Елена Струкова
Семинар-практикум для педагогов «Формы, методы и средства формирования представлений о сенсорных эталонах»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формы, методы и средства формирования представлений о сенсорных эталонах в дошкольном возрасте»
Форма проведения : семинар - практикум.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Формы, методы и средства формирования представлений о сенсорных эталонах“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Актуальность темы: Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающей среды. Человек появляется на свет с подготовленными органами чувств. Однако, эти органы выступают только некими предпосылками для восприятия среды, окружающей ребенка. Для того, чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, нужно целенаправленное сенсорное воспитание.
Цель: изучить методы, формы и средства формирования сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста; обогащение представлений педагогов о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие сенсорного развития и сенсорного воспитания.
2. Изучить формирование сенсорных эталонов в возрастном аспекте.
3. Проанализировать сенсорный эталон и методы его формирования.
4. Рассмотреть дидактическую игру, как основной метод сенсорного воспитания.
5. Познакомить педагогов с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленные на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве и др.
6. Активизировать педагогический опыт по теме семинара.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками, так называемыми «эталонами», которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного предмета с другим, то есть это свойство является относительным). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Во вкусовом восприятии выделяются четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие и легкие и тяжелые запахи. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком.
В работе с детьми по формированию сенсорных эталонов можно выделить следующие формы и методы :
• Наглядные (показ, сравнение, сопоставление, наблюдение за действиями взрослого и сверстников);
• словесные (беседа, словесная инструкция, эмоциональная установка взрослого, привлечение внимания и объяснение);
• практические (экспериментирование, продуктивная деятельность);
• игровая ситуация;
• проведение диагностики.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Дидактическая игра является одной из форм формирования сенсорных эталонов. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка
Хочу представить вашему вниманию дидактические игры, направленные на формирование таких понятий как форма и размер предмета.
Игра «Чередование флажков» (по форме)
Цель: Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Для этой игры нужно приготовить по 4 - 5 флажков треугольной и прямоугольной формы для каждого ребенка и столько же флажков, обклеенных с обратной стороны бархатной бумагой, чтобы прикреплять их на фланелеграф, для воспитателя. Флажки для детей можно изготовить из картона.
Игра «Один - много» (количество)
Цель: Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться; стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы; развивать волевое внимание, а также внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Для этой игры необходимы картинки, на которых нарисованы единичные и множественные изображения различных предметов. Картинки раскладываются на ковре, в хаотическом порядке.
Игра «Картинка из фигур»
Цель: Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Усвоение сенсорных эталонов осуществляется в результате действия восприятия, которые направлены на обследования ребенком свойств и отношений, которые впоследствии должны приобрести значение образцов.
Усложнение видов деятельности приводит к тому, что ребенок постепенно усваивает все новые формы и к пяти годам овладевает сравнительно полным набором.
С большими трудностями ребенок сталкивается при усвоении представлений о величине предметов. Общепринятые эталоны величины имеют условный характер. Это меры, которые устанавливаются людьми (метр, сантиметр). Система мер и способов их использования обычно не усваивается в дошкольном возрасте
Игра «Накрой платком»
Цель: знакомить с величиной предмета, с понятием большой, маленький
Большой платок и носовой, игрушки разного размера.
Дошкольник со временем совершенствует представления о цвете, что приводит к усвоению цветовых тонов спектра. Также ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по светлоте, о том, что цвета группируются на теплые и холодные и др.
Игры, направленные на восприятие цвета
Игра «Подбери по цвету»
Цель: Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные», названия цветов; продолжать формирование простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов.
У каждого ребенка должна быть карточка (30x20 см, разделенная на шесть клеток (10x10 см) разных цветов: мелкие картонные силуэты игрушек - по одному каждого цвета.
Ознакомление детей с сенсорными эталонами на протяжении всего периода дошкольного детства постепенно углубляется. Ребята знакомятся с все более тонкими разновидностями эталонов и со связями и отношениями между различными эталонами.
Особенности развития действий восприятия
Усвоение сенсорных эталонов – это только одна из сторон развития ориентировки ребенка в свойствах предметов. Вторая сторона, неразрывно связана с первой, - это совершенствование действия восприятия.
Особенности развития ориентировки в пространстве
В процессе целенаправленного обучения развивается глазомер ребенка, который необходим для восприятия пространства. Сложные глазомерные задачи для дошкольников очень трудны, их оказываются способны решить только 6-7летнии дети и то лишь в случаях больших различий между предметами.
Большое значение в образовании представлений о пространственных отношениях между предметами имеет продуктивная деятельность.
Игра «Найди свое место»
Цель: Учить обращать внимание на цвет, форму и величину предмета, устанавливать тождество и различие признаков однородных предметов.
Для игры нужно приготовить снежинки разной формы и размера (по 5 снежинок каждой формы и размера) для прикрепления их на фланелеграфе.
Слух – одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки различного происхождения. Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самими разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различие и запоминание. При этом развитие слуха у ребенка происходит по двум направлениям: с одной стороны развивается восприятие окружающих звуков (физический слух, с другой – восприятие звуков человеческой речи, т. е. формирование фонематического слуха. Речевой слух формируется с младенчества, когда малыш начинает отличать голос матери от голосов других людей, улавливать интонацию речи. Лепет ребенка – активное проявление фонематического слуха. Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в возрасте 5-6 лет.
Игра «Найди игрушку»
Цель: Учить определять направление звука, развивать координацию движений и чувство ритма. Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться; стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы; развивать волевое внимание, а также внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Игра на развитие обоняния
Игра «Волшебный мешочек».
Цель: Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом; работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющей свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.