Евгения Журбина
Круглый стол «Роль трудового воспитания дошкольников»
▼ Скачать
Роль трудового воспитания дошкольников
Цель: выяснить спектр мнений по трудовому воспитанию с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты.
Задачи:
Публикация «Круглый стол „Роль трудового воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Круглый стол для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
• Рассмотрение разных подходов к понятиям "трудовое воспитание" .
• Обогащение представлений о формах методической работы дошкольного учреждения по вопросам формирования профессиональной компетентности педагогов в разделе трудового воспитания.
• Обмен опытом педагогов в вопросе трудового воспитания дошкольников.
План проведения:
1. Вводная часть
2. Дискуссионная часть.
3. Заключительная часть.
1. Трудовое воспитание дошкольников — одно из важных направлений работы современного детского сада. Оно практически невозможно без тесного взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников и очень затруднено отсутствием соответствующей разнообразной предметно-развивающей среды для организации трудовой деятельности детей.
Основополагающие задачи для образовательной области «Труд» прописаны в Федеральных государственных требованиях, которые предполагают развитие трудовой деятельности детей; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Конструируя вариативную программу дошкольного образования (часть ООП ДО, формируемая участниками образовательного процесса) педагог может углублять содержание образовательной области «Труд» за счет внедрения дополнительных задач или расширять его за счет введения новой образовательной области (например «Сад-огород», «Кем я буду» или «Помощники» и т. п.).
При этом воспитатель углубленно решает такие задачи как расширение представлений детей о труде взрослых и воспитание интереса к различным профессиям (при этом особое внимание уделяется профессиям родителей и месту их работы); знакомство со специфичными профессиями родного города; воспитание уважения к людям труда и потребности в трудовой деятельности; Формирование навыков бережливого отношения к результатам собственного труда и труда окружающих.
Анализируя свою работу по проблеме трудового воспитания дошкольников педагоги обращают внимание на проявление детьми интереса к различным видам труда в детском саду, расспрашивают родителей о выполнении ребенком тех или иных трудовых поручений дома. Важно выяснить, имеет ли ребенок дома трудовые обязанности, естественно, посильные ему по возрасту, состоянию здоровья и уровню развития. Это могут быть несложные поручения, такие как уборка игрушек, вытирание пыли, сервировка стола, но вполне возможно, что под присмотром взрослого, ребенок с удовольствием будет выполнять и более сложные задания, такие как мытье полов, походы в магазин, мойка стекол или посуды.
При выполнении тех или иных поручений, как в детском саду, так и дома, важно, чтобы ребенок с охотой брался за дело, доводил его до конца, а если работает не один, то действовал сообща, уступая, договариваясь, доказывая свою точку зрения без скандала и драки, а в процессе конструктивного общения.
При таком подходе дети быстро осваивают опят старших и приучаются к самостоятельной работе. Важно помнить, что трудовые действия ребенок дошкольного возраста воспринимает как игру, в которой подражает взрослому, примеривает на себя роли знакомых ему профессий, на основе чего формируется психологическая готовность к труду, положительное отношение к данному виду деятельности, закладываются предпосылки будущего профессионального самоопределения.
Воспитательная эффективность ознакомления с трудом взрослых зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и оттого, на какие его стороны направляется внимание детей. Важно вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда : например, гуляя на прогулке, можно наблюдать за работой снегоуборочных машин. Засыпанная снегом улица после расчистки дает простор для свободного движения транспорта и пешеходов.
Посмотрите короткие видеоролики-высказывания детей о том, кем они хотят быть, когда вырастут и как мотивируют свои желания.
При ознакомлении детей с трудом взрослых педагог может использовать иллюстрации различных профессий, орудий и продуктов труда, дидактические игры типа «Подбери пару», «Играем в профессии» и др., рассматривание альбома «Все работы хороши», читать рассказы о людях разных профессий, организовывать наблюдения за трудом взрослых.
2. В настоящее время уделяется особое внимание воспитанию подрастающего поколения, обеспечению трудового и нравственного воспитания. Важная роль в этом принадлежит как общественному, так и дошкольному воспитанию. Надо отметить, что детские дошкольные учреждения всесторонне развивают и воспитывают детей, укрепляя и сохраняя их здоровье, прививают им любовь к труду, к своей Родине, а также подготавливают детей к обучению в школе. За определенный период времени пребывания в детском саду у ребят должны быть развиты необходимые психологические и физиологические предпосылки, целеустремленность, физическое здоровье, самостоятельность, выносливость. Труд должен радовать ребенка, и наша задача развить это чувство у маленьких детишек. В дошкольном возрасте нужно уделять особое внимание развитию трудолюбия, т. к. в последующие годы приучить ребенка к труду будет намного сложнее. Ребенок должен осознавать, что есть нравственные качества человека, такие, как трудолюбие, чувство долга, ответственность за порученное ему дело. Большое значение в трудовом воспитании дошкольников имеет хозяйственно-бытовой труд, он связан с самообслуживанием, поддержанием порядка в групповой комнате, соблюдением правил личной гигиены. Такой труд воспитывает в детях желание поддерживать чистоту и порядок, быть аккуратными, бережно относится к вещам, по собственному желанию наводить порядок и помогать своим товарищам.
