Алевтина Никитенко
Родителям о ПМПК
▼ Скачать + Заказать документы
Что нужно знать родителям детей, которым рекомендовано пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК)
Основная задача психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) – это определение психолого-медико-педагогических условий, в которых ребенок нуждается в процессе обучения.
Основные принципы работы ПМПК
1. Принцип добровольности.
Диагностико-консультативное направление работы специалистами ПМПК проводится исключительно при добровольном пожелании родителей и с их письменного согласия.
Публикация «Родителям о ПМПК» размещена в разделах
2. Принцип всестороннего и комплексного изучения особенностей развития ребенка.
Всестороннее изучение особенностей развития – это изучение характеристик тех специалистов, которые регулярно общаются или работают с ребенком. В частности, изучаются представления со стороны законных представителей, медицинских и педагогических работников.
Комплексное изучение особенностей развития ребенка – это проведение специалистами ПМПК психолого-медико-педагогического обследования.
Медицинское обследование.
Изучаются все добровольно предоставляемые родителями медицинские документы ребенка, в том числе амбулаторная карточка. также проводится с согласия родителей элементарное изучение нервно-психического развития и опорно-двигательного аппарата.
Психологическое обследование.
Изучается состояние эмоционально-волевой сферы и особенности развития высших психических процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти).
Педагогическое обследование.
У детей школьного возраста изучается сформированность школьных навыков по письму, счету, чтению, а у детей дошкольного возраста сформированность предпосылок для овладения письмом, счетом, чтением.
Уважаемые родители, обращаем ваше внимание на то, что во всех случаях, когда, по вашему мнению, ребенок не демонстрирует всех своих возможностей в процессе обследования, то вам предоставляется возможность продемонстрировать потенциальные способности ребенка с использованием современных технических средств (видеосъемка на телефон или камеру).
3. Принцип конфиденциальности.
Предметом конфиденциальности является сам факт обращения к специалистам ПМПК за помощью, коллегиальное заключение и рекомендации ПМПК.
4. Принцип соматической готовности ребенка к обследованию.
На момент обследования ребенок должен быть здоров, у него должно быть полное отсутствие:
-простудных и инфекционных заболеваний (ОРЗ, ОРВИ, ГРИПП, ангина и пр.);
-гнойничковых кожных заболеваний, стрептодермии рук;
-инфекционных болезней глаз (ячмень, блефарит, конъюнктивит и пр);
-паразитарных инвазий (аскаридоз, энтеробиоз и пр.);
-педикулеза.
Коллегиальное заключение ПМПК
Коллегиальное заключение – это вывод, который делает комиссия по итогам изучения особенностей развития ребенка с момента рождения до момента прихода на ПМПК.
Заключение психолого-медико-педагогической комиссии принимается всегда в интересах ребенка, исходя из его основополагающих потребностей. На заключение комиссии не влияет желание, просьба педагогического коллектива или родителей (и иных третьих лиц).
Уважаемые родители, обращаем Ваше внимание на то, что заключение комиссии носят рекомендательный характер.
С заключением комиссии Вы вправе как выражать свое письменное согласие, так и письменное несогласие.
Заключение ПМПК выдается исключительно родителям. Вы сами вправе решать, как им воспользоваться.
Рекомендации ПМПК обязательны для выполнения образовательными учреждениями только после Вашего письменного заявления.
Содержание деятельности специалистов ПМПК
Члены комиссии консультируют по всем вопросам, касающихся трудностей, которые дети могут испытывать при обучении, как в детском саду, так и школе.
Также могут быть изучены проблемы поведения детей и предложены пути их коррекции.
Члены комиссии достаточно подробно изучают и определяют пути развития детей с логопедическими проблемами.
ПМПК работает и над определением условий обучения детей, проходящих МСЭ.
Как проходит заседание ПМПК
В составе комиссии работают следующие специалисты:
детский психиатр;
педагог-психолог;
учитель – дефектолог;
учитель – логопед;
Ребенок приходит на обследование в сопровождении одного из родителей (законных представителей). Желательно, чтобы на ПМПК присутствовала мама ребенка. Именно мама сможет рассказать о течение беременности и раннем периоде развития ребенка для определения клинических (медицинских) факторов отклонения в развитии ребенка.
Родители (законные представители) должны предоставить оригиналы документов, удостоверяющие личность ребенка, личность родителя (законного представителя) и их право представлять ребенка на ПМПК.
В назначенное время ребенок и родитель приглашаются на обследование. После того как Вы дадите письменное согласие на обследование ребенка и услышите ответы на все интересующие Вас вопросы по воспитанию и обучению Вашего ребенка, члены комиссии, в зависимости от заявленных проблем, проводят обследование ребенка и выносят в рамках своей компетенции заключение и рекомендации.
Еще раз напоминаем, что с заключением комиссии родители вправе как соглашаться, так и не соглашаться.
При этом свое согласие и не согласие родители оформляют письменно на бланках установленного образца.
Варианты заключений и рекомендаций по результатам обследования на ПМПК
Для детей дошкольного возраста
Заключение Рекомендации
Заключение офтальмолога Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием
Заключение офтальмолога Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей
Заключение офтальмолога Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слепых детей
Смешанные специфические расстройства психического развития Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития
Умственная отсталость легкая
Умственная отсталость умеренная Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Заключение ортопеда Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Тяжелые нарушения речи Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи
Норма интеллектуального развития Основная образовательная программа дошкольного образования
Для детей школьного возраста
Заключение Рекомендации
Тяжелые нарушения речи Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Смешанные специфические расстройства психического развития Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Заключение офтальмолога Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся
Заключение офтальмолога Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся
Заключение сурдолога Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся
Расстройство аутистического спектра Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Заключение ортопеда Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Норма интеллектуального развития Основная образовательная программа начального общего образования
Умственная отсталость легкая Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, разработанная на основе содержания Примерной АООП Пр. №1599, вар. 1 с учетом специальных условий получения образования
Умственная отсталость умеренная Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, разработанная на основе содержания Примерной АООП Пр. №1599, вар. 2 с учетом специальных условий получения образования
Норма интеллектуального развития Основная образовательная программа основного общего образования
ПМПК может дополнительно рекомендовать:
*консультация у невролога, ортопеда, эндокринолога или других узких специалистов
*обследование ребенка в условиях стационара.