Татьяна Евдокимова
Самоанализ педагогической деятельности.
▼ Скачать
САМОАНАЛИЗ
педагогической деятельности
воспитателя, Муниципального Бюджетного образовательного учреждения школа сад № 42 Евдокимовой Татьяны Валерьевны.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальна сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народно – прикладного искусства. Только в этом случае народное творчество, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное творчество, как и творчество вообще, многофункционально, и одна из функций – воспитательная. «Уметь воспитывать детей – это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» (М. Горький). И во многом эти знания дает народное творчество – вечный источник жизненного опыта, мудрости, красоты. Народное творчество дает реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития человека.
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности,» размещена в разделах
Это и побудило нас провести целенаправленную работу по развитию выразительности речи детей материале устного народного творчества, но достичь поставленной цели, нужно решить ряд задач:
1. Развивать восприятие произведений устного народного творчества.
- вызвать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества;
- сформировать интерес к образам произведений народного словесного искусства;
- создать благоприятные условия для усвоения детьми доступного им языка фольклорных произведений их выразительных средств, таких, как этапы сравнения, олицетворения, юмор (как средство выразительности);
- сформировать понимание содержания произведений словесного творчества народа (о чем говорится);
- формировать умение вычленять языковые выразительные средства: эпитеты, сравнения (не обозначая их терминами) с помощью вопросов:
Как в произведении описывается предмет (явление? Что говорится о нем? С чем сравнивается? Какой предмет?
2. Способствовать формированию творческой активности в речевой деятельности детей, посредством интеграции устного народного творчества в различные виды деятельности.
3. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, к окружающему миру, к окружающей действительности.
В своей педагогической деятельности использую для определения уровня
сформированности знаний, умений и навыков «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.
В процессе работы нами были определены методы, формы, средства воспитания детей на материале народного творчества.
- методы (наглядный, игровой, словесный, практический)
- Формы (интегрированные занятия, игровая деятельность, дидактические игры, театрализованная деятельность, досуг, прогулка, режимные моменты, наблюдение, беседы)
- средства (литература, наглядный материал, дидактический материал).
Свою работу по реализации проекта: «Роль устного народного творчества в формировании выразительности речи дошкольника» строили по следующим основным принципам:
1. На тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное – пение колыбельных песенок, частушек, хороводов; художественно – речевое – пословицы, поговорки, потешки, сказки; декоративно – прикладное – дымковская роспись, филимоновская).
2. Интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой – «Уж, ты зимушка – зима», «Пришла весна»; развитием речи - «Чудесный мешочек», «Ладушки в гостях у бабушки», различные игры – «Десять внучат», «Жмурки», «У медведя во бору» и другие).
3. Активного включения детей в разнообразные художественно – творческие деятельности : музыкальную, изобразительную, игровую, художественно – речевую, театрализованную.
4. На основе принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми. Изготовление коллективных поделок: «Дары осени»; «Игра на музыкальных инструментах», «Изготовление поделок из природного материала», «Изготовление поделок из теста», «Инсценировка сказок: Жихарка, Теремок, Колобок, Маша и медведь и многих других.
5. Создание развивающей среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов: «Праздник русской березки», «Дорого яичко в Пасхальный день», «Уродилась Коляда на кануне Рождества», «Масленица», «Солнечная карусель», «Путешествие в страну сказок», «В гости к бабушке», «Вечер досуга посвященный шуткам, прибауткам, потехам».
6. Бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно ни проявлялось.
В процессе работы с детьми мы стремились к созданию такой атмосферы, которая позволила чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно, которая стимулировала общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы. Проделанная нами работа позволяет сделать следующие выводы: различные виды народного искусства, имея общим источником жизнь, быт, традиции народов, более чем другие виды искусства, отвечает идее интегративного, взаимосвязанного их использования, что само по себе отвечает природе ребенка, которая требует цельности, законченности во всем. Так, в своей работе мы широко использовали взаимосвязь художественных образов одного вида искусства с художественным образом другого. Например, детям предлагалось изобразить сюжет, предмет из сказки для самодельной книжки, используя стиль дымковской росписи. От этой работы дети получали большое эмоциональное удовлетворение, потому что детский рисунок обрел нарядный праздничный вид и выглядел эстетически привлекательно. С другой стороны, рисунок использовался для составления загадок описательного вида. Речевая активность детей при этом возрастала. Высокая степень интегрирования художественного материала осуществлена нами при организации музыкально – театрализованных представлений, основу которых составили обрядовые действия (святки, ярмарка, посиделки). В процессе работы стало ясно, что одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества является взаимосвязь художественного слова и изобразительной деятельности. Предлагая детям на выбор различные материалы, свободу действий с ним, педагог, ничем не ограничивая самостоятельность детей, лишь помогает, поддерживать интерес к творчеству, показывает разнообразные возможности применения знаний. В результате дети увлекаются работой, находят новый, оригинальный способ выполнить задание, новое решение художественного образа. Наша работа показала, что предложенный художественный материал понятен и доступен детям. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и мелодике родной речи. Приобщаясь к фольклорным традициям своего народа дети постепенно постигают великую народную культуру. Они овладевают традиционным ритмо – мелодическим и интонационным богатством родной речи, но, пожалуй самое главное : понятная прочувственная в дошкольном возрасте красота родной речи будет отражаться в речи наших детей в течение всей их жизни. Каждый ребенок чувствует свою значимость в группе, комфортные условия созданные в группе позволяют детям взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. Нам в условиях многонациональной среды удалось достичь толерантных отношений между детьми, с уважением относится к русскому народному творчеству. Помимо основной работы с детьми также проводится консультативная работа с педагогами : «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей», «Ознакомление с книгой и устным народным творчеством», «Учите детей красноречию», открытые занятия, направленные на повышение уровней знаний, умений и навыков использования устного народного творчества в развитии выразительности речи детей: «В гости к хозяюшке», «Ладушки в гостях у бабушки», «Знакомство с русским костюмом», «Мой любимый сказочный герой». Также важна работа с родителями консультативная, разъяснительная, в виде открытых мероприятий, совместных развлечений, театрализованных постановок. Провели консультации: «Учите вашего ребенка говорить правильно», «Читайте детям сказки», «Русская народная мудрость о воспитании»; открытые занятия «Рассказывание русской народной сказки репка», «У бабушки в деревне»; совместные мероприятия: «В гостях у сказки», «День именинника», «Папа, мама, я спортивная семья»; выставка: «Что нам осень подарила», «Мастерская Деда Мороза», «Русский костюм», «Народное творчество», «Мастерицы – рукодельницы», макет «Русская изба».
В будущем мы планируем корректировать, анализировать и обогащать знания детей по формированию выразительности детей через устное народное творчество на первом и втором этапах реализации проекта;
- разработать и внедрить последующие этапы проекта старшего возраста;
- глубоко изучить проблему толерантных отношений между детьми в условиях многонациональной среды с целью воспитания патриотизма.