Оксана Иванова
Семинар-практикум для педагогов «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для педагогов ДОУ
«Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»
Цель: повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам развития познавательного, патриотического воспитания, через реализацию парциальной программы «Омское Прииртышье»; вызвать интерес педагогов к этой теме.
Добрый день дорогие коллеги! Сегодня наша встреча с вами посвящена вопросу «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ».
Федеральная образовательная программа (ФОП) дошкольного образования является основой для разработки и реализации Образовательной Программы дошкольного образования БДОУ.
Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Программы.
Объём обязательной части Программы рекомендуется составлять в следующем соотношении: не менее 60% от её общего объёма;
в части, формируемой участниками образовательных отношений,- не более 40%
В рамках реализации этой части и была разработана, апробирована «Программа «Омское Прииртышье» и может использоваться как парциальная программа.
Программа «Омское Прииртышье»
Цель: Формирование у дошкольников целостного представления о культуре, истории, природе и экономике родного края.
Задачи:
освоение знаний о бытовой, театральной, художественной, физической культуре Омского региона;
содействовать формированию элементарных представлений об историческом развитии Омского Прииртышья;
воспитывать у дошкольников осознанно правильное отношение к природе родного края;
формировать представления об экономической и хозяйственной деятельности региона в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивацию и способностей детей в разных видах деятельности и охватывает:
социально – коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно – эстетическое развитие;
физическое развитие.
Программа «Омское Прииртышье»:
соответствует принципу разностороннего образования, целью, которого является развитие ребёнка;
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
построена с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
предусматривает решение задач в совместной партнёрской деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей, как вовремя НОД, так и при проведении режимных моментов.
Программа «Омское Прииртышье» состоит из 4 модулей.
Содержание разделов представлено содержательными линиями, в которых представлены цели, задачи, описание содержания, требования к результатам обучения и методические рекомендации.
«Введение в мир культуры Омского Прииртышья»
Основная идея данного модуля направлена на знакомство детей дошкольного возраста с культурой родного края, её спецификой и самобытностью.
Цель:
· приобщение дошкольников к художественной, театральной, музейной, спортивной жизни Омского Прииртышья;
· формирование потребности в ознакомлении и бережного отношения к культурному наследию региона.
Задачи:
· Формирование интереса к культуре и спортивным достижениям родного края.
· Освоение знаний о бытовой, театральной, музыкальной, художественной, физической культуре Омского региона.
· Развитие художественно – творческой, игровой деятельности посредством приобщения к культуре Омского Прииртышья
Содержание раздела представлено 4-мя содержательными линиями: (4)
· Театр, музеи и изобразительное искусство Омского Прииртышья.
· Литература Омского Прииртышья
· Быт и прикладное творчество Омского Прииртышья
· Спортивные традиции и достижения Омского Прииртышья.
Содержательная линия: Театр, музеи и изобразительное искусство Омского Прииртышья включает:
· Архитектурный облик города Омска.
· Театральная жизнь Омского Прииртышья.
· Музеи Омского Прииртышья.
· Художники и художественные объекты Омского Прииртышья.
Данная линия направлена на формирование у детей дошкольного возраста представлений о культуре, об истории создания Архитектуры Омска. Данный материал изучается интегрировано, органично вплетается во все образовательные области и реализуется посредствам бесед, просмотра спектаклей, экскурсий, рассматривания картин и экспонатов музеев. Также работа проводится совместно с социумом (театры, музеи, библиотеки, что дает большой положительный результат. Имеются красочные картины Омских художников.
Содержательная линия «Литература Омского Прииртышья» состоит:
· Фольклор
· Поэты и прозаики
Предлагается большой объём художественной литературы. Разработаны хрестоматии для всех возрастов, материал интересен и доступен, обогащает жизненный опыт детей. У детей проявляется интерес к творчеству поэтов и писателей Омского Прииртышья.
Содержательная линия «Быт и прикладное творчество жителей Омского Прииртышья» направлено на достижение целей формирования начальных представлений о быте и прикладном творчестве населения Омского региона и положительной мотивации к сохранению национальных и региональных традиций.
Основной формой в реализации этой линии следует предусмотреть выполнение дошкольниками творческих или проектных работ на материале регионального содержания, где совместно со взрослыми могут быть подготовлены проекты: «Моя семья», «Сибирская семья». Проект выполняется частями, в рамках каждой темы.
Знакомить дошкольников с изделиями народных сибирских мастеров можно используя такие приёмы как рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий, слайдов, виртуальные экскурсии, беседы прослушивание музыки, использование фольклора, организация в детском саду выставок народного искусства и детских работ по его мотивам.
Содержательная линия «Спортивные традиции и достижения» включает:
· Подвижные игры Омского Прииртышья.
· Спортивные традиции.
· Спортивные достижения.
Материал очень интересен для детей, включается в качестве самостоятельных игр и упражнений, а также интегрировано, как элемент, при изучении какой – либо темы, имеющей отношение к спортивным традициям и играм Омского Прииртышья. Дети с большим желанием играют в народные игры, которые интересны своим содержанием, движениями.
«Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья».
Программа раздела направлена на формирование у воспитанников представлений о мире человеческих отношений; о социальной действительности, о родном крае, его прошлом и настоящем.
Цель:
· Формирование основ гуманного отношения к людям, интереса и ценностно – смыслового отношения к своей малой родине (Омскому Прииртышью, её прошлому, и настоящему, к явлениям и объектам окружающей действительности.
Задачи:
· Способствовать формированию элементарных представлений о мире социальных отношений.
· Содействовать формированию элементарных представлений об историческом развитии Омского Прииртышья.
· Развивать умения, позволяющие ориентироваться в социальной действительности, самостоятельно познавать её в разных видах детской деятельности, используя способы познания.
· Воспитывать ценностно – смысловое отношение к родному краю, его истории и людям, проживающим на его территории.
Содержание раздела представлено 2 содержательными линиями:
· Мир людей.
· Мир окружающей действительности.
Мир людей
Цель:
· Формирование представлений о себе, своей семье, об окружающих людях, взрослой трудовой деятельности, о людях, прославивших наш край.
Содержание раздела распределено по возрастным группам. Для каждого возраста разработаны задачи.
В этом разделе дети учатся различать внешние признаки между девочкой и мальчиком. Что такое семья, родственные связи, семейные традиции. Дети знакомятся с профессиональной деятельностью людей города и села, с профессиями людей интеллектуального и творческого труда. Дети узнают о знаменитых людях города, населённого пункта, об увлечениях людей Омского Прииртышья, о народных и государственных праздниках.
Мир окружающей действительности
Цель:
· Формирование представлений об окружающей действительности (объектах, явлениях, о местности, в которой живём, об областном центре, об истории возникновения и развития города и региона, о государственных символах города, региона (герб, гимн, флаг).
Содержание распределено по возрастам. Разработана хрестоматия по модулю «Введение в мир истории и общественных отношений», в которой имеется богатый, интересный и доступный детям материал. В помощь воспитателям прилагаются картинки, иллюстрации, разработаны виртуальные экскурсии.
«Введение в мир природы и экология Омского Прииртышья»
Программа данного раздела направлена на формирование у воспитанников представлений о том, что:
· Природа самоценна, каждое существо выполняет свою функцию, в том числе и человек;
· Все компоненты природы взаимосвязаны;
· Состояние природы зависит от деятельности человека, от его отношения к ней.
Цель:
· Формирование целостного представления о природе родного края и воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
· Формировать у дошкольников представления о природе родного края.
· Формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности по отношению к природе родного края.
· Воспитывать у дошкольников осознанно правильное отношение к природе родного края.
Выбор объектов природы, указанных в программе, произведен в соответствии с принципами экологического образования детей дошкольного возраста, а также с учетом особенностей познавательного развития.
Содержание раздела представлено 3 содержательными линиями:
· Географические особенности Омского Прииртышья.
· Биологическое разнообразие.
· Охрана природы.
Содержательные линии реализуются в образовательной области «Познание» в интеграции с другими образовательными областями. Программа рассчитана на работу с детьми от 2 до 7 лет.
Содержание раздела интересно детям. Предлагается большой объём материала, который доступен детям.
Имеется хрестоматия по данному модулю, в которой собран богатый материал, имеются красочные картинки.
«Введение в мир труда и экономики Омского Прииртышья»
Цель:
· Формирование интереса к труду взрослых через первоначальное ознакомление с экономикой Омской области.
Задачи:
· Познакомить с крупными промышленными и сельскохозяйственными предприятиями Омской области.
· Формировать представления об экономической и хозяйственной деятельности региона в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта.
· Формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий, о социальной значимости труда людей.
· Расширять знания о механизмах, оборудовании, инструментах, облегчающих труд людей.
· Знакомить детей с продукцией, выпускаемой предприятиями Омской области, формировать представление о том, для чего она нужна и где используется.
· Продолжать развивать интерес к профессиям родителей и людей, занятых на разных предприятиях Омской области.
· Воспитывать уважение к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда.
Программа представлена 2-мя содержательными линиями:
· Семейная экономика
· Экономика Омского региона.
Включение в программу раздела «Введение в мир труда и экономики» обусловлено тем, что детей необходимо знакомить с трудовой деятельностью взрослых своего региона в сферах промышленности, транспорта, сельского хозяйства и др. Развитие современного общества предполагает овладение детьми начальными сведениями об экономике своего посёлка, города, о профессиях, о продукции, выпускаемой на предприятиях и трудовых действиях по её изготовлению и реализации. Дошкольники учатся уважать людей, которые трудятся.
Освоение данного материала рассчитано на старший дошкольный возраст.
Для решения задач раздела, рекомендовано использовать такие формы и методы работы как наблюдения, беседы, чтение, игры, рассматривание иллюстраций и фотографий, экскурсии, презентации, встречи с людьми определённой профессии, создание проектов и. т. д.
