Инна Мирошниченко
Сценарий классного часа «Всё-таки, скажу я вам, приятно делать добрые дела» по повести Михаила Самарского «Радуга для друга»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час «Радуга для друга»
по повести Михаила Самарского
Цели:
- познакомиться с творчеством молодого писателя, с его произведениями;
- на основании повести воспитывать у ребят уважительное отношение к окружающим людям, бережное отношение к животным;
- продолжить развитие умений и навыков анализа текста художественного произве-дения.
Задачи:
Публикация «Сценарий классного часа „Всё-таки, скажу я вам, приятно делать добрые дела“ по повести Михаила Самарского „Радуга для друга“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Классный час
- Радуга, радужные идеи
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Образовательная: чтение и комментирование фрагментов повести, показать ребятам, что нравственные проблемы – ведущие в творчестве молодого писателя Михаила Са-марского
Развивающая: развивать мышление, аналитические способности учащихся.
Воспитательная: воспитывать внимание, бережное отношение к природному миру, чуткость к самым близким людям; умение посмотреть на себя со стороны.
Ход урока
Татьяна Николаевна: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и продуктивной работы.
Мы с вами сегодня поговорим о Михаиле Самарском удивительном авторе. Михаил Самарский – обычный подросток… ну почти обычный. Если не считать того, что он пишет книги, которыми зачитываются не только его сверстники, но и взрослые.
(слайд 1) фото
Первую свою книгу, повесть «На качелях между холмами» Михаил написал в двена-дцать лет. Вторая повесть писателя «Радуга для друга» написана им в тринадцать лет!
(слайд 2) фото книг
Выход этой книги не остался незамеченным СМИ. Повесть Михаила Самарского про-извела фурор. На сегодняшний момент книга переиздавалась уже более 10 раз. В том числе в США и во Вьетнаме. Готовятся переводы на болгарский и шведский языки.
За книгу Михаил Самарский был удостоен престижных наград:
• Диплом Лауреата Ломоносовского конкурса «Таланты и дарования — 2009»;
• Золотой Диплом имени Иосифа Александровича Бродского;
• Главный приз многожанрового литературного конкурса «Слон» в 2009 году.
Что вы еще можете добавить об авторе?
(слайды 3, 4) его другие фото
Валентин:
Свою благотворительную деятельность Михаил Самарский начал в 2010 году, основав неформальную программу «Живые сердца», в рамках которой с помощью своих друзей и знакомых он помогал слепым детям: выпус-кал аудиокниги, опубликовывал книги шрифтом Брайля и т. д., закупал различные приборы для незрячих и слабовидящих детей. Помощь в работе программы оказыва-ли российские предприниматели, политики, спортсмены, актёры.
Инна Викторовна: Удивительный, интересный молодой писатель. И герой его книги необычен. Чем произведение непохоже на другие?
(слайд 5)
Повествование ведется от лица собаки. Тринадцатилетний мальчик смог показать мир глазами лучшего друга человека лабрадора.
БУКТРЕЙЛЕР
Инна Викторовна: Чем удивителен герой повести?
(слайд 6)
Настя:
1. Во-первых, имя (стр. 16 зачитать)
«Так вот, я – Трисон. Вы хоть знаете, что это за имя? О-о! Это вам не Тузик какой-нибудь пятнистый и не Рекс косолапый. Иван Савельевич мне подробно рассказывал о моем имени. Мало того что я и сам породистый пес, так вдобавок ко всему и имя у меня не простое. Так звали когда-то тибетского царя. Трисон Дэцэн, который много-много лет назад пришел к выводу, что просветление может быть достигнуто толь-ко в результате морального и духовного совершенствования под руководством ма-стера. Без всякого бахвальства заявляю: мастер у меня в школе был безупречным. Вы поняли, к чему я клоню? Нешуточное дело – просветлённый лабрадор!»
Сергей:
2. Во-вторых, родословная (с. 18)
«Моими предками являются собаки викингов и басков, которые обитали на острове Ньюфаундленд. До XVIII века европейцы в глаза не видели никаких лабрадоров. Мы, между прочим, по мнению мореплавателей, всегда считались и считаемся до сих пор залогом счастливого плавания. И если вы думаете, что это заурядное суеверие, то глубоко заблуждаетесь. Мои предки всегда помогали людям. Если корабль терпел крушение, лабрадоры вытягивали на берег канат, по которому перебирались все лю-ди. А нерасторопных моряков мои предки просто перевозили на себе на сушу».
