Александра
Сценарий итогового кульминационного события «Весна-красна» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема (проект, событие) : «Весна-красна»
Цель: Закрепить знания и представления детей о сезонных изменениях весной, о диких животных и птицах.
Возрастная группа : средняя группа (4-5 лет)
Форма проведения: квест-путешествие
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) : групповая
Учебно-методический комплект:
Публикация «Сценарий итогового кульминационного события „Весна-красна“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика»/ авт. -сост. В. Ю. Белькович, Н. В. гребёнкина, И. А. Кильдышева. – М. : Русское слово, 2017г. ;
Играем, дружим, растё м: сборник развивающих игр. Средняя группа/ авт. -сост. И. С. Артюхова, В. Ю. Белькович, 2018г. ;
Н. А. Карпухина. Конспекты занятий в средней группе детского сада/ Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, 2014г. ;
Интернет-ресурсы.
Методы и приё мы:
Наглядный: показ, рассматривание
Словесный : беседа, объяснение, вопросы, инструкция
Практический: дидактическая игра «Отгадай и расскажи», дидактическая игра «Построй сам», дидактическая игра «Нарисуй весну»
Средства :
Наглядные: демонстрационный и раздаточный материал (предметные и сюжетные картинки по лексической теме «Весенние деньки», «Цветы», карта-схема, пазлы, схемы постройки)
Мультимедийные: презентация к педагогическому мероприятию «Весна-красна»
Музыкальные: звук птичьего щебетания, композиция Э. Грига «Утро»
Оборудование:
компьютер, проектор и экран, колонка, музыкальные инструменты, конструктор, теневой театр, фланелеграф
Предварительная работа:
Педагогические мероприятия в рамках тематического планирования «Весенние деньки»
Чтение и обсуждение художественного произведения К. Чуковского «Краденое солнце»
ЗАДАЧИ образовательной программы ЗАДАЧИ с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Социально-коммуникативное развитие:
- содействовать формированию умения находить различные способы разрешения проблемных ситуаций;
- формировать чувство ответственности за общее дело;
- развивать положительное отношение ребёнка к себе, к сверстникам и окружающему миру.
Познавательное развитие:
- проводить анализ объектов: выделение целого, его частей;
- активизировать действия по словесному заданию;
- развивать и поддерживать интерес к природе, расширять представления детей о природе, учить замечать сезонные изменения в природе;
- развивать счётную деятельность, продолжать развивать представления о геометрических фигурах.
Речевое развитие:
- обогащать и активизировать словарь, формировать грамматический строй речи;
- развивать фонематический слух.
Художественно-эстетическое развитие:
- вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку, выразительно передавать характер музыки с предметами и без;
- формировать умение исполнять простейшие мелодии, побуждать к самостоятельному поиску извлечения звука;
- предлагать создавать постройки по схеме, рисунку, обеспечивать возможности в ходе экспериментирования открывать способы крепления и создавать простейшие постройки.
Физическое развитие:
- развивать физические качества – быстроту, общие координационные способности, умение концентрировать внимание.
Коррекционно-образовательные:
- уточнение, расширение и закрепление словарного запаса по теме «Весенние деньки».
Коррекционно-развивающие:
- развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие ритмического и мелодического слуха;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие лексико-грамматического строя речи (притяжательные прилагательные);
- совершенствование коммуникативных и творческих качеств.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание любви, бережного отношения к природе (цветам, животным, птицам);
- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, взаимопроверки и взаимопомощи, ответственности.
Этапы
(последовательность) деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия (деятельность) детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
1. Оргмомент Ритуал приветствия друг друга, беседа
- Ребята, сегодня у нас необычный день и нам с вами как-никогда понадобится наша с вами дружба и забота. Так давайте же произнесё м наши волшебные слова:
«Мы все дружные ребята, мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем, как заботиться – мы знаем!
Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо! Будет радостно, светло!»
- Ребята, какие четыре времени года мы знаем? А какое время года радует нас сегодня? Загадаю вам загадку:
«Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла - … (дети рифмуют - Весна)»
- Совершенно верно и сегодня мы с вами погуляем по весенней полянке.
Дети заходят в группу, на экране картинка – «Весенняя полянка».
Дети хором произносят ритуал приветствия.
Психологическая готовность детей.
Привлечение направленного
внимания.
Внутренняя мотивация на деятельность.
2. Проблемная ситуация
Просмотр видеосюжета презентации, беседа - Ой, ребята, мне, кажется, там что-то случилось (картинка из цветной превращается в черно-белую).
На экране включается отрывок- нарезка из мультфильма «Краденое солнце» :
- А зубастый крокодил солнце в небе проглотил!
-Ребята, а ведь надо спасать солнышко и весну. И я знаю, кто нам сможет помочь. Отгадайте загадку:
«Он в берлоге спит зимой, под большущею сосной.
А когда придёт весна, просыпается от сна» (медведь)
Мне кажется, нам без него тоже не справиться.
