Альбина Ковшова
Семинар для воспитателей «Место проектов в образовательном процессе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Белочка» комбинированного вида
Семинар для воспитателей на тему : «Место проекта в образовательном процессе ДОУ»
Подготовила старший воспитатель Ковшова А. В.
Хочу начать наш семинар словами замечательного учёного В. А. Сухомлинского
Публикация «Семинар для воспитателей „Место проектов в образовательном процессе ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Знания привыкли передавать в основном через глаза и уши, но очень бы хотелось, чтобы они приходили и через руки и деятельность.
Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности, но затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребёнка в образовательном процессе. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Что такое проект и что такое метод?
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Потому метод - это путь в определенной деятельности, следование которому приводит к получению необходимого результата. Под методом проектов мы подразумеваем технологию организации образовательных ситуаций, в которых воспитанник ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности ребенка.
Актуальность метода проекта :
- Позволяет получить максимально рано позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов;
- Отвечает требованиям социума: развивает креативность, формирует умение нестандартно мыслить;
- Позволяет личности гармонично развиваться и учит проявлять продуктивную инициативу.
ПРОЕКТ-это «пять П»
1 - Проблема;
2 - Проектирование
(планирование);
3 - Поиск информации;
4 - Продукт;
5 - Презентация.
Шестое «П» проекта - это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.
В дошкольных учреждений
используются следующие виды проектов :
1. исследовательское - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
В настоящее время проекты классифицируются :
• по составу участников;
• по целевой установке;
• по тематике;
• по срокам реализации
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
• в каких источниках можно найти информацию;
• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ В ПРОЕКТЕ
Деятельность педагога
1. Формулирует проблему, цель.
Вводит игровую ситуацию.
Формулирует задачи.
2. Помогает в планировании работы.
Организует деятельность.
3. Оказывает практическую помощь.
Направляет и контролирует осуществление проекта.
4. Подготовка и участие в презентации проекта.
Деятельность детей
1. Вхождение в проблему.
Вживание в ситуацию.
Дополнение задач проекта.
2. Объединение в группы.
Распределение ролей.
3. Формирование З У Н.
4. Подготовка продукта деятельности к презентации.
Представление.
В проектной деятельности особое внимание отводится взаимоотношениям взрослого и ребёнка.
- Перескажите, то, что сказал ребенок. Подведите итог сказанному.
- Мягко направляйте ребёнка. Больше вопросов!
- Посылайте невербальные сигналы. Следите за тоном голоса, выражением своего лица, жестами. Только положительные!
- Сделайте паузу.
Дайте время на размышление. Это улучшает качество диалога, дискуссии.
Наш семинар хочется закончить словами:
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К. А. Тимирязев
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВеракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008.
Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011.
Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении, методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2010.
Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.
Яковлева Н. О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования : монография. М. : Информационно – издательский центр АТиСО, 2002.