Ольга Николаевна Втюрина
Рисуем карандашами и фломастерами
▼ Скачать + Заказать документы
РИСУЕМ КАРАНДАШАМИ И ФЛОМАСТЕРАМИ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
.Обучение умению правильно держать карандаш или фломастер; ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые линии, кружочки.
.Развитие мелкой моторики.
Развитие речи.
Формирование интереса к рисованию.
МАТЕРИАЛЫ.
Цветные карандаши, фломастеры, бумага, различные игрушки и предметы.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ.
Публикация «Рисуем карандашами и фломастерами» размещена в разделах
РИСОВАНИЕ В ВОЗДУХЕ- изображение линий и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого приема помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне. Можно также рисовать пальцем на любой гладкой поверхности (стекле, столе).
СОВМЕСТНОЕ РИСОВАНИЕ- совместные действия взрослого и ребенка в процессе рисования. Взрослый вкладывает карандаш в руку ребенка, берет ее в свою и водит по бумаге, создавая изображение и параллельно комментируя рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него во время рисования с определенной силой, проводить различные линии и фигуры.
ДОРИСОВЫВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ – процесс завершения рисунка. В качестве основы для рисования предлагается заготовка, на которой нарисована только часть рисунка, недостающие детали которого ребенок должен дорисовать. Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым. Использование этого метода обучения позволяет закрепить усвоение ребенком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры). При этом у взрослого есть возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе и уровня их умений.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ –создание ребенком рисунка по собственному желанию с использованием усвоенных навыков.
ПОДГОТОВКА К РИСОВАНИЮ.
Перед началом занятия следует подготовить рабочее место. На столе должно быть только самое необходимое. Для начала – лист бумаги (чистый или с заготовкой для рисунка) и один карандаш (фломастер) на каждого ребенка.
СЮЖЕТ РАБОТ.
Занимаясь с детьми раннего возраста, следует рисовать конкретные предметы и явления, хорошо знакомые им. Для того чтобы воспроизвести изображение знакомого предмета, дети должны воспринимать его целенаправленно. Взрослый может помочь детям как будто заново увидеть предмет или явление, выделить его значимые признаки: цвет, форму, расположение в пространстве. Для этого перед началом очередного занятия следует показать малышам предмет, который будет им для рисования. Вместе исследуйте его, обратите внимание на детали. А во время прогулки обращайте внимание детей на то, как дождик из тучи капает, какая трава на газоне растет.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ.
Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе. Педагогу следует сидеть за одним столом с детьми, чтобы он мог помогать каждому ребенку. Чтобы закрепить навыки малышей, один сюжет можно использовать несколько раз. Можно давать задания на дом, чтобы малыши рисовали знакомые картинки вместе с родителями. Занятия проходят в виде игры. Во всех рисунках присутствует сюжет. Взрослый комментирует процесс рисования, используя стихотворения, потешки, загадки.
ПОРЯДОК РАБОТЫ.
Сначала дети учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, затем круги разной величины. Такое поэтапное обучение позволяет лучше закрепить каждый из навыков, не смешивать их. При этом если в начале занятий из-под руки маленьких детей появляются контурные рисунки, то со временем становится возможным предлагать закрасить детали рисунка нужным цветом, стараясь не выходить за его контур, добавлять в рисунок новые детали.
ПОМОЩЬ.
На начальных этапах обучения рисованию возможна совместная деятельность ребенка со взрослым. При достаточном развитии навыков используется рисование по показу и по готовому образцу. Взрослый помогает детям располагать изображение на листе бумаги посредством создания карандашного наброска или показа пальцем, где следует рисовать.
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ.
Чтобы малыши не разрисовывали мебель, стены и самих себя, советуем давать карандаши и фломастеры только на занятиях, учить пользоваться ими под контролем взрослого, а затем убирать их в недоступное для детей место.
РИСУЕМ КРАСКАМИ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Обучение умению правильно и аккуратно использовать краски, обмакивать в них кончик кисточки или пальчика; правильно пользоваться кисточкой: держать кисточку; легкими движениями проводить линии, рисовать точки; мыть кисточку и хранить ее щетиной вверх.
Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.
Развитие чувства цвета.
Развитие эмоций и фантазии.
Развитие мелкой моторики.
Развитие речи.
Ознакомление с окружающим миром.
Формирование интереса к рисованию.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ.
Акварельные и гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами ; круглые и плоские кисти разного размера; различные виды бумаги, цветной матовый картон; палитра. Клеенки на столы, фартуки или халаты, тряпочки или салфетки, банки-непроливайки, по возможности использовать мольберты.
ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ.
РИСОВАНИЕ НА МОКРОЙ БУМАГЕ- нанесение краски на лист, смоченный водой. Получается бессюжетный рисунок, на котором можно наблюдать размытые очертания, плавные переходы, смешение красок.
РИСОВАНИЕ ПАЛЬЦАМИ - нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. Удобно рисовать указательным пальцем ведущей руки. Краски разводятся до густоты сметаны и наливаются в плоские крышки. При смене красок пальчики моют в банке с водой и вытирают салфеткой.
