Самарина Татьяна Васильевна
Опыт работы «Роль родного языка в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у детей интереса к национальной культуре и традициям. Младший школьный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, любознательностью.
На всем протяжении истории каждого народа материнский язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества.
Публикация «Опыт работы „Роль родного языка в духовно-нравственном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День родного языка. 21 февраля
- Опыт работы, практика
- Темочки
Сейчас, когда столь бурно протекают все социальные процессы, с особой остротой видно ослабление таких важнейших качеств, как духовность и культура. Их возрождение следует начинать со старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Использование же национально-культурных ценностей в воспитании детей является наиболее эффективным условием духовно-нравственного благополучия любой нации.
Динамику духовного саморазвития дошкольников можно видеть в умении выстраивать хорошие взаимоотношения с людьми по высшим общечеловеческим ценностным критериям добра, любви и красоты, а также в умении быть ответственным в поступках и деятельности не только для себя, но и для людей.
Основой системы духовно-нравственного воспитания является родной язык. Ведь обучение детей эрзянскому языку таит в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств. С этой целью я использую народные традиции в нравственном воспитании дошкольников.
Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации.
Для приобщения детей к истокам народной культуры, можно выделить следующие направления работы :
- расширять и углублять знания детей о нашей многонациональной Родине;
- давать детям общее представление о республике Мордовия;
-знакомить с мордовскими обычаями и традициями, с народным творчеством, с истоками мордовской праздничной и традиционной культуры.
Знакомство с национальными мордовскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала.
Собранные предметы обихода, образцы народного искусства и творчества занимают особое место в формировании этнокультурной компетентности у младших дошкольников.
Дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда. Все эти предметы старины вызывают у них неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.
Важным средством духовно-нравственного воспитания детей является фольклор. Содержание фольклора, его отдельных произведений, составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально-исторические и художественно-эстетические взгляды.
Велика педагогическая ценность сказок в формировании нравственного воспитания дошкольников. Представление об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости остаются в сознании ребенка и определяют нормы его поведения; знакомят детей с жизнью народов, национальными обычаями.
С большим удовольствием дети знакомятся с мордовскими подвижными играми, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции. Еще с большим интересом пытаются потом поиграть в эти игры самостоятельно. С помощью них проводим физкультминутки. Детям очень нравится.
Развлечения и праздники с этнокультурной тематикой дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.
Таким образом, включение ценностей и традиций мордовской народной культуры в процесс воспитания дошкольников даёт возможность решать многие воспитательные цели и задачи :
- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;
- воспитание личности ребёнка, знающий, уважающий историю и традиции своего народа;
- использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.
Реализация работы по данному направлению в полном объеме возможна только при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Проводимые совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что, впоследствии, оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса. Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется на основе принципа единства координации усилий детского сада и семьи, принципа совместной деятельности воспитателя и родителей. Педагог и родители действуют сообща, предъявляя дошкольникам согласованные требования, идя рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
Семья является главным источником народных традиций, поэтому я стараюсь заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к культуре и традициям родного края. Хочется отметить, что только в совместной работе и в тесном сотрудничестве можно добиться хороших результатов: родители будут больше проявлять интерес к приобщению детей к национальной культуре, с удовольствием принимать участие в различных конкурсах и совместных мероприятиях. Именно в семье ребенок должен получать свой первый жизненный опыт духовно-нравственного поведения, делать первые наблюдения и учиться тому, как вести себя в различных ситуациях. То, что ребенок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что совместно проводимая работа с родителями по данному направлению способствует приобщению к национальной культуре родного края, привитию интереса к быту, обычаям и традициям мордовского народа, а самое главное, способствует сохранению родного языка. Дети с большим удовольствием стремятся изучать и узнавать как можно больше о своей малой Родине, о культуре своего народа, его традициях, знать и изучать свой родной язык.