Воспитатели помогают всем детям осознать полезность своего труда, стремление трудиться и прививают огромный интерес к труду. Например, не менее кропотливый труд по уходу за животными. Принимая участие в нем, ребенок проявляет заботу, аккуратность, бережливость и получает определенные знания об их жизни. Дошкольные учреждения воспитывают у ребят интерес к сельскохозяйственному труду и любви к природе, сажая вместе деревья, цветы и кустарники. В некоторых городах существуют замечательные дошкольные учреждения, которые прививают ребятам любовь к труду через практические занятия, т. е, дети могут на практике сами покормить животное или же посадить и затем ухаживать за каким либо растением. В таких детских садах строят специальные теплицы для выращивания растений, загоны для определенных видов животных. Немало важен и ручной труд, он способствует духовному развитию. Художественное творчество- тоже очень интересный и разносторонний труд. В нем можно использовать природные материалы, шишки, желуди, листья и т. д.
Коллективный труд имеет большое воспитательное значение, в ходе его дети сотрудничают друг с другом, у них воспитываются чувство ответственности и требовательность к себе за выполняемую работу, а также умение работать сообща. Организуя коллективный труд, большинство воспитателей учат детей планировать работу, помогать друг другу, распределять обязанности, развивают у них общественные навыки. Не следует забывать, что распределять труд нужно по силам ребенка и не надо перегружать его. Потому что в следующий раз, ребенок будет уклоняться от порученных ему дел. К сожалению, в некоторых дошкольных учреждениях нет, такой закономерности прививать детям любовь к труду, они участвуют в труде очень редко. В таком случае дети очень часто проявляют нежелание участвовать в любой работе. На любое предложение воспитателя что-то сделать они отвечают: Не хочется, Не могу, Очень устал, Надоело.
Дав задания, воспитатель порой сам не замечает, что заставляет выполнять работу, тем самым подчиняя себе. Поэтому трудовая деятельность детей проходит механически, без какого либо интереса и желания. С другой стороны тоже плохо, если воспитатель диктует им, что нужно делать, начинает вмешиваться, тем самым не дает ребенку самому проявить активность и самостоятельность. Тогда дошкольники привыкают работать лишь только по указанию взрослого. Дети быстро привыкают работать только по указанию. Как бы не рассказывал педагог или воспитатель о труде, ребенок не почувствует и не поймет, что такое труд пока не ощутит это на себе и не попробует сам. Воспитатели должны правильно и справедливо давать оценки труду ребенка. Не захваливать и не принижать, это может привести к большим упущениям. У одних появляется завышенная самоуверенность, а у других неуверенность в себе. И тогда интерес к любой трудовой деятельности будет потерян. Воспитанию положительных черт личности способствуют: добрая помощь, добрый совет и поддержка даже самых маленьких успехов. Знание семейного воспитания сегодня является важным условием в нынешнем трудовом воспитании. Как организована трудовая деятельность в семье, воспитатели обязаны знать хорошо, а если требуется, оказывать необходимую помощь родителям. Необходимо знать и помнить, что в близком содружестве с семьей можно быстро и успешно решать задачу коммунистического воспитания детей на первой, дошкольной ступени. В теоретическом, а также в практическом воспитании дошкольников большое место занимает ознакомление их с различным трудом взрослых, именно это в значительной степени способствует формированию различных представлений о роли человеческого труда в жизни, воспитанию стремления всегда участвовать в труде. В некоторых семья дети выполняют многие дела по хозяйству, помогают своим родителям, бабушкам, и дедушкам. Но есть семьи, в которых ребенку не находят дела и он лишь помогает маме убирать свои же игрушки. В больших семьях, где несколько детей, трудовое участие особенно велико, ведь здесь можно ухаживать за младшим братом или сестрой, помочь маме и т. д. Даже сами дети могут рассказать, как у них это получается. : «Мою братишке лицо и руки, даю ему кушать»; «Я хожу с Лялей гулять»; «Мы с младшим братом вместе играем, рисуем, гуляем»; «Я одеваю сестренку и мы идем на прогулку»; «Слежу за братиком, даю водички попить, помогаю купать»; «Мы с сестренкой играем, я вожу ее в коляске, пою ей песни, рассказываю сказки».
Отсюда сразу видно, что ребенок чувствует себя взрослее по отношению к младшим и считает, что это его долг ухаживать за ними. Не стоит забывать, что кроме ухода за маленькими, дошкольнику хочется поиграть со своими сверстниками, где есть свои интересы, интеллектуальные потребности, игры и многое другое. Но не в коем случаи не нужно обременять дошкольника поручениями, как только он почувствует ущемление в своих детских потребностях, у него пропадает какой либо интерес и даже меняется отношение к своим младшим братьям и сестрам. Забота о ком- либо это глубокое понимание и большой человеческий труд.
Важно всем членам семьи, при выполнении всех этих дел быть примером. Не надо жаловаться на усталость, говорить о нежелании, что-то делать. Пусть ребенок видит настроение и активность каждого, их желание, сноровку, умение все делать с готовностью. В семьях, где заложены традиции, приобщать к труду всех членов семейства, приведут к более хорошим результатам, чем в семье, где труд не ценят и вряд ли научаться ценить, там всегда к труду будут относиться с неохотой. Только благодаря стремлению к труду, человек достигает своих целей и становится личностью.
3. Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что систематическая и целенаправленная образовательная работа педагога способствует формированию у детей умений, позволяющих им осознавать и выполнять трудовую деятельность. Дети становятся более организованными, их деятельность приобретает планомерный характер, формируется культура труда и бережливость; дети учатся аккуратности, настойчивости, сосредоточенной работе, самоконтролю и доведению дела до конца.