РИСОВАНИЕ ЛАДОНЯМИ – нанесение слоя краски на ладонь и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Краску можно наносить кисточкой либо коснувшись ладошкой краски в блюдце. При нанесении краски кисточкой используйте разные цвета. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.
РИСОВАНИЕ КИСТОЧКОЙ.
РИСОВАНИЕ КИСТОЧКОЙ- нанесение красок на бумагу при помощи кисти. Сначала намочить кисть, взять на нее краску и легко, без нажима, нанести на бумагу. Используют круглые и плоские кисти, акварель в тюбиках (предварительно разводят, гуашь, бумага – акварельная и другая плотная. Рисовать при помощи кисти можно тремя способами:
Примакивание – нанесение на основу цветных пятен путем прикладывания к бумаге кисточки с краской. Кисточку следует сразу, без проведения мазков, оторвать от нее;
Нанесение мазков – проведение кисточкой линий различной длины в разных направлениях (сверху вниз, слева направо);
Рисование кисточкой поверх карандашного эскиза – нанесение красок поверх несложного карандашного эскиза, состоящего из простых линий и форм (прямые вертикальные и горизонтальные линии, круги, полукруги, овалы).
РИСОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ШТАМПА – нанесение краски на поверхность штампа, прикладывание его к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска. Этим способом можно получить одинаковые оттиски в любом количестве, создавая из них различные изображения. Штампами могут быть тычки, деревянные геометрические фигурки, шаблоны нужной формы из овощей (моркови, картофеля).
СЮЖЕТ РАБОТ.
На занятиях по рисованию красками часто повторяются сюжеты, с которыми дети знакомы по работе с карандашами и фломастерами, лепке, аппликации. Та же самая трава или елочка может изображаться посредством линий, нарисованных карандашом, краской при помощи пальчика или кисточки.
ЛЕПКА
.
ЗНАКОМСТВО С ПЛАСТИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Знакомство детей с пластичными материалами: пластилином и тестом.
Обучение разнообразным приемам действий с пластичными материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и шлепанье.
Формирование интереса к работе с пластичными материалами.
Развитие мелкой моторики.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ.
Мягкий пластилин ярких цветов, тесто, разноцветный матовый картон, подкладные доски, стеки. При обыгрывании сюжета могут использовать игрушки.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИЕМЫ ЛЕПКИ.
РАЗМИНАНИЕ – надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.
ОТЩИПЫВАНИЕ – отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.
«ШЛЕПАНЬЕ» - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
СПЛЮЩИВАНИЕ – сжимание куска теста, пластилина с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластилина можно сплющить при помощи пальцев. Большой кусок придавливают ладонями к плоской поверхности.
ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ.
При работе с пластилином или тестом на столы следует постелить клеенку, а детям надеть специальные клеенчатые фартуки и нарукавники или халаты с рукавами на резинке. Подготовьте влажные тряпочки, чтобы малыши могли вытирать руки.
СЮЖЕТ ПОДЕЛОК.
В занятиях с детьми раннего возраста следует использовать простые сюжеты, близкие и понятные детям.
ХРАНЕНИЕ РАБОТ.
Обыграв ситуацию, после занятия поделки убирают и незаметно от детей разбирают, а используемый пластилин вновь возвращают в работу.
ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ РАЗМАЗЫВАНИЯ И НАДАВЛИВАНИЯ.
Материалы и инструменты.
Мягкий пластилин ярких цветов; основа для картин; разноцветный матовый картон, бархатная бумага, пластилиновая основа,ткань, натянутая на картон ; ножницы, клей. Для обыгрывания сюжета можно использовать пластмассовые и резиновые игрушки
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИЕМЫ ЛЕПКИ.
СКАТЫВАНИЕ – формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным пальцами руки.
НАДАВЛИВАНИЕ – нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.
РАЗМАЗЫВАНИЕ – надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении для получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.
ЛЕПКА ОБЪЕМНЫХ ФИГУР ИЗ ТЕСТА И ПЛАСТИЛИНА.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИЕМЫ ЛЕПКИ.
СКАТЫВАНИЕ – формирование из куска пластилина больших шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.
РАСКАТЫВАНИЕ – ФОРМИРОВАНИЕ из куска пластилина колбасок путем раскатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.
РАЗРЕЗАНИЕ – деление куска при помощи стеки на кусочки меньшего размера.
СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ – прикладывание деталей поделки одна к другой, несильное придавливание их друг к другу.
ЗАОСТРЕНИЕ – ОТТЯГИВАНИЕ пальцами края шарика или раскатывание одного из краев колбаски одним или двумя пальцами до получения острого конца.
ВДАВЛИВАНИЕ ПАЛОЧКИ- вставка палочки в деталь из пластилина и надавливание на нее. Следует регулировать силу давления.
НАНИЗЫВАНИЕ – ПООЧЕРЕДНОЕ надевание деталей на палочку или проволоку с целью соединения деталей поделки.