Надежда Ворошина
Сценарий праздника «Капустные посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий календарно- обрядового праздника для детей
Действующие лица:
Хозяйка- взрослый;
Дед- взрослый;
Дети старшей группы.
Цели:
-знакомство детей с православным праздником Воздвижения; с
русскими обычаями и обрядами;
- поддержание интереса детей к познанию жизни своих предков.
Задачи:
-воспитание чувства любви к Родине, народным обычаям и
традициям;
Темочки:
-обучение отгадыванию загадок и пониманию смысла пословиц и
поговорок;
-закрепление умения детей инсценировать русские народные
песни;
-формирование нравственно- патриотических чувств, развитие
художественно- творческой активности детей.
Оборудование:
Печка, лавки, стол, угощение, корзина с капустой; русские
народные костюмы для детей, хозяйки и деда.
(В зале создана обстановка русской избы, у печки сидит
Хозяйка)
Хозяйка: Дует ветер, льется дождь,
Холодно на улице.
А в избе у нас тепло,
Печка топится.
Жду гостей к себе давно…
(За дверью раздается пение детей, которые исполняют
русскую народную песню «Пойду ль я, выйду ль я». Дошкольники
не решаются войти. Хозяйка их приглашает.)
Хозяйка: Ой, вы, гости дорогие,
Девицы красные и парни удалые,
Приходите пособить
Да капустку порубить!
Не толпитесь на крылечке,
Проходите ближе к печке,
Будет весело у нас,
Где работа, там и пляс!
(Дети под русскую народную мелодию «Полянка» входят в зал.
Хозяйка предлагает им сесть.)
Хозяйка: В избе-то у нас весело да тепло, а вот на улице сыро,
ветрено да студено. Воздвиженские зазимки еще не беда, что-то
скажет Покров-батюшка. Расскажу я вам сегодня, ребята, как в
старину на Руси народ собирался да друг другу помогал. Так вот,
есть в церковном календаре такой праздник- Воздвижение,
отмечается 27 сентября. В народе говорили : «Сдвижение тепло
сдвигает, а холод придвигает». А вы знаете другие поговорки об
этом празднике?
Дети:
-на Воздвиженье осень зиме навстречу двигает;
-на Воздвиженье первая барыня- капуста.
Хозяйка: На Руси был обычай заготавливать по осени капусту,
солить ее на долгую зиму. Девушки собирались вместе, ходили из
дома в дом и рубили капусту. Так они помогали друг другу. В этом
деле принимали участие и дети. Такая помощь была нужна, ведь
капуты заготавливали много, на всю зиму. Тогда говорили: «Без
капусты щи не живут», «Капуста не пуста, сама лезет в уста», «Для
чего огород городить, коли капусту не садить». Нарубят девицы
капусты, а после работы начинаются капустные посиделки с
веселыми играми и прибаутками.
(Дети исполняют хоровод «Капустка» под русскую народную
песню «Вейся, завейся капустка».)
Ребенок: Делу время- потехе час! Кончил дело- гуляй смело!
Собрались мы, чтобы попеть, шутки и прибаутки услышать, добрым
словом перемолвиться.
Хозяйка: Поэтому, дорогие гости, не забывайте, что капустные
посиделки без песен, плясок, шуток не бывают. Запевайте песню
шуточную, прибауточную.
(Дети исполняют народную песню «Патока с имбирем».)
Хозяйка: А теперь, честной народ.
Становись-ка в хоровод!
(Дети исполняют хоровод под русскую народную песню «На
горе-то калина».)
Хозяйка: Вижу я, что вы, ребятки, мастера петь да хороводы
водить. А загадки отгадывать умеете?
Дети: Конечно, умеем.
Хозяйка: Растет она на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли пол мешка.
Дети: Это капуста.
Хозяйка: Не шит, не кроен,
А весь в рубцах.
Без счету одежек-
И все без застежек.
Дети: Это кочан капусты.
Хозяйка: Лоскуток на лоскуток,
Зеленые заплатки,
Целый день- деньской она
Нежится на грядке.
Дети: Капуста.
Хозяйка: Да, хорошо вы отгадываете загадки. А ну-ка попробуйте
отгадать другие загадки- не про капусту, а про то, что в нее
добавляли, когда квасили, чтобы капуста получилась вкусной.
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
Она на ощупь гладкая,
На вкус- как сахар, сладкая.
Дети: Это морковь.
