Осина Олеся Александровна
Сценарий народного праздника «Масленица — боярыня широкая» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Цель:Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.
Задачи:
1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.
Публикация «Сценарий народного праздника „Масленица — боярыня широкая“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2023
2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.
3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.
4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
Масленица — это веселые проводы зимы, озарённые радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
Возраст детей : 6-7 лет.
Подготовительная группа
Актуальность:
В настоящее время, педагогам предоставляется возможность творческого подхода к воспитательно- образовательному процессу. И, конечно, на современном этапе невозможно обойти огромный пласт истории народа, его культуру, искусство, традиции, обычаи, праздники – богатейший материал для работы с детьми. Ребенок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально – ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В тоже время, недостатки развития и воспитания в этот период жизни, трудно восполнить в последующие годы. Национальное достояние несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости и народную педагогику.
В основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы большое внимание уделяется воспитанию в детях духовно-нравственной культуры и патриотических чувств: любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия- великая многонациональная странна с героическим прошлым и счастливым будущим.
В наше время, когда активно возрождается церковная культура, христианские ценности, очень важна роль работы педагогов дошкольных учреждений. Именно в детском саду есть прекрасная возможность для приобщения детей к традиционной народной культуре и формирования основы для её воссоздания. Несложно изо дня в день знакомить дошкольников с разными её аспектами, руководствуясь народным календарём. В каждой группе есть уголок ряженья, который может включать элементы русских народных костюмов – прекрасное подспорье для сюжетно-ролевых игр. В течение рабочего дня незаменимы аудиозаписи народных песен, мелодий, сказок, потешек, считалок, колыбельных. Занимаясь с детьми изобразительной деятельностью важно делать акцент на произведениях русского декоративно-прикладного искусства, живописи, познакомить с национальной игрушкой. В уголке книг целесообразно выделить место для устного народного творчества и других жанров русской литературы. Для дошкольников любого возраста можно создать картотеку русских народных игр. Знакомство дошкольников с историей своего народа естественным образом легче проходит через знакомство с традициями проведения русских праздников. Ведь это не просто веселье, а вековая культурная практика приобщения подрастающего поколения к русским обычаям. В детских учреждениях часто проводится Масленица, как весёлое развлечение с непременным вкусным атрибутом – блинами. И дети воспринимают её именно так. А ведь у Масленицы есть и более глубокий смысл, традиции. В этой связи важно предварительно провести знакомство детей с традициями Масленицы, обычаями каждого её дня.
Форма проведения: Народный праздник.
Виды деятельности: Слушание музыки: «Полянка» р. н. м.,
пение: «Здравствуй Масленица годовая» р. н. м., «Блины» р. н. м. «А я по лугу» р. н. м., «Как на масленой неделе» р. н. м.
танец: «Кадриль с ложками» р. н. м.,
игры: «Плетень» р. н. м., «Огородник и воробей» р. н. м., «Дорисуй картинку», «Прокати мяч».
Загадки. Частушки. Стихи о Масленице.
Нацеленность на результат:Знакомство с традициями родной страны, развитие кругозора, эстетической восприимчивости, получение ярких впечатлений от праздника.
Описание требований к знаниям, умениям и навыкам: Дети: получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников; расширили представления о родственных отношениях; познакомились с предметами быта старинной русской избы; приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям.
Качества личности: Любознательность, уверенность в себе, ответственность за себя и задругих, дисциплинированность, патриотизм, уважение к старшим и друг к другу.
Ход праздника:
Зал празднично убран в русском народном стиле. На центральной стене изображён самовар, тарелка с блинами, русские платки, балалайки, русская гармошка, ложки. По правую сторону зала расположен торжок с лавками: овощная, музыкальная, книжная, жетонная. Выбегают скоморохи.
Приветствие:
1 Скоморох: Все! Все! Все! Все на праздник! Масленицу встречаем, зиму провожаем! Весну закликаем!
2 Скоморох: Спешите! Спешите! Торопитесь занять лучшие места!
1 Скоморох: Приходите, разомните кости! Сегодня Масленица приглашает в гости!
2 Скоморох: Спешите скорей, спешите скорей! Нет праздника нашего веселей!
Дети заходят под музыку: «Полянка» р. н. м. и садятся в избе.
Завязка сюжета:
Вед: И так, Масленицу начинаем!
1 – й день – понедельник – «Встреча Масленицы».
В избе взрослые и дети. Они доделывают чучело Масленицы (одевают, прикрепляют косу) под песню: «Здравствуй Масленица годовая» р. н. м.
Здравствуй, Масленица годовая, наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных, на саночках расписных,
Чтоб слуги были молодые, нам подарки везли дорогие,
И блины, и калачи. К нам в окошко их мечи!
Девочка: Звал – позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор:
Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки,
бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься,
в блинах поваляться, сердцем потешиться!
Мальчик «скачет на лошадке».