- А чтобы найти медведя, нам нужно выполнить задания. За каждое выполненное задание вы получите подсказку - пазл. Если вы найдете все подсказки и правильно их соедините, то сможете найти берлогу медведя и разбудить его. Вы готовы отправиться в путешествие по весеннему лесу? А чтобы нам не заблудиться у меня есть карта.
«Приглашаю всех детей
В путь отправиться скорей
Ждут нас испытания
Трудные задания».
Дети садятся на стулья, отвечают на вопросы педагога, рассматривают карту-схему.
(на карте изображены 5 полянкок с вырезанными частями в виде разных геометрических фигур, на которых с одной стороны изображение – символ. Дети подбирают часть к целому, определяют последовательность полянок от 1 до 5, и путешествуют согласно карте-схеме)
Осознают и принимают поставленную задачу. Выбирают способы действия для решения проблемной ситуации.
Различают и используют в деятельности различные плоскостные фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, используя приём наложения-приложения; считают до 5.
3. Основная часть Дидактическая игра «Отгадай и расскажи»
(интерактивная доска и теневой театр)
Воспитатель:
Вот мы и добрались до первой полянки. Но что - то здесь не видно никого.
Воспитатель: Ну что, поищем животных, посмотрите внимательно, куда же они спрятались? Посмотрите внимательно, а чья это тень. Если дети затрудняются угадать животное по силуэту, воспитатель предлагает отгадать загадку:
«За горами, за полями, за дремучими лесами
Хищник – ворище ночами рыщет, добычу ищет,
Зубами - щелк кто это?»
Правильно - волк. Как называется дом у волка? (логово). Чем питается волк? (Мелкими животными)
Ребята, а это чья тень?
Хотите узнать, кто здесь? Отгадайте загадку:
«Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной»
Где дом ежа? Чем питается? Живет ежик под корягами и пнями. Он питается червяками, жуками, ловит ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек.
А здесь кто спрятался, чей это пушистый хвост выглядывает? (лисий хвост)
Лиса, молодцы. Чем питается? Как называется дом лисы?
(Лиса охотится на зайцев и мышей, живет в норе)
Интересно, а чьи это длинные уши выглядывают из - за кустика? (заячьи уши) Кто там прячется. Правильно заяц. Чем питается заяц, где его дом?
Питается травой, корой деревьев. Живет в норе под кустом.
- Ребята, вы справились с заданием, получаете первый пазл!
Дети подбирают по форме геометрическую фигуру к первой полянке, на ней изображен символ «Уголок природы». Ребята перемещаются в уголок природы.
Дети отгадывают животного по части тела на экране, отвечают на вопросы.
Дети отгадывают животного по тени, отвечают и рассказывают про животного
Развитие внимания, пространственного мышления, анализа и синтеза. Развитие лексико-грамматической стороны речи – употребление притяжательных прилагательных.
Игра на развитие музыкально-образного звучания
(детский оркестр)
Упражнение в воспроизведении ритмического рисунка. Воспитатель: - Вот мы и добрались до второй полянки.
Где-то слышится свирель – это ветерок поёт.
В лесу – Весна, звенит капель, и солнце нас к себе зовёт!
(переходят в музыкальный зал)
- Дети, нас ожидают музыкальные инструменты. Кто сегодня на каком инструменте играет? Выбираем.
Музыкальный руководитель:
- Ребята, сейчас будет звучать музыка норвежского композитора Эдварда Грига. Как её звуки похожи на весну : нежная, прозрачная, с лёгким ветерком, со звонкой капелью.
Импровизация на детских музыкальных инструментах под музыку Э. Грига «Утро»
МР: - Вот проснулся ветерок/ дудочка
Закружился листок/ шуршащая бумага
Зажурчал ручеёк/ металлофон
И забегал паучок / ксилофон
Зашумели поля / маракасы
И проснулась вся земля / все инструменты.
- А теперь давайте повторим песню капели. Педагог отстукивает ритмический рисунок.
- Спасибо, ребята! Вы справились с заданием и получаете следующий пазл.
Дети подбирают по форме геометрическую фигуру ко второй полянке, на ней изображен символ «Музыкальный инструмент». Ребята перемещаются в музыкальный зал.
Ритмизация и инструментальное сопровождение музыкального рисунка. Воспринимают ритм, музыкальный рисунок и воспроизводят его самостоятельно.
Динамическая пауза. Воспитатель: - Мы с вами добрались до третьей полянки.
Инструктор по физкультуре : - Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
(Поднимают руки вверх, разводят в приветствии)
Я умею улыбаться,
А умею и грустить.
Но давайте все смеяться,
Ну а главное – дружить!
(Улыбаются)
- Ребята, посмотрите, на этой полянке уже начали распускаться первые весенние цветочки. Назовите их. Кто узнал?
- А сейчас, мы присядем столько раз, сколько одуванчиков у нас!
