приобретет конструктивный характер, приведет к развитию благоприятных отношений.
Особенности общения детей младшего дошкольного возраста (слайд 6)
С того момента, как ваш ребенок вырос из пеленок, стал посещать детский сад, гулять во дворе, его круг общения значительно расширился. Если раньше единственными «собеседниками» малыша были мама, папа и другие близкие родственники, то сейчас это сверстники – такие же дети, как и он сам. Чем взрослее ребенок, тем больше и ощутимее общение со взрослыми уходит на второй план, отдавая приоритет контактам с друзьями.
Если со стороны понаблюдать за тем, что происходит в каждой группе детского сада, то можно заметить, что в каждой из них отношения между детьми буквально бурлят, кипят, то взрываясь, то успокаиваясь. В течение дня ребенок в детском саду может несколько раз поссориться, помириться, обидеться и натворить множество мелких пакостей. Взаимоотношения между детьми дошкольного возраста очень эмоциональны, потому что они действуют, говорят и делают то, что им хочется, что велят их чувства. Дети переживают богатую гамму чувств, тогда как отношения между взрослыми строятся с учетом здравого смысла, рассудка, общепринятых норм и правил. Общение со сверстниками в дошкольном детстве – это богатый жизненный опыт для ребенка, который станет основой в его дальнейшем развитии как личности. От того, каким будет этот первый опыт общения, будет во многом зависеть и определять его отношение к окружающему миру и людям.
В возрасте до четырех лет главное в общении – чтобы сверстники присоединялись к его играм, шалостям, чтобы разделяли его веселье. Дети могут просто бегать друг за другом, играть в прятки, громко кричать, визжать и ведут себя очень эмоционально. Тем самым, они своим поведением без всяких слов привлекают к себе внимание других детей. Дети до четырех лет полностью сконцентрированы на самих себе, для них есть только собственное «Я» и никого больше вокруг. Это особенно ярко проявляется в борьбе за игрушку. Один ребенок взял игрушку, другому тоже захотелось с ней поиграть, но, естественно, что он игрушку так просто не получит – в лучшем случае дети поссорятся, в худшем – подерутся. Если взрослый начнет уговаривать и учить, что нужно играть вместе, то это будет просто бесполезно, потому что дети в возрасте до четырех лет заинтересованы только самими собой и своими желаниями, а не сверстниками.
(слайд 7)
В дошкольном возрасте дети часто жалуются. Родители должны знать, что когда ребенок жалуется, то это говорит о следующем:
ребенок нуждается в общении с взрослым;
это сигнал о неблагополучии ребенка;
эмоционально окрашенные жалобы значимы для ребенка;
ребенок ищет сочувствия и сопереживания;
уточняет правила поведения с окружающими.
(слайд 8)
Причинами жалоб могут быть:
o привлечение внимания к себе;
o столкновение интересов детей; вызов сочувствия;
o нарушение сверстниками правил;
o желание получить похвалу;
o информация взрослых о поступках сверстников.
Практическая часть:
• «Письмо ребенка, который всегда жалуется»;
• «Письмо ребенка, на которого всегда жалуются»;
• «Письмо родителей, которым всегда жалуются на его ребенка».
(слайд 9)
Дорогие мои родители!
Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне легче определить своё место.
Направляйте меня на поиск решения, а не решайте за меня как лучше.
Слово дня. Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.
Рекомендации:
Конечно, пускать такое поведение на самотек нельзя, иначе эта возрастная психологическая особенность общения перерастет в манеру поведения ребенка. Если вы желаете, чтобы ваш малыш в таком возрасте меньше конфликтовал со сверстниками, то поощряйте игры, где не задействованы игрушки: догонялки, прятки, каравай, море волнуется раз и другие. Чтобы малыш научился понимать и принимать желания сверстников, перестал концентрироваться только на своем собственном «Я», необходимо, чтобы ребенок почувствовал общность с другими детьми. Обратите внимание ребенка, что другие дети тоже могут делать то же самое, что и он: бегать, хлопать, прыгать, играть. Очень полезна игра, когда дети определяют схожие внешние черты: цвет глаз, волос, детали одежды и так далее.