Дети: Везёшь ли Масленицу?.
Мальчик: Нет.
Дети передают «лошадку» другому. Второго спрашивают.
Дети: Везёшь ли Масленицу?
Мальчик: Везу! Везу!
Мальчик с «лошадкой» встаёт впереди, дальше воспитатель с чучелом, за ними – все остальные. Обходят зал с чучелом под песню:
Все поют: Ой да, Масленица, погостюю недельку, широкая на двор въезжает!
А мы, девушки, её состречаем, а мы, красивые, её состречаем!
Ой да, Масленица, погостюю недельку, широкая, погостю другую!
Масленица : «Я поста боюся!» Широкая : «Я поста боюся!»
Ой да, Масленица, пост ещё далече, широкая, пост ещё далече.
Приехала Масленица!
Дети становятся в круг, в центре - Масленица. Каждый по очереди расхваливает её.
Дети по очереди:
- Дорогая наша гостья Масленица. Авдотьюшка Изотьевна!
- Дуня белая, Дуня румяная! Коса длинная, триаршинная, лента алая, двуполтинная!
- Платок беленький, новомодненький, брови чёрные, наведённые.
- Шуба синяя, ластки красные, лапти частые, головастые,
- портянки белые, набеленные!
Проводится игра: «Плетень» р. н. м.
Скоморохи (вместе) : Вторник – «Заигрыш».
Вед: Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда.
Дети: - Масленица – обируха, Масленица – обмануха!
- Обманула, провела, до поста довела,
- До поста довела, все ежи взяла.
- Дала редьки хвост на Великий пост,
- Мы его поели – брюха заболели.
Проводится игра: «Огородник и воробей»
По считалке выбирается Воробей.
Реб: Тани, Вани, что за вами? Вы стоите все столбами.
Там за вами лавка есть, на неё надо присесть.
Поскорее все беги! А ты мальчик, поводи!
Дети становятся в круг. Воробышек влетает в огород (в круг). Огородник - за кругом.
Все (поют) : Воробей, воробей, не клюй конопель, ни своих, ни чужих, ни соседовых.
Огородник ловит воробья. Дети Воробья впускают и выпускают в круг и из круга, а Огородник может ловить его только за кругом.
Выходят Скоморохи.
1 Скоморох: Вижу ребята сообразительные, смекалистые. Устал, заморился да проголодался.
2 Скоморох: Давай скорее объявлять.
Вместе: 3 – й день – «Лакомка»
1 Скоморох: Нам везде надо успеть – и сплясать, и песню спеть!
2 Скоморох: Съесть корзину пирогов! Да с три короба блинов!
1 Скоморох: Мы избу белёную чисто подметаем, ой тоску зелёную мы не пустим в дом!
2 Скоморох: Холод да метелицу прочь прогоним мы. Эй, встречай с весельицем проводы зимы!
Выходят девочки.
Девочки: Тинька – тинька! Ты, дяденька, ты, тётенька, подайте блинка, оладышка, прибавышка!
Последний кусок, мочальный усок, для Масленицы – обманщицы!
Исполняется песня: «Блины» р. н. п.
Выходят Скоморохи.
1 Скоморох: Я блинов бы съел с вершок!
2 Скоморох: (показывает рукой) Глянь, в углу стоит мешок!
1 Скоморох: А скажи – кА, Скоморох, что в мешке – бобы, горох?
2 Скоморох: Я принёс в честь праздника угощенье разное : прянички, конфеты, бублики для пригожей нашей публики.
Мешок шевелится, движется вперевалочку.
1 Скоморох: Что за чудо – скок да скок! Глянь – ка, тронулся мешок!
2 Скоморох: Эй, хватайте его! Ловите! Поскорей мешок держите!
(Ловят мешок).
1 Скоморох: (поймав мешок) Давай – ка, развяжем мешок и угостим весь честной народ, глядишь, и нам по кренделю достанется.
2 Скоморох: А может, и блинок достанется.
Развязывают мешок, а там переодетая в Масленицу Баба Яга, доедает последний пряник.
Развитие сюжетных линий:
Баба Яга: Здоровы, молодцы! Поклон вам, люди добрые! Привет вам от Лешего. Тьфу ты! От Лета! Встречалась я с ним на болоте. Ой! В полёте! Когда, стало быть, к вам сюда спешила! Пора мне пришла обязанности свои справлять!
2 Скоморох: Постой, тут что – то не так! Гей, Масленичная. А если у тебя пачпорт?
Баба Яга: Это у меня- то? Есть у меня пачпорт, есть! Во, глядите!
(Протягивает паспорт, её обступают, читают: «Назначается долгожданной Масленицей).
1 Скоморох: И печать есть, гляди!
2 Скоморох: И подпись заковыристая внизу!
1 Скоморох: Уходи от нас, не хотим знать вас! И Масленицей принять не можем.
