Загида Хусаинова
Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи в развитии поисково – исследовательской
деятельности ребенка
«Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон
Для развития личности дошкольника существенное значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка. В этом направлении огромную роль играет экспериментальная деятельность ребенка, т. е. поисковая деятельность, познавательная деятельность.
Публикация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка» размещена в разделах
При этом решаются такие задачи как:
- умение видеть взаимосвязи и взаимозависимости, т. е. способность видеть многообразие мира;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств / эталонов, символов, условных заменителей, моделей / ;
- включение в мыслительную деятельность моделирующих и преобразующих действий;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности ;
- развитие умения совместной деятельности не только между ребенком и взрослым, но и между детьми.
Организация идет по трем направлениям:
- живая природа / многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде, характерные особенности в различных климатических условиях /;
- неживая природа / воздух, вода, почва, электричество, звук, свет, цвет, вес и др. / ;
- человек / функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов / .
Роль семьи в развитии поисково – исследовательской деятельности ребенка
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решать без участия родителей, без тесного с ними контакта. Ведь даже в создании уголков экспериментирования большое место занимают родители, без их помощи мы выглядели бы очень бедно. При этом зачастую у родителей возникает вопрос : «А зачем? Зачем нам заниматься этой деятельностью?» На помощь приходят индивидуальные беседы, наглядная агитация / выставки книг / идет планомерное убеждение родителей в том, что необходимо поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Следуя мудрому совету В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Мы стремимся к тому, чтобы поддерживать в детях этот интерес, привлекая к этому и родителей.
Вот те немудреные советы, которые помогают в совместной работе родителей и педагога. Несмотря на занятость, ссылку на недостаток свободного времени на «такую ерунду» : «Зачем это нужно сейчас, когда можно и в школе», - и еще масса всяких отговорок, многие родители откликаются на предложение и советы и проделывают дома различные эксперименты.
Итак, какие же советы:
- не следует отмахиваться от желаний ребенка, ведь в основе этого «любопытства» лежит любознательность, в результате которой появляется потребность в исследовании;
- никогда не отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. ;
- нельзя запрещать исследовательскую деятельность, т. к. это сковывает активность и самостоятельность ;
- нельзя указывать на ошибки и недостатки, т. к. осознание своей неуспешности гасит интерес к этому виду деятельности. Надо учить детей доводить начатое дело до конца и давать положительную оценку деятельности.
Хочется отметить, что не очень многие родители сами понимают, что такое поисково – исследовательская деятельность, принимая такое явление, как состояние воды жидкое, твердое, газообразное как само собой разумеющееся,т. е. это есть и точка. Или на некоторые анкеты ответы даны в таком виде: «Любит лепить, рисовать, создавать». Не спорим, это тоже исследовательская деятельность, но не та, о которой говорим мы. И поэтому дети получали задания на работу с магнитом, зеркалом, лупой, рассматривание под микроскопом, наблюдение за состоянием воды при кипении и при сильном охлаждении.
В этом месяце дети получили конкретные задания из методического пособия «Опыты на кухне». Родители с удовольствием откликнулись на этот прием и принесли описание результатов проведенных совместно с детьми исследований.
Рассматривая решение вопросов по исследовательской деятельности дома, хочется отметить, что наиболее интересные ответы у Оли Г. / мама принесла даже результат рисования на ткани соком /, у Миши эксперимент связан со вкусом и изменением цвета продуктов, Лиза Голомидова сделала вывод, что непромокаемая ткань используется для шитья зонтиков. Интересно описан опыт у Анны Д. Они рассматривали дольки фруктов через лупу и сок, который выжимали из фруктов. Основательно описала исследовательскую деятельность семья Анны В.. Анна наблюдала опыт с воздухом, делала свои умозаключения, выводы. Вика тоже старалась, у нее опыт с шариками. Ян провел опыт с горохом и сахаром. Через свой опыт он узнал о том, что горох в воде разбухает, а сахар растворяется.
Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что если мы хотим, чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание. Это обязывает к решению поставленной задачи не только детей, но и родителей. Родителей,как и детей, необходимо не только заинтересовать, но и похвалить за проведенную работу. Несмотря на большую занятость, в выполнении конкретного задания отказа не будет.
Хочется отметить, что в интернете есть рубрика исследовательской деятельности детей. Из нее информацию приносят родители. Им это очень даже интересно самим.