Светлана Валентиновна Варкентин
Семинар для педагогов «Использование технологий проектирования в интеллектуальном развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для педагогов «Использование технологий проектирования в интеллектуальном развитии дошкольников».
Автор: Варкентин Светлана Валентиновна
педагог – психолог МАДОУ ЦРР д/с № 131
г. Калининград
Структура семинара.
1. Пре – тест (саморефлексия).
2. Информационная часть:
Публикация «Семинар для педагогов „Использование технологий проектирования в интеллектуальном развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Традиции исследования интеллекта и интеллектуального развития личности в трудах зарубежных исследователей А. Бине, Ч. Спирмена, Дж. Гилфорда, Ж. Годфруа, Ж. Пиаже и др.
Проблема онтогенеза интеллекта в работах отечественных ученых Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Л. А. Венгер и др.
Педагогическое проектирование интеллектуального развития дошкольников. Понятие «педагогическая технология» Г. Ю. Ксензовой.
Структурирование, алгоритмизация действий педагога.
Формы организации интеллектуальной деятельности детей.
Свойства педагогической технологии проектирования интеллектуального развития дошкольников; функции взаимодействия.
Условия эффективности реализации любой технологии.
3. Практический инструментарий. Вариант организации педагогом интеллектуальной деятельности формально – символического содержания на математическом занятии с использованием приема «декодирование информации». Рекомендации педагогам в реализации педагогических технологий проектирования.
4. После – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.
Пре – тест, после – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.
1. Интеллектуальное развитие.
2. Интеллектуальные способности.
3. Педагогическая технология.
4. Интеллектуальная компетентность ребенка.
5. Алгоритмизация действий педагога.
Ключевые слова и выражения.
Интеллектуальное развитие – динамическая система качественных и количественных изменений, которые происходят в психической деятельности в связи с возрастом и обогащением жизненного опыта.
Интеллектуальные способности – свойства интеллекта, характеризующие успешность интеллектуальной деятельности в тех или иных конкретных ситуациях с точки зрения скорости и правильности переработки информации в условиях задач, разнообразия и оригинальности идей, темпа и качества обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания. (М. А. Холодная).
Педагогическая технология – такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в нее действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный и прогнозируемый характер. (Г. Ю. Ксензова).
Под интеллектуальной компетентностью дошкольника мы подразумеваем :
1. мыслительную активность;
2. способность устанавливать причинно – следственные связи в разных сферах жизни и речевого планирования;
3. владение способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности;
4. способность видеть общее в единичном явлении и находить адекватный способ решения новых задач своей деятельности.
Алгоритмизация действий педагога :
1. этап – диагностико – организационный. (изучение возрастных, психо – физиологических особенностей интеллектуального развития детей);
2. этап – оперативно – прогностический (определение индивидуального маршрута развития каждого ребенка, прогнозирование ожидаемого результата);
3. этап – превентивный (организация коррекционно – развивающей работы с детьми.
Формы организации интеллектуальной деятельности детей.
интеллектуальная деятельность на занятиях;
интеллектуальная деятельность вне занятий, в повседневной жизни;
самостоятельная поисково – исследовательская интеллект. деят – ть;
самостоятельная интеллектуально – творческая игровая деят – ть.
4. этап – контрольно – диагностический (повторное обследование детей,
динамика развития).
Свойсва педагогической технологии : многогранность, вариативность, адаптивность,гибкость.
Используемые функции взаимодействия с детьми: побуждающая, стимулирующая, аппелирующая, организующая, направляющая, активизирующая, регулирования.
Психолого – педагогические условия реализации пед. технологии : личностно – ориентированное взаимодействие, учет индивидуальных особенностей, построение предметно – игровой развивающей среды, учет динамики развития, своевременная корректировка развития, обеспечение средств, предоставление детям свободы выбора, уважение к мнению ребенка, мотивация благополучия, привитие «вкуса успеха», вовлечение в коллективный поиск нестандартных подходов к решению задач.