Святослав:
3. В-третьих, название породы (с. 20)
«Если вам интересно, поясню вкратце, откуда появилось название нашей породы. Иван Савельевич рассказывал, что на сегодняшний день существует три версии. Пер-вая: название произошло от острова Лабрадор, который находился недалеко от нашей прародины. Вторая (мне эта больше всех нравится) : от португальского слова «Labrador», что переводится как «труженик». Третья версия какая-то несуразная, но раз уж решил рассказать, то озвучу и ее: есть такой минерал черного цвета с си-неватым отливом, так и называется «лабрадор». Почему мне не нравится эта вер-сия? Потому что только мои предки имели черный окрас. А сейчас среди моих со-братьев есть и палевые, как я, и даже шоколадные лабрадоры. Нет, никаких минера-лов, островов. Конечно, наша порода произошла от португальского слова. Труженик – он и в Африке труженик, как говорит мой Сашка».
Татьяна Николаевна:
4. В-четвертых, «работа» - поводырь
Что означает слово поводырь?
(слайд 7)
Валентин:
Поводырь — человек, животное или специальное устройство, функцией которого яв-ляется оказание помощи слепому во время передвижения. Устаревшие значения сло-ва — провожатый, проводник, ведущий.
Собаки поводыри специально обучены для помощи слепым людям в передвижении на улице. Они не только являются незаменимыми спутниками, помогающими избегать препятствия на дороге, но и жизненные поводыри, открывающие новые возможности, пробуждающие интерес к окружающему миру.
Настя:
(слайд 8) (с. 10 зачитать)
«Серьезно говорю: я не просто иду со слепым человеком, я тружусь. И поверьте, ра-бота у меня не такая уж и легкая. Моя задача довести подопечного туда, куда он за-планировал, и чтобы он во время пути не разбил себе голову, не споткнулся, не упал, в конце концов, не промочил в луже ноги. Я обязан предупредить обо всех преградах, должен всегда успеть остановиться перед любым препятствием и дать возмож-ность человеку проверить тростью, что перед ним. Если преграда перекрывает часть дороги, я отклоняюсь вправо или влево и обвожу подопечного, при этом еще наблюдаю, чтобы он не прошел под низко склонившимися ветками или еще какой дру-гой штуковиной на уровне его роста. В мою задачу также входит, чтобы подопеч-ный не столкнулся с другими людьми. Если мы передвигаемся на автобусе или трам-вае, я указываю вход, а потом – выход. В общем, забот хватает».
(слайд 9)
«Вы думаете, мне легко ходить с этой шлейкой? Вечером, когда я от нее избавляюсь, так хочется на спинке поваляться, лапы задрать к потолку, вытянуться во весь рост, потом попрыгать, мячик погонять».
Татьяна Николаевна: Что умеет собака поводырь?
Сергей:
Обученная собака поводырь справляется со следующими основными задачами:
быть сосредоточенной и подавлять инстинкты;
преодолевать препятствия на дороге (лужи, камни, бордюры, ступени) и давать зна-ки о них хозяину;
сопровождать незрячего по улицам и перекресткам;
направлять человека в движении на подъемах, лестницах, поворотах, через неширо-кие проходы;
освоить привычные маршруты, в среднем до 35-40, из места проживания и обратно.
Настоящий поводырь не боится людей и транспорта, внимателен к действиям и само-чувствию хозяина при условии его грамотного поведения.
Валентин:
На протяжении всей повести Трисон вспоминает разные истории, которые происхо-дили с ним и его подопечными. Разные люди встречаются на его пути: и хорошие, и плохие, те, кого собака считает «своими» и «чужими».
(слайд 10)
Повесть Михаила Самарского написана как откровение собаки — лабрадора, ведуще-го захватывающую беседу с читателем. Глазами собаки мы видим человеческие по-ступки, и за некоторые из них нам, читателям, становится стыдно.
Святослав:
• однажды Трисон чуть не погиб на рельсах: «Подходит электричка, толпа как ринется к дверям, я думал, они нас раздавят. … меня столкнули с платформы, и я оказался между вагоном и перроном».
• у Ивана Савельевича в трамвае какой-то проходимец вытащил из кармана бу-мажник,
в лифте украли телефон: «Эх, Трисон-Трисон, ты видишь, как … позорят нашу че-ловеческую породу? Ну, скажи ты мне, пёсик мой родной, как же после этого ве-рить людям? — Только ты смотри, собака, не подумай, что я за телефоном пла-чу. Нет, Трисон, пропади он пропадом этот телефон, я плачу оттого, что прихо-дится жить среди вот таких двуногих животных… Разве они люди?»
Очень часто нечестные люди обманывают слепых людей и т. д.
Инна Викторовна: Вы видите, ребята, все-таки хороших, добрых людей, встречаю-щихся в жизни Трисона и его подопечных, больше. И автор убеждает нас в этом. У добра есть имя. И обратите внимание, какие это имена: Светлана, Надежда, Любовь. У жестоких людей имени нет.