В хрестоматии представлен материал, который служит основой для проведения совместной взросло – детской партнерской деятельностью. Имеются игры, виртуальные экскурсии, атлас «Мир профессий»
Дидактические материалы по программе в группе могут находиться во всех зонах.
А теперь предлагаю вам поиграть в интеллектуальную игру «Знатоки Омского Прииртышья» вы согласны? Вам надо отвечать на вопросы, которые я буду вам задавать. Итак…
Интеллектуальная игра «Знатоки Омского Прииртышья»
1вопрос. Сколько выделено разделов в программе Омское Прииртышье? (пять)
«Введение в мир природы и экологии Омского Прииртышья»
«Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья»
«Введение в мир труда и экономики Омского Прииртышья»
«Введение в мир культуры Омского Прииртышья»
«Введение в мир литературы Омского Прииртышья»
(далее включено по три вопроса из каждого раздела программы)
2. Это ежегодное спортивное состязание проводится в Омске с 4 августа 1990 года, в 2019 году будет проходить в тридцатый
3. Главная профессия на селе, где есть растениеводство? (агроном)
4. Загадка от сибирского поэта Тимофея Белозерова
Висит за окошком
Кулёк ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной (сосулька)
5. Это рукоделие жителей Омского Прииртышья. Один из древнейших видов народного творчества. Человек с давних времен передавал красоту природы и свои переживания условными знаками и узорами: прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. (вышивка)
6. Эта река получила свое название от тюрского слова, которое обозначает «тихая». Она берет свое начало в Новосибирской области, а завершает путь в центральной части города? (Омь)
Омь — река в Западной Сибири, протекает по территории Омской и Новосибирской областей, правый приток Иртыша.
География. Исток находится на Васюганской равнине, берёт своё начало из озера Омского, которое расположено среди Васюганских болот. Далее река течёт по Барабинской низменности в общем направлении на запад. Устье реки находится в Омске, на 1831 километре от устья Иртыша по его правому берегу.
На Оми расположены города Калачинск, Куйбышев и Омск, который получил своё имя от реки.
7. Какой это жанр изобразительного искусства? (пейзаж)
Белов Кондратий Петрович (1900 – 1988). Половодье на Иртыше.
Холст, масло 1949 г. (пейзаж водный)
8. Загадка от сибирского поэта Николая Башкатова
Не ездит он сам, хоть с мотором,
Питается пылью и сором. (пылесос)
9. Это дерево является символом России (береза). С какого возраста программа рекомендует формировать представление у дошкольников об этом дереве? (младший, 2-4 года)
10. От вирусов злобных компьютер наш чист:
Программы и файлы спас … (Программист)
Мир заводских профессий. Программист – это специалист, занимающийся разработкой программного обеспечения для
персональных, встраиваемых, промышленных и других разновидностей компьютеров,то есть программированием.
11. Это и жанр детского фольклора, и название стихотворения Эльвиры Рехин
Жаба-кубышка
Лепешки пекла,
Друзей созывала,
В гости ждала.
Блин да лепешка,
Лепешка да блин,
Кто зазевался
Остался один! (считалка)
12. Воздушные ворота города Омска? (аэропорт)
Аэропорт «Омск-Центральный» по праву можно назвать воздушными воротами Омска. С них начинается знакомство гостей с сибирской землей и складываются последние, как известно, самые яркие впечатления о пребывании в городе на Иртыше.
17 мая 2019 года исполнится 90 лет со дня основания Омского аэропорта.
13. Российский боксер, двукратный олимпийский чемпион, «золотой» мальчик российского бокса (Тищенко Алексей Викторович)
14. Это и гриб, и котик
И травянистое растение, и тортик.
Можно добавить, что из этого травянистого растения делают масло.
(рыжик)
15. Ученые назвали это растение триплеуроспермум непахучий или трёхреберник непахучий. В Омском Прииртышье начинает цвести на лугах с конца июня и до самой осени. Символ России, семьи, любви и верности. (ромашка)
С ромашкой знакомим детей с младшего дошкольного возраста 2-4 года.
Ромашка. Начиная с конца июня и до самой осени, на лугах цветут ромашки. Соцветия ромашек – многочисленные корзинки с краевыми белыми цветками не имеют запаха, отсюда и название – ромашка непахучая. Нивяник обыкновенный, или поповник – растение широко известно также под названием «ромашка». Это не ромашка, а только похожее на нее растение. Нивяник легко отличить по цельным листьям, а листья ромашки изрезанные, как у укропа.
16. Это культурное место для зрелищ, которое включает в себя художественные элементы из разных видов искусств и оказывают огромное влияние на сознание человека, зрителя. (театр)
Какие театры в городе Омске вы знаете?
Я уверенна, вы все достойны звания знатоков Омского Прииртышья. Наш край развивается, строятся новые дома, детские сады, школы, открываются новые предприятия, театры, парки, и мы будем продолжать работать по программе, заниматься самообразованием, и обогащать представления детей о родном крае, его прошлом и настоящем.
Уважаемые коллеги! Спасибо за работу. Всем успехов, удачи и творческого вдохновения!