Рекомендации педагогам в реализации педагогических технологий :
инициирование естественного наращивания каждым ребенком своего «ментального» (по М. А. Холодной) опыта, т. е. системы индивидуальных интеллектуальных ресурсов;
применение занимательных методов организации их деятельности: проблемных, частично – поисковых, исследовательских, информационных, креативных, эвристических, через приемы:
1. выполнение детьми индивидуально – творческих, занимательных и программированных заданий на игровом материале;
2. моделирование и схематизация, кодирование и декодирование информации;
3. проблемно – поисковые и эвристические ситуации, создаваемые воспитателем;
4. постановка вопросов причинно – следственного характера и вопросов, предполагающих рассуждение;
5. додумывание сказок, сочинение стихотворений на основе зрительно представленного алгоритма;
6. игровые тренинги мышления, «разминка для ума»;
7. коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество;
8. диалектическое общение, диалектические беседы;
9. побуждение детей к постановке ими проблемных вопросов;
10. инициирование самостоятельных открытий детьми;
11. совместное со взрослыми и самостоятельное детское экспериментирование;
12. решение изобретательских задач;
13. разыгрывание повседневных бытовых ситуаций.
Решение арифметической задачи, заключенной в стихотворении с помощью создания моделирующих карточек.
Цель: предпринять попытку самостоятельного создания детьми моделирующих карточек к стихотворению – задаче, развитие у детей таких интеллектуальных способностей, как вербальная гибкость, оперативная память, символическое опосредование, креативность, система логических операций.
- Ребята, сегодня в нашем клубе собрались молодые, но очень талантливые ученые – это мы с вами.
- Именно такие как мы – обычные люди, давным – давно изобрели электричество, и у нас везде горит свет; самолеты – и мы легко преодолеваем огромные пространства с одного конца нашей огромной страны на другой; стиральные машины, которые стирают сами, а мы в это время занимаемся своими любимыми делами. Лифт помогает нам подняться на самый высокий этаж, утюг разгладит любую одежду, машины перевезут любой груз…И много другой полезной техники окружает нас.
- И сегодня мы с вами сами попробуем разработать для наших младших товарищей технологию разучивания стихотворения и решения арифметических задач.
- Перед вами рисунок дома, рассмотрите его (дети рассматривают рисунок)
- А теперь послушайте пожалуйста стихотворение – загадку:
Я рисую кошкин дом,
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно, чтобы не было темно.
Сосчитай окошки в домике у кошки.
- Наша с вами задача – составить карточки – модели к стихотворению для его лучшего запоминания.
- Кто запомнил первую строчку стихотворения?
- Я рисую кошкин дом. В нем 4 слова. Нам необходимо взять 4 карточки и придумать модель для каждого слова.
- Первое слово «Я», и его мы можем записать? Правильно – буквой «Я».
- Запишите пожалуйста на своей первой карточке букву «Я».
- Второе слово «рисую». Какую модель мы придумаем к слову «рисую»? Подумайте,чем мы можем рисовать (дети перечисляют). Нарисуйте свою модель к слову «рисую».
- 3 слово «кошкин». Какой символ предложат нам Саша с мамой? А кто думает по – другому? (дети рисуют мордочку кошки)
- И 4 слово первого предложения – «дом». Ну, конечно же мы нарисуем на 4 карточке силуэт дома.
И так составляются модели ко всем словам в стихотворении. А затем по моделирующим карточкам читаем все вместе стихотворение – задачу и решаем.
Рекомендуемая литература.
1. Берулава М. И. Гуманизация образования: направления и проблемы. Педагогика. 2000.
2. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютера. М. ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.
3. Ксензова Г. Ю. Перспективные технологии. Пед. общество России. М., 2000.
4. Монахов В. М. Педагогическое проектирование. // Школьные технологии. 2001.№ 5.
5. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического материала. М., 2005.
6. Холодная М. А. Психология интеллекта. СПб: Питер, 2002.