Алькина Нина Федоровна
Сценарий «Мордовские посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мероприятия –
воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам национальной культуры и духовности на основе изучения мордовского фольклора.
В процессе работы над сценарием, при проведении представленного мероприятия решали следующие
задачи:
1. Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями мордовского фольклора.
2. Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край.
Публикация «Сценарий „Мордовские посиделки“» размещена в разделах
- Мордовия
- Посиделки
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2021
3. Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров мордовского фольклора.
Для успешной реализации задач определили направления, по которым осуществляли деятельность в ходе предшествующей работы:
- изучение музыкального фольклора (песни, танцы, частушки, праздники);
- изучение игрового фольклора.
Новизна мероприятия заложена в изучении именно регионального фольклора с детьми дошкольного возраста, так как работа по использованию мордовского фольклора довольно широко ведется многими педагогами, музыкальными руководителями. Ценность же регионального фольклора состоит в возможности на его основе узнать историю края, традиции мордвы, национальную культуру, что способствует формированию у детей любви к родному краю, воспитывает чувство патриотизма.
В процессе подготовки мероприятия проведена большая предшествующая работа с детьми, родителями.
Была изучена история мордовской национальной культуры, история мордовского костюма, кухни, быта, обрядов. Собран фольклорный материал: песни, частушки, танцы, обрядовые праздники, игры.
Использовался в работе с детьми мордовский музыкальный фольклор: разучена песня "Луганяса келунясь", частушки, игра "Чиньчарамо", мордовский танец "Кштема".
Результат работы заключен в обогащении знаний детей и педагогов по краеведению, приобщении детей к истокам народной культуры, воспитании любви к народному краю.
Ход мероприятия
"Мордовские посиделки".
В центре зала изба: бревенчатые стены, в углу печь. На стене зеркало, на нем - полотенце, расшитое мордовскими узорами. В середине избы стол, на нем глиняная и деревянная посуда, самовар. Возле печи за прялкой сидит одетая в мордовский костюм хозяйка. Около нее стоит деревянный сундук.
Хозяйка:
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Вечер темный очень долог,
Насчитаю сорок елок,
То за прялкой посижу,
То в окошко погляжу.
Сорока стрекочет - гостей пророчит.
Входят дети с шумовыми инструментами и садятся на стульчики вокруг хозяйки.
Хозяйка: Шумбрачи!
Дети: Шумбрачи!
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуйте!
Хозяйка: Чьи вы гости будете, из каких краев?
1-ый ребенок:
Земля наша –Холстовская,родная,
Здесь родились мы, и здесь живем.
Ее богатства прославляем,
О красоте мордовской сказ ведем.
2-ой ребенок:
Здесь, в Холстовке, Ломовка без края,
До небес богатые леса.
Здесь растем и прославляем
Мы тебя, мордовская земля!
Песня "Чиньчарамо".
Хозяйка:
Ну и удаль, ну и стать!
Вот молодой бы снова стать!
Как певали мы частушки -
А вы же знаете, подружки?
1-ая девочка:
Как частушки нам не знать?
Любим петь мы и плясать!
А ну, вставай-ка, мой дружок,
Пропоем сейчас чуток!
Частушки:
1. Начинаем петь частушки, просим не смеяться.
Тут народу очень много, можем растеряться!
Выступать мы мастера. все мы русские- мордва
Очень весело живём и об этом вам споём.
Если б не было воды. не было б и суши
Если б не было мордовок, кто бы пел частушки.
Мы с весёлой песней дружим по мордовски говорим,
Хорошо живём не тужим песни петь для вас хотим.
Старину мы уважаем, старину мы бережём
О мордовском нашем крае,песни звонко мы поём.
4. Мой дружочек уж хороший, да росточком очень мал,
Проводил меня до дома, я чихнула - он упал!
5. Я нашел себе невесту. Говорят, богатая.
Две подружки у нее, да коза рогатая!
Хозяйка: Загадаю вам загадки,
кто смышлёней погляжу,
Отгадайте-ка ребятки
Про кого сейчас скажу?
Загадки мои о животных,а знаете ли вы отгадки на мордовском языке?
Хвост с узорами,сапоги со шпорами (петух-атякш)
Не зверь не птица,всего боится
Ловит мух,в воду плюх (лягушка-ватракш)
С хозяином дружит
Дом сторожит
Живёт под крылечком
А хвост колечком (собака- киска)
Голодная мычит
Сытая жуёт
Всем ребятам молока даёт (корова- скал)
Она очень внука любит, Как и внучку-лапушку,
Лечит чаем от простуды, Она — наша (бабушка-сырькай)
Хоз. Правильно сырькай, а может вы и песню про сырькай знаете?
Песня «Бабушка»
Хозяйка: Молодцы, ребятки, отгадали все загадки! И песню спели.
Хоз. А теперь пришла пора поиграть нам детвора
Ира (чи –пиземе) Нармунька. В лапоть.
Хозяйка: Хватить петь да плясать, пора и отдыхать.
Ну что, проверим, кто из вас самый сообразительный? Я начну стихи читать, а вы дополняйте.
1. Плохо видят старички, надо им купить. (очки)
2. Притаилась мышка-крошка, значит, рядом ходит. (кошка)
3. Гриб сидит среди дорожки, голова на тонкой. (ножке)
4. Волк охотился в лесу, встретил рыжую. (лису)
5. Дрозд на дереве дремал, быстро кот его. (поймал)
6. Коньки конечно хороши, их любят даже. (малыши)
7. Шенек-венек молихть, вастстост аф тувихть.
День и ночь идут, а с места не сходят. (Часы).
Танец «Мордовочка»
1 реб На Российских огромных просторах
Есть зелёный утеряный рай
Это светлый уютный и скромный
Мой любимый мордовский край.
Земли мои,широки,необъятны
Каждый день и хорош и пригож
Поезжай за моря,океаны
Краше Холстовки ты не найдёшь.
Мальчик: Посидели, повеселились, пора и честь знать.
Девочка: Спасибо, Хозяйка, за веселье и угощение! Вастомазонок1
Хозяйка: Вастомазонок!
Под мордовскую музыку "Луганяса келунясь" гости кланяются и уходят.