- Сколько ирисов у нас, столько и подпрыгнем раз!
- Сколько подснежников, столько сделаем шагов!
- Сколько медуниц у нас, столько хлопнем раз!
Встаньте, дети, в круг скорей,
Станет сразу всем светлей!
(Поднимают и опускают руки).
Пробегаю я по стенке,
(Бег на месте).
Прыг-скок, прыг-скок!
(Прыгают на месте)
Со стены на потолок,
(Разводят руки в стороны.)
С потолка в оконце,
(Протягивают руки вперёд.)
Я - же солнце!
Дети подбирают по форме геометрическую фигуру к третьей полянке, на ней изображен символ «Спортивное оборудование». Ребята перемещаются в спортивный зал.
Выполнение движений по команде взрослого.
Меняют вид деятельности по звуковому сигналу. Закрепляют навыки счёта до 5.
Упражнение на согласование существительных с числительными «Посчитай» Педагог включает слайд презентации с изображением лесной поляны:
- Ребята, посмотрите, солнышко согрело оттаявшую землю и тут же появился один маленький - … (подснежник, затем два маленьких - … (подснежника). И вот уже на полянке много маленьких - … (подснежников)
Одна медуница, ещё две - … (медуницы, много - … (медуниц)
Один ландыш, два - … (ландыша, ещё несколько много - … (ландышей)
Одна фиалка, ещё две - … (фиалки, множество - … (фиалок)
Один одуванчик, ещё два - … (одуванчика, много - … (одуванчиков)
- Молодцы! Вы справились и получаете следующий пазл!
Дети заканчивают предложения, верно подбирая окончания существительных. Правильно согласовывают существительные с числительными
Дидактическая игра «Построй сам» Воспитатель: - Вот мы и добрались до четвертой полянки.
- Послушайте, как здесь поют птицы! А почему же мы их не видим? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что птицы находятся в своих гнёздах)
Вы знаете, из чего строят птицы свои гнёзда? (песок, веточки деревьев, листики, цветочки.) А сегодня мы смастерим гнёзда для птиц из конструктора по образцу
(дети делятся на пары и собирают постройку по схемам).
- Молодцы, ребята! Получайте ещё один пазл!
Дети подбирают по форме геометрическую фигуру к четвёртой полянке, на ней изображен символ «Центр конструирования». Ребята перемещаются в центр конструирования.
Дети самостоятельно выполняют постройки по предложенным схемам.
Анализируют постройку, выполняют по схемам из 8-10 строительных деталей.
Дидактическая игра «Нарисуй весну» Воспитатель:
- Ребята, давайте попробуем собрать всю картинку из пазлов. Получилось? Сколько деталей не хватает? (одной детали)
- А может попробуем весну – красну зазвать, чтобы она быстрее пришла, да тепло и солнышко принесла.
«Приди, Весна – красна!
Приди солнышко лучистое!
Принеси тепло, да водицу!
Будет травка зеленеть!
Будет птица песни петь!»
- Давайте нарисуем с вами весну при помощи картинок – признаков:
1. Весна – это когда ярко светит солнце.
2. Весна – это когда цветут цветы и зеленеет травка.
3. Весна – это когда щебечут птицы.
4. Весна – это когда льёт теплый1 дождь и бегут ручьи.
- Молодцы, ребята! Хорошая у нас получилась картина. Получайте последний пазл.
Дети хором вспоминают весеннюю закличку «Приди, Весна – красна!»
Дети поочередно выбирают на столе приметы весны и размещают на фланелеграфе. Называют основные признаки времени года – весна. Учатся работать в команде.
4. Заключительная часть. Просмотр видеосюжета презентации (возвращение Солнца) Воспитатель:
- Ну что, ребята, со всеми заданиями мы справились, пазлы получили, давайте дружно соберём большую картинку (логово и медведь). Кто это? Вот кто поможет нам вернуть солнышко!
Педагог включает отрывок-нарезку из мультфильма – возвращение солнца медведем (в цветном варианте).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, мы вернули солнышко!
Воспитатель читает стихотворение З. Александровой «Салют весне!»
Ударил гром двенадцать раз
И замер в стороне.
Природа отдала приказ салютовать весне.
Приказ – черемухе цвести,
Крапиве быть не злой,
Дождю дорожки подмести
Серебряной метлой.
Чтоб каждый кустик был певуч,
Всем птицам звонче петь,
А солнцу выйти из-за туч
И веселее греть!»
Дети собирают пазлы, вспоминают, что делали на занятии. Подведение итога мероприятия.
Дети анализируют деятельность на занятии и делают выводы, что цель достигнута.
Закрепление: организация тематического Дня солнца (3 мая)/ Картотека воспитателя. Тематические дни в детском саду. / авт. -разр. К. Ю. Белая, 2017г., карточка №16; организация подвижных игр на прогулке: «игра «Весенняя прогулка», «Горелки», «Муравьи».