Обратимся к повести Михаила Самарского. О чем она?
Варианты ответов:
• о дружбе человека с собакой, о вере в жизнь;
• о верности, умении поддержать в трудную минуту;
• о готовности прийти на помощь;
• о мужестве и отчаянье;
• об отзывчивости и чёрствости;
• о милосердии и равнодушии;
• о горе и радости;
• об умении быть благодарным;
• об одиночестве среди людей и о чудесах, которые может совершить любящее сердце. Настоящему другу можно подарить и радугу, и даже зрение!
(слайд 11)
Татьяна Николаевна:
Михаил Самарский предлагает читателю задуматься над следующими проблемами: как живется в нашем мире животным, которых мы приручили; почему мы так жесто-ки, что значит любить и помогать ближнему. В повести «Радуга для друга» затронута одна из важнейших проблем современности — это отношение в нашем обществе к ин-валидам, которые по тем или иным причинам стали в нашем понимании «неполно-ценными»
Инна Викторовна: У повести необыкновенное название – «Радуга для друга».
Как вы думаете, ребята, почему автор так назвал свою книгу?
(слайд 12)
Настя:
Радуга – это атмосферное оптическое явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. В результате преломления солнечных лучей в каплях воды во время дождя на небе по-является разноцветная дуга.
Радуга – одно из красивейших явлений природы. Человек с незапамятных времён за-думывался над её природой и связывал появление на небе разноцветной дуги с мно-жеством поверий и легенд. Люди сравнивали радугу то с небесным мостом, с которо-го на землю спускались боги или ангелы, то с дорогой между небом и землёй, то с вратами в другой потусторонний мир.
Татьяна Николаевна:
Можно ли сказать, что название повести Михаила Самарского «Радуга для друга» символично?
Ответы учащихся:
Валентин:
Слово «радуга» в той или иной форме неоднократно появляется на страницах пове-сти :
• в автокатастрофе «в тот роковой день в машине вместе с отцом ехал и Шу-рик. Ему тогда было 11 лет. Врачи вынесли приговор: радужка и хрусталик безвозвратно потеряны».
Настя:
• Пес о себе: «В лучах еще не закатившегося солнца моя шерсть переливалась все-ми цветами радуги, но преобладало все-таки золотое сияние моей добротной шерсти».
Сергей:
• Мечта слепого мальчика Саньки – увидеть радугу. Он просит своего друга-собаку Трисона пролаять три раза, если на небе появиться радуга. (с. 126 - за-читать)
Святослав:
Мы видим, с каким необычным интересом он реагирует на рассказ школьной подруги Ирины о знакомой её мамы, не видевшей более 20 лет, сделавшей недавно удачную операцию и наконец прозревшей!
По ходу повести мы видим, как Трисон трепетно относится к своему подопечному подростку и как для поддержания морального духа своего приятеля вынужден пойти на компромисс со своей собачьей совестью — трижды пролаять, что на понятном только им языке означает появление в небе радуги.
Инна Викторовна: Какое символическое значение имеет слово «радуга»?
Радуга – символ многоцветия и радости жизни.
Радуга связана со светом, солнцем, теплом, добром, дружбой.
Радужка глаза повредилась – свет померк, краски исчезли. Радугу, наполненную красками жизнь дарит Трисон своему другу, спасая девочку по имени Рада.
(слайд 13)
Татьяна Николаевна проводит игру
Татьяна Николаевна: (вывод)
Эта книга – не просто повествование о дружбе лабрадора и слепого мальчика, это по-весть о каждом из нас. Это напоминание, что мы должны ценить тех, кто вместе с нами проходит через все жизненные испытания, кто никогда нас не бросит. Ценить насто-ящих друзей и просто всех, чье сердце наполнено добротой.
(слайд 14)
Я хочу посоветовать вам, ребята, читать и другие книги Михаила Самарского : «Фу-кусима, или история собачьей дружбы», «Формула добра», «Двенадцать прикоснове-ний к горизонту» и др.
(Убрать экран)
Лабрадор Трисон дарит своему другу Саше радугу, яркую жизнь, веру в добро.
А что вы могли бы пожелать своему другу? У вас на столах лежат цветные стикеры. Напишите на них свои самые заветные пожелания близким людям, своему другу. Со-ставим из них свою радугу добра!
(Ученикам дается несколько минут, чтобы записать пожелание, а потом прочи-тать и прикрепить на доску в виде цветной радуги)
Итог урока:
Заканчивая урок, хочется пожелать вам: берегите себя, своих близких и родных, ува-жительно относитесь ко всем и ко всему, что вас окружает.