Хозяйка: Я красна, я кисла,
На болоте я росла.
Созревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
Дети: Это клюква.
Хозяйка: Я румяную матрешку
От подруг не оторву.
Подожду, пока матрешка
Упадет сама в траву.
Дети: Яблоко.
Хозяйка: Правильно, это морковь, клюква и яблоко. Их добавляли
в капусту, чтобы она стала не только вкусной, но и красивой. А
какой же капустник без шуток и прибауток? Пришли к нам в гости
молодцы и хотят всех повеселить и позабавить.
(Мальчики исполняют русскую народную песню «Где был
Иванушка?»)
Хозяйка: Вот так весельчаки! Всех насмешили, позабавили. А как
соберутся красны девицы да добры молодцы вместе, тут место и
играм найдется. Давайте и мы поиграем.
ИГРА «ПЕТУХ»
(Дети выстраиваются, образуя круг. «Петух» (один из
воспитанников) встает в центр круга. Все дети произносят
речевку и идут по кругу «петушиным шагом», а петух
противоходом.
Дети: Трух- трух, трух- трух,
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Под окном стоит (петух останавливается,
На весь двор кричит.
Кто услышит, тот бежит.
(Петух кричит «Ку-ка-ре-ку» и ловит детей, которые
разбегаются от него в разные стороны. Кого поймали, тот
становится «петухом». Игра повторяется несколько раз.)
Хозяйка: А теперь послушайте частушки- веселушки.
1-й ребенок: Начинаю я припевку
Первую начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную!
2-й ребенок: Капуста моя,
Все четыре кочана.
Никогда я не плясала,
Только нынче начала.
3- ребенок: Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
Балалайка заиграла-
Я не удержалася!
4-й ребенок: Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
5-й ребенок: Не давайте мне обедать,
Не давайте чаю пить.
Только дайте дозволенья
С дорогим поговорить.
Дети (вместе) : Мы пропели вам частушки,
Вы скажите от души:
«Хороши частушки ваши,
И вы тоже хороши!»
(Из печки выходит дед с прутом в руке, замахивается на детей,
грозит им.)
Дед: Вы чего тут расшумелись, а? Только я пригрелся, уснул, а
вы своими песнями да плясками меня разбудили, мешаете
отдыхать. Вот я вас, озорников! Ну-ка, сейчас прекратите шум и гам,
разбегайтесь по углам!
(Дети подходят к деду, приговаривая дразнилку)
ИГРА «ДОГОНЯЛКИ»
Дети: Дед хотел уху сварить
И пошел ершей ловить.
А за дедом кот Лаврентий,
За котом- петух Терентий.
Тащат удочки
Вдоль улочки.
Деду бедному невмочь,
Надо старому помочь.
(По окончании дразнилки дети разбегаются, а дед пытается их
поймать.)
Дед: Что-то я с вами заигрался. Пойду-ка в огород, на свою
Капустку посмотрю.
Вейся, вейся, капустка.
Вейся, вейся, белая.
Хозяйка: Как же капустке не виться,
Белой, белой не ломиться?
Дед: Дождик льет, дождик поливает,
Белую капустку ломает.
(Дед уходит. Хозяйка приглашает детей в хоровод под русскую
народную песню «земелюшка- чернозем»)
Хозяйка: Спасибо вам, красавицы и добры молодцы. Расскажу
вам еще об одной потехе. На Руси добры молодцы любили силой
меряться. Садились напротив друг друга, упираясь ногами, руками
держали палку, и каждый тянул на себя. Кто перетянет палку на
свою сторону, тот и сильнее. Кто из вас хочет помериться силушкой.
ИГРА «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ПАЛКИ»
(Двое детей садятся на пол напротив друг друга, упираясь
ногами и держась руками за палку. По команде хозяйки они
начинают перетягивание палки. Побеждает тот, кто
перетянет палку на себя.)
(Входит дед с корзиной капусты)
Дед: Эй, хозяйка, не зевай,
Принимай-ка урожай!
Хозяйка: Ну, спасибо тебе, дед, за капусту! Будут у нас и щи густые,
будет что на зиму засолить, будет чем детишкам полакомиться.
Угощу-ка я вас, ребятки, сладкой да сочной белокочанной
капусткой.
(На прощание хозяйка раздает детям кусочки капусты.
Дошкольники благодарят хозяйку, желают ей добра и долгих
лет жизни.)сценарий " Капустные посиделки"