Баба Яга: Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, недосыпала…
2 Скоморох: А может, и впрямь, пусть попробует?
1 Скоморох: Оно конечно можно, только пусть сначала загадки отгадает.
Баба Яга: Ну это я враз! Спрашивайте!
Загадки.
Реб: Тётушка крутая, белая да седая, в мешке стужу везёт
На землю холод трясё т: сугробы наметает, ковром землю устилает.
(Зима)
Баба Яга (отвечает неправильно) : Ну мудришь чевой – то тут, разминалась я, постой. Задавай вопрос второй.
Реб: Заря – заряница, красная девица, травку выпускает, росу расстилает.
Едет стороной, с сохой, бороной, с ключевой водой.
(Весна)
Баба Яга (ошибается) : Задавай последнюю.
Реб: Что на свете всех слаще?
(Сон)
Баба Яга опять даёт неверный ответ.
1 Скоморох: Прочь ступай, Лжемасленица.
Баба Яга: А какая же вам нужна?
Дети: Настоящая!
Баба Яга: Эй, карету!
(Бабе Яге подают метлу).
Баба Яга: Кричу, бурчу, хочу, не хочу! Метла ступай, в избушку шагай!
(Баба Яга «улетает» на метле).
Скоморохи: 4 День – «Широкая Масленица»
2 Скоморох: Походил уже по свету, лучше русской песни нету!
Реб: Где песня поётся, там легче живётся.
Песня: «А я по лугу» р. н. м.
Реб: Раздайся, народ, меня пляска берёт, пойду попляшу, на людей погляжу!
Исполняется «Кадриль с ложками» р. н. м.
1 Скоморох: Хватит петь, да плясать! Время пришло и на торжок сходить, спуститься. Занимайте, продавцы, свои места, покупатели сейчас к вам пойдут.
Скоморохи с детьми идут на торжок.
1 – ая лавка – Овощная.
Продавец: Продаю я овощи не за деньги, а за фишки. Получит их тот, кто загадки мои отгадает. Правильный ответ – фишка ваша. А как много их наберёте, то в конце торжка, в жетонной лавке приз себе выменяете. И вашим, и нашим.
Загадки.
Голова на ножке в голове горошки.
(Горох)
Золотая голова велика, тяжела, золотая голова отдохнуть прилегла,
голова велика, только шея тонка.
(Тыква)
Кругла, да гладка, откусишь – сладка. Засела крепко на грядке…
(Репка)
2 – ая лавка - Музыкальная.
Дети исполняют частушки, обыгрывая на музыкальных инструментах.
Частушки.
1. Приходите, заходите на румяные блины.
Нынче Маслена неделя – будьте счастливы, как мы!
2. Я на Маслену готов скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою, похудеть попробую.
3. Пятый блин я слопала, на мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать, чтобы есть блины опять.
4. Веселей играй, гармошка, Масленица, не грусти!
Приходи, Весна, скорее, Зиму прочь от нас гони.
3 – ая лавка – Книжная.
Дети рассказывают стихи о Масленице.
4 – ая лавка - Жетонная.
За полученные жетоны дети выбирают на память приз, который делали родители.
1 Скоморох: Все на торжке товар купили? Все радость получили? Предлагаю вам поиграть, во что хотите.
Игры: «Дорисуй картинку», «Прокати мяч».
2 Скоморох: Хватит играть, пора пятницу объявлять!
1 Скоморох: Пятница – «Тёщины вечёрки!»
Суббота – «Золовкины посиделки!»
2 Скоморох: А воскресенье?
Вместе: Проводы Масленицы! «Прощеный день!»
1 Скоморох: Со словами «Простите Христа ради» все просят друг у друга прощения, обмениваясь подарками, затем целуются.
Кульминация:
Исполняется песня: «Как на масленой неделе» р. н. м.
Скоморохи выносят блины.
Скоморохи: Угощайтесь, гости дорогие! Вот блинчиков пара, ешьте – с пылу! С жару! Все румяны да красивы, а за праздник всем спасибо!
Детям раздают блины.
Развязка – рефлексия:
Вед: А мы свою Масленицу прокатали, дорогую свою потеряли.
Думали, будет она – семь годков, а она погостила - семь деньков.
1 Скоморох: Эй Масленица, воротись,
2 Скоморох: В новый год покажись!
Скоморохи увозят Масленицу.
Вед: А в понедельник с утра заработала соха. Всякое семя знает своё время!
Дети уходят в группу.
Список литературы:
- «Праздники в детском саду» Л. Ф. Жданова Москва «Аквариум»2000г.
-«Праздник в детском саду» Н. В. Корчаловская, Г. Д. Посевина Ростов н / Д: изд- во «Феникс», 2000 г.
- «А у наших у ворот развесёлый хоровод» народные праздники, игры и развлечения М. А. Михайлова – Ярославль 2001 г.
- «Масленица –полизуха» народные песни детям О. Лыков